Мастер-класс "Построение модели воспитательной деятельности класса" или "Управляй мечтой"
консультация на тему

Екимова Наталья Валерьевна

Данный материал позволяет педагогам познакомиться с системой работы классного руководителя и построить (спроектировать) свою модель воспитательной деятельности с кассным коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Построение модели воспитательной деятельности класса

«Управляй мечтой!»

Цель: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт моделирования и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

Основные задачи:

-  обобщить опыт учителя по данной теме;

-  совместно с группой коллег отработать некоторые результативные методические приемы, формы проектирования модели.

ВЫЗОВ

На экране «Алый парус»

Учитель (перед сценой, в зале) поет или читает:

«Ребята, надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним,

Над океаном алые взметнутся паруса,

И скрипка пропоет над океаном…»

Песня, которую я помню с детства, и часто напеваю.

- О чем она? О мечте!

- О чем в детстве мечтали вы, уважаемые коллеги?

(свободные высказывания - вызов коллег на сцену)

Приглашаю Вас принять участие в мастер-классе «Построение модели воспитательной деятельности» с поэтическим названием «Управляй мечтой!»

(поднимаюсь на сцену)

Моя детская мечта, мечта семилетней девочки – стать учителем младших классов – сбылась! Можно подумать, что жизнь удалась?! Нет, была еще одна мечта, мечта девочки-подростка – научиться играть на гитаре как Олег Митяев, которому сегодня день рождения - 58 лет.

Вот гитара (снимаю алую ткань с инструмента), вот – я, но мечта не сбылась, увы, я не умею играть на этом замечательном инструменте.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

- Все ли Ваши мечты исполнились, уважаемые коллеги? (свободные высказывания)

Д.И. Писарев говорил: «Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни…»

- А как Вы считаете, надо ли бороться за свою мечту? (свободные высказывания)

Т.е. можно сказать, что мечта – это парус жизни.

- Влияет ли возраст на характер, реализацию мечты? (свободные высказывания)

- А воспитание?

Комментарии для зрителей:

Воспитание – это процесс принятия человеком важных ценностей, которые определяют его поведение. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный. Следовательно, воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности.

- Я предлагаю Вам построить свою модель воспитывающей деятельности. Определите ее цель.

Целью моей модели является духовно-нравственное развитие младших школьников как основа индивидуально-личностного роста учащихся.

Учебно-воспитательная работа организуется на основе системы ценностей. Этих ценностей много. В Модели я использую систематизацию ценностей по условным «направлениям воспитательной деятельности». Их как струн у гитары – 6.

Давайте послушаем моих учеников – о чем мечтают они – и определим эти направления воспитательной деятельности, записав их в нашей модели.

На экране дети с мечтой, а коллеги определяют направление воспитательной деятельности

Направления воспитательной деятельности

Мечта

Творю добро

Я очень люблю своих родителей. Они для меня пример во всех добрых делах. Я мечтаю, что в моей семье будут также помогать друг другу, поддерживать, любить.

Моя страна

Изучая историю, я узнал, как много в мире было войн из-за того, что люди не смогли договориться. Я мечтаю, что в нашей стране никогда это не повторится. Хочу, чтобы в будущем Россия стала доброй и богатой страной, чтобы всем людям было хорошо.

Мой труд

Я очень люблю ходить в школу, узнавать каждый день что-то новое. Здесь мои друзья, мои учителя. В будущем я мечтаю стать хорошим специалистом, а для этого мне нужны прочные знания и умения их применять.

Мое здоровье

Мои мама и бабушка – врачи. Они помогают людям. Поэтому и меня приучили заботиться о своем здоровье. Я мечтаю, что будет создано лекарство от всех болезней.  

Природа – мой дом

У меня дома живут кот Васька, хомячки, черепаха Тортила. Мне жалко всех бродячих собак. Ведь это человек сделал их злыми. Когда я выросту, хочу создать приют для бездомных животных.

Мир красоты

Я люблю рисовать, хожу в художественную школу. Возможно, в будущем я и не стану известным художником, но научусь видеть прекрасное вокруг себя. Моя мечта – побывать в Третьяковской галерее и Эрмитаже.

Самостоятельная работа коллег:

Участники мастер-класса придумывают направление воспитательной деятельности, заполняя свою заготовку МОДЕЛИ

Комментарии для зрителей:

Я перечисляю ценности данного направления

Слушаю название направления коллег

Говорю свое название (оно появляется на экране)

Творю добро

  • Человек (жизнь человека, добро, правила морали и умение делать нравственный выбор, взаимозависимость интересов личности и общества, свобода и права личности, честь и достоинство, признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать, дружба и взаимопомощь, справедливость и милосердие, духовная безопасность)
  • Семья (любовь и верность, здоровье и достаток, почитание родителей, забота старших о младших)

Моя страна

  • Патриотизм (любовь к близким, друзьям, школе, к своей малой родине, к своему народу, к России и действия во благо их)
  • Гражданственность (долг перед семьей, предками, страной, служение Отечеству, закон и правопорядок, правовое государство и гражданское общество, многообразие культур и народов единой страны, равенство культур и народов России, толерантность).
  • Человечество (многообразие культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, мир во всем мире, международное сотрудничество, прогресс человечества).

Мой труд

  • Труд и творчество

(трудолюбие, творчество, уважение к труду, бережное отношение к его результатам, целеустремленность и настойчивость)

  • Образование

(знание, образованность, профессиональное самоопределение).

Мое здоровье

  • Здоровье 

(физическое и душевное (психологическое, нравственное), здоровье личное, близких и всех людей, здоровье человека, общества и природы, здоровый образ жизни, самовоспитание)

Природа – мой дом

Жизнь, природа родного края, заповедная природа, планета Земля, экологическое поведение.

Мир красоты

Духовный мир человека, красота в творениях природы и человека (искусство), гармония, культура.

Вывод: Мы с Вами получили еще одну цель-мечту – воспитать доброго, не причиняющего зла живому; честного и справедливого; любящего и заботливого; трудолюбивого и настойчивого; творящего и оберегающего красоту мира; стремящегося к знаниям и критично мыслящего; смелого и решительного; свободолюбивого и ответственного; самостоятельного и законопослушного; чувствующего связь со своим народом, страной, культурой; бережно относящегося к слову; патриотичного; толерантного человека.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Все перечисленные ценности постепенно входят в духовно-нравственный мир человека на протяжении всей его жизни.

Основа моей Модели это:

  • доброе слово (это некое действие с участием ребенка,  в котором проявляется та или иная духовная ценность)
  • доброе дело (поступки детей при подготовке и во время «мероприятий», которые могут быть спонтанными или хотя бы отчасти спланированными).

Все многообразие добрых слов и дел я  разделяю на три вида деятельности: учебная, внеучебная и внешкольная деятельность

Какие формы помогут нам реализовать нашу мечту?

Работа коллег – 3 пары - Формы реализации направлений воспитательной деятельности

Направления воспитательной деятельности

Учебная деятельность

Слова

Дела

Творю добро

Моя страна

Мой труд

Мое здоровье

Природа – мой дом

Мир красоты

Обязателен вопрос: Какие субъекты реализуют данные формы?

Комментарии для зрителей:

Учебная деятельность (Учеба). Здесь осмысление ценностей «на словах» происходит при решении нравственно-оценочных заданий по предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

В рамках «учебной деятельности» я:

1) как классный руководитель координирую деятельность педагогов, работающих в классе.

2) как учитель использую возможности уроков для реализации задач воспитания.

Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

В рамках «внеурочной деятельности»:

1) Реализую систему классных часов.

2) Организовать работу по моделированию и построению воспитательной системы класса.

3) Использую школьную программу воспитывающей деятельности «Лукоморье».

4) Работаю в системе по формированию готовности к самосохранительному поведению младших школьников.

5) Способствую успешной реализации подпрограммы «Здоровье».

6) Веду профориентационную работу с учащимися класса.

3.   Внешкольная (общественная) деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создание книги памяти своего района и т.п.).

В рамках  «внешкольной деятельности» стараюсь:

  1. Продуктивно выстроить работу с родителями (семьями).
  2. Организовать классное самоуправление.
  3. Курировать взаимодействие класса с внешкольными учреждениями в пространстве города.  

Проверка работы групп:

Какие формы реализации направлений воспитательной деятельности вы предлагаете?

Направления воспитательной деятельности

Реализация направлений воспитательной деятельности

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Общественные задачи

(внешкольная деятельность)

Слова

Дела

Слова

Дела

Дела

Творю добро

Материал учебных предметов

Использование

педагогических

технологий

Беседы

Кл. часы

Просмотр фильмов

КТД

Проекты

Экскурсии

Походы

Ролевые игры

Встречи

Акции

Праздники

Самоуправление

Шефская работа

Моя страна

Мой труд

Мое здоровье

Природа – мой дом

Мир красоты

Субъекты 

Ученик

Учитель-предметник

Педагог-психолог

Родители

Ученик

Классный руководитель

Педагоги дополнительного образования

Родители

Ученик

Классный руководитель

Педагог-психолог

Родители

Социум

Обязателен вопрос: Какие субъекты реализуют данные формы?

На экране ответы: ученик, классный руководитель, родители, педагоги-предметники,

                                   педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социум

Можно добавить:

Направление

Реализация

Творю добро

Проект «Дошколенок»

Этические беседы

Моя страна

Участие в делах класса, школы (самоуправление), семьи, города

Эколого-краеведческая работа

Акция «Забота о ветеранах»

Проектная деятельность

Мой труд

Подпрограмма «Одаренные дети»

Участие в интеллектуальных конкурсах

Проектная деятельность

Работа со слабоуспевающими

Мое здоровье

Подпрограммы «Здоровье», «По формированию готовности

к самосохранительному поведению младших школьников»

Природа – мой дом

Эколого-краеведческая работа

Участие в субботниках (по возможности)

Забота о «классной клумбе»

Мир красоты

Эстетическое оформление кабинета

Посещение музея, театра, выставок

Задание коллегам:

Определите место субъектов воспитания и характер (степень) их взаимодействия в нашей модели

Комментарии для коллег:

В результате реализации воспитательной модели в классном коллективе будут созданы условия для духовно-нравственного развития личности школьников, приобретение практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе:

- динамику личностного роста школьника;

- повышение уровня воспитанности школьников, социальной ориентации и адаптации школьников;

- расширение возможностей получения дополнительного образования;

- формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность,  эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата.

в дальнейшей перспективе:

- продолжение семейных традиций;

- осознание позиции гражданина правового государства.

                

РЕФЛЕКСИЯ

Какие действия мы выполнили, строя воспитательную модель?

1)Поставили цель воспитательной модели,

2)Спланировали направления и виды деятельности,

3)Отобрали формы, методы реализации модели,

4)Определение взаимодействия субъектов воспитания.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Работа коллег:

Давайте смоделируем одно из условий для духовно-нравственного развития младших школьников через интеграцию обучения и воспитания: как должны взаимодействовать субъекты воспитания.

Каждый берет карточку: ученик, классный руководитель, родители, педагоги-предметники,                                    педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социум

Создавая модель, берутся за руки и встают в круг

Вывод: 

Мы продемонстрировали главное условие реализации Модели: только «взявшись за руки», опираясь на взаимопомощь, мы сможем воплотить в жизнь любую нашу мечту – модель воспитательной деятельности!

И она – как струны гитары – зазвучит в сердцах наших учеников.

Уважаемые коллеги, благодарю Вас за содружество, сотрудничество, сотворчество.

Звучит песня (припев) «Сочиняй мечты»

ИТОГ

Пусть я так и не научилась играть на настоящей гитаре, но моя мечта осуществилась. Ведь детская душа – очень тонкий инструмент, перебирая струны которого, мы с ребятами, родителями, педагогами дополнительного образования сочиняем свою мелодию и пусть она сегодня прозвучит!

Дети (мои бывшие и нынешние ученики) играют на гитаре.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».

Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Проект: разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса

Проект: разработка модели инновационной деятельности молодого учителя по организации учебно-воспитательного процесса...