доклад на тему "Современные дидактические концепции обучения"
методическая разработка на тему

Излагаются две основные современные концепции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные дидактические концепции обучения.

Современные теории обучения (дидактические концепции)
К настоящему времени сложились
две основные теории обучения:  ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная.

Ассоциативная теория обучения оформилась в XVII в.  Ее методологические  основания  были  разработаны Дж. Локком,  который и предложил термин "ассоциация".  Окончательное оформление ассоциативная теория обучения получила в классно-урочной системе Я. А. Коменского. Основными принципами этой теории являются следующие:  механизмом  любого  акта учения является ассоциация; обогащение  сознания  обучающегося образами и представлениями - основная задача учебной деятельности; наглядные образы важны не сами по себе: они необходимы постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе  сравнения; основной метод ассоциативного обучения - упражнение. Ассоциативные теории лежат в основе  объяснительно-иллюстративного обучения, господствующего в современной традиционной школе.

Н. А. Менчинская большое внимание уделяет развитию обучаемости, для которой характерны обобщенность мыслительной  деятельности,  экономичность,  самостоятельность  и гибкость мышления,  смысловая память,  связь наглядно-образных  и  словесно-логических  компонентов  мышления;

 Л. В. Занков.  Его дидактическая система, ориентированная на младших школьников, дает развивающий эффект и при работе с подростками и старшими школьниками при соблюдении следующих принципов:  построение обучения  на  высоком уровне  трудности  (при соблюдении ясно различаемой меры трудности); быстрый темп изучения материала (разумеется, в разумных пределах); принцип ведущей роли теоретических знаний; осознание обучающимися процесса учения. 

Укрупнение дидактических единиц усвоения (П. М. Эрдниев,  Б. П.  Эрдниев), интенсификация обучения на основе Принципа наглядности (В. Ф. Шаталов,  С. Д.  Шевченко и др.),  опережающее обучение и комментирование (С. Н. Лысенкова),  повышение  воспитывающего  потенциала  урока  (Е. Н. Ильин, Т. И. Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов  и  учащихся  на  уроке  (И. М. Чередов, С. Ю. Курганов,  В. К. Дьяченко, А. Б. Резник Н. П. Гузик и др.), индивидуализация обучения (И. П. Волков и  др.). 

Это были  ассоциативные  теории обучения,  которые  изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся. 

Теории, опирающиеся на деятельностный подход: теория проблемного обучения (А. М. Матюшкин,  М. И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин.  Н. Ф. Талызина и др.), теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему" Дидактическая игра как средство повышения учебного процесса"

Творческий отчет по теме самообразования.Актуальность темы обусловлена её значимостью для современной школы, поскольку дидактические игры как одна из форм работы учителя играют важную роль в процессе ...

Доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение"

Доклад по теме" Личностно-ориентированное обучение" содержит теоретическую базу по обобщению опыта по данной теме...

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Дидактическая игра как метод обучения.Роль дидактических игр в обучении.Виды дидактических игр....

Литературное развитие слабослышащих младших школьников в условиях современной концепции обучения

Описание к обучению литературного развития слабослышащих младших школьников на уроках чтения и развития речи....

Обзор дидактических концепций

В данном материале в сжатой форме рассмотрены  дидактические концепции·        в зависимости от подхода к определению целей и содержания обучения;·...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения»

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы  обучения»...


 

Комментарии

Вот так.