Организация внеурочной деятельности в 1 классе.
статья по теме

Борисова Елена Александровна

  

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

III межрегиональные   Мартыновские чтения,

 посвящённые 1150-летию зарождения российской государственности.

 

 Организация

внеурочной деятельности

 в 1 классе.

Секция для педагогов

«Организация внеурочной деятельности в условиях перехода

к стандартам второго поколения»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 8» г. Петровска

Саратовской области

Борисова Елена Александровна

                                               

Петровск

2012 г.

Внеурочная деятельность в 1 классе в условиях перехода на ФГОС НОО.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Согласно ФГОС НОО, в Базисном учебном плане отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в нашей школе, и как они применяются конкретно в 1-б классе, классным руководителем которого я являюсь в данный момент?

В образовательном плане нашей школы (МБОУ СОШ №8 г. Петровска) направлениями внеурочной деятельности являются:

- физкультурно-оздоровительное,

- художественно-эстетическое,

- научно–познавательное,

- духовно-нравственное,

- общественно-полезная деятельность,

- проектная деятельность.

Надо отметить, что внеучебная деятельность обучающихся начальной школы на всех мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах.

Возникает вопрос:

Какие формы работы по основным направлениям содержит план внеучебной деятельности?

Духовно-нравственное

Формы деятельности в 1-б классе:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников школы и общественности.

Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Детская благотворительность.

В этом учебном году обучающиеся 1-б класса принимали участие в благотворительных акциях «Спешите делать добрые дела», «Живи учебник!», «Птицы – наши друзья!».

Научно-познавательное

Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры и беседы;

Детские исследовательские проекты;

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);

Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Ученики 1-б класса участвуют в различных викторинах, познавательных играх, беседах. Хотя они еще и малы, но уже пробуют свои силы и в исследовательской работе. Пусть это только первые шаги в науку, но они уже имеют место быть.

Не остаются без внимания первоклассников и различные конкурсы познавательной направленности: «ЭМУ», «Смекалка», «Инфознайка».

Во многих конкурсах ребята заняли призовые места. А самые первые школьные награды ведь не могут не радовать.

                           

Проектная деятельность

В этом учебном году мои первоклассники с огромным интересом и удовольствием  участвовали в таких социально-значимых проектах, как «Если не мы, то кто…» с проектом «Цветы для школы», «Вы давно блинов не ели?», посвященный Масленице.

Мы получили дипломы за 1 и 2 место.

Физкультурно-оздоровительное

Первоклассники, как все знают, очень подвижны. Поэтому формы работы этого направления детям очень нравятся.

Мы с удовольствием устраиваем спортивные соревнования: и в своем классе, и в параллели с 1-а классом, а также по приглашению МУК КДЦ «Ровесник» и «Современник».  И тоже получаем за это грамоты (1 и 2 место).

Многие мои первоклассники активно занимаются плаванием, самбо, легкой атлетикой и художественной гимнастикой в учреждениях дополнительного образования.

Сама я веду кружок «Школа здоровья», на котором расширяю знания детей об их  организме и о здоровом образе жизни, внушаю, что здоровье – главная ценность человека.

В нашей школе действует еще и спортивная секция  «Легкая атлетика».

Утренняя зарядка, физкультминутки, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня – все это по душе первоклассникам.

А в конце этого учебного года планируем совместный с родителями туристический поход.

       

Художественно-эстетическое

Ведущие формы деятельности:

Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

Художественные выставки;

Кружки художественного творчества;  

Мы устроили собственными силами концерты в классе, посвященные Осени, Дню Матери и празднику 8 Марта, выставляли свои работы-рисунки на выставки.

Всегда активно участвуем в праздничном оформлении школы и своей классной комнаты.

 В этом учебном году мы с удовольствием посетили Картинную галерею, где посмотрели работы петровских художников, а также были в краеведческом музее.

Побывали в школьной библиотеке, планируем сходить в городскую библиотеку.

Дети также посещают школьные художественно-эстетические кружки:

кружок «Самоделкин», где делают различные поделки и подарки для друзей из природного и других материалов;

кружок «Театральный», в котором пробуют себя в качестве актеров, играют различные роли, инсценируют русские народные сказки и знакомятся с историей театрального искусства;

Кружок «Разноцветный мир» учит их тонкостям изобразительного искусства, умению видеть и ценить красоту окружающего мира.

     

Общественно-полезная деятельность

В 1-б классе организовано дежурство. Каждый ученик в классе выполняет закрепленное за ним поручение. Проводим мы и трудовые десанты.

В течение года планируются беседы и встречи с представителями разных профессий. Активно мы участвуем в различных районных выставках поделок и детского творчества.

Итак, все перечисленные разнообразные виды внеурочной деятельности, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка.

На основании приведенных примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:

- наша школа имеет собственные ресурсы для организации этой работы;

- но помощь школе могут оказать и учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

Наиболее продуктивной, конечно же, представляется схема ведения внеучебной деятельности совместно педагогами ОУ и привлеченными специалистами учреждений дополнительного образования.

Но проблемным при выборе любой из схем остается вопрос оплаты внеучебной деятельности.

Таким образом, каждый ученик в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности.

Но главное, надо помнить, что участие детей во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

программа воспитательной деятельности класса "Будь человеком"

Данная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Ориентация: культурно-нравственная. Составление данной четырехгодичной программы ВР в своем классе, следуя голосу души и интуитивному чутью, я...

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"

Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....