Рабочая программа "Кубановедение 1-4 класс" ФГОС
рабочая программа (1 класс) по теме

Романенко Нина Владимировна

Рабочая программа "Кубановедение 1-4 класс" ФГОС (135 часов) разработана на основе авторской  программы  для  общеобразовательных  учреждений  для 1-4 классов «Кубановедение», авторы: Ерёменко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. и др.,  издательство  «Перспективы образования»,   2009 г, скорректирована на основании письма департамента образования и науки Краснодарского края «О тематическом разделе «Кубань – многонациональный край» от 29 июля 2011 года № 47-11682/11-14.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kubanovedenie_1-4_klass_fgos.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Хутор Школьный муниципального образования Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от  30.08.2011   года

Председатель педсовета

  _____________         Н.Г. Лях

       подпись руководителя ОУ            

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По        кубановедению                                                              

Ступень обучения (класс)    начальное  общее  образование  (1-4 классы)      

Количество часов      135 ч               

       

Составитель    Романенко Нина Владимировна

Программа разработана на основе авторской  программы  для  общеобразовательных  учреждений  для 1-4 классов «Кубановедение», авторы: Ерёменко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. и др.,  издательство  «Перспективы образования»,   2009 г, скорректирована на основании письма департамента образования и науки Краснодарского края «О тематическом разделе «Кубань – многонациональный край» от 29 июля 2011 года № 47-11682/11-14.

  1. Пояснительная записка

         В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

        Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228).

         Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

      Рабочая программа составлена на основе авторской  программы по  кубановедению для общеобразовательных учреждений для 1-4 классов. Авторы-составители: Ерёменко Е. Н., зав. кафедрой начального образования ГОУ КК ККИДППО; Зыгина Н. М., учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 Калининского района; Шевченко Г. В., учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 Красноармейского района; Мирук М.В., начальник отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений департамента образования и науки; Науменко Т.А., учитель истории и кубановедения СОШ № 10 г. Краснодара, заслуженный учитель Российской Федерации; Паскевич Н.Я., заместитель директора МОУ ЦДОД «Малая Академия», заслуженный учитель Кубани.

        Программа по кубановедению для начальной школы обеспечена учебно-методическим комплектом, завершённой предметной линией и включает в себя следующие учебные пособия:

        Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 класса общеобразоват. учреждений. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2011

        Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2006.

        Учебник по кубановедению для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т. А. Краснодар: Перспективы образования, 2007.

        Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

        Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Рабочая  программа

 по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Кубань – многонациональный край. Я и моя семья.

10/9 ч

10 ч

10

2.

Наша школа

7/6 ч

7 ч

7

3.

Родной город (село, станица, хутор)

8 ч

8 ч

8

4.

Будем жить в ладу с природой

8/7 ч

8 ч

8

5.

Земля отцов - моя земля. Кубань – многонациональный край.

17 ч

17 ч

2

15

6.

Природа родного края

14 ч

14 ч

14

7.

Труд и быт жителей Кубани. Кубань – многонациональный край.

11 ч

11 ч

11

8.

Населенные пункты Краснодарского края. Кубань – многонациональный край.

7 ч

7 ч

7

9.

Нет в мире краше Родины нашей. Кубань – многонациональный край.

12 ч

12 ч

12

10.

Без прошлого нет настоящего. Кубань – многонациональный край.

10 ч

10 ч

10

11.

Казачьему роду нет переводу. Кубань – многонациональный край.

12 ч

12 ч

12

12.

Берегу землю родимую, как мать любимую. Кубань – многонациональный край.

11 ч

11 ч

11

13.

Жизнь дана на добрые дела. Кубань – многонациональный край.

8 ч

8 ч

8

ИТОГО:

135/132 ч

135 ч

33

34

34

34

        На основании письма департамента образования и науки Краснодарского края «О тематическом разделе «Кубань – многонациональный край» от 29 июля 2011 года № 47-11682/11-14 внесены следующие изменения в названия разделов и тем авторской программы:

         В 1 классе раздел «Кубань – многонациональный край» включен в раздел «Я и моя семья» и реализуется при изучении тем:

- Мой родной край. Многонациональный состав жителей Кубани.

- Будем знакомы! Наш класс – многонациональная семья.

- Школьная дружба. Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. 

- Семейные традиции народов Кубани. Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье.

- Ценность семьи. Мой дом. Родная земля.  Люблю тебя, мой край родной.

        Во 2 классе раздел «Кубань – многонациональный край» включен в разделы и реализуется при изучении тем:

Раздел 1. «Земля отцов - моя земля».

Моя мала родина.  Мы разные, но мы вместе.

Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани»

- Ремёсла на Кубани. Национальные особенности ремесел жителей Кубани.

- Традиционное жилище народов Кубани. Дом, в котором жили наши предки. 

- Православные праздники. Многообразие религий как единство народов.

Тема 4. «Населённые пункты Краснодарского края».

- День Победы - всенародный праздник. Победа деда – моя победа. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.

        В 3 классе раздел «Кубань – многонациональный край» включен в разделы и реализуется при изучении тем:

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей»

Земля отцов – моя земля. Приобщение к культуре и традициям предков – основа мира и согласия. Нет в мире краше Родины нашей. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины. 

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего»

Добрые соседи. Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае. 

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу».

Народные обычаи и традиции. Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань.

        В 4 классе раздел «Кубань – многонациональный край» включен в разделы и реализуется при изучении тем:

Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую. Кубань – многонациональный край».

- Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). От семейных ценностей к культурно-региональной общности.

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля. Кубань – многонациональный край».

- Одежда жителей Кубани. Национальные костюмы народов, населяющих Кубань. 

- Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Традиционные праздники народов Кубани. 

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела. Кубань – многонациональный край».

Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). 

2. Общая характеристика курса

        Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

     - воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

     - развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

-  сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

  Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и — «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

  «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

3. Место курса «Кубановедение» в учебном плане

         Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 59 всего на изучение кубановедения  в начальной школе выделяется  135 ч.  На изучение кубановедения в каждом классе начальной школы отводится по  1 ч в неделю: в 1 классе — 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34  ч (34 учебные недели в каждом классе).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Кубановедение»

   

      Общение с богатой природой края, при активизации эмоционально-чувственной сферы, должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

       Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

5. Результаты изучения курса «Кубановедение»

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

            - осознание себя жителем Краснодарского края, чувство ответственности за сохранение его природы.

           - осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к  своему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к его истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной кубанской жизни;

           - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий;

           - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов края;

           - уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

            - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

            - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

             - установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

  Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

             - способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

            - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

            - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

            - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

            -  усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

            - сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

            - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

            - умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

             - владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире природы и социума;

             - овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

            - понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

            - понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

            - понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

            Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Кубановедение" помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родного края, страны и планеты Земля.        

6. Содержание курса

1 класс (33 часа)

Раздел 1. «Кубань – многонациональный край» (10 часов).

     Мой родной край. Многонациональный состав жителей Кубани.

Будем знакомы! Наш класс – многонациональная семья.

Школьная дружба. Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов. 

Семейные традиции народов Кубани. Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье.

Ценность семьи. Мой дом. Родная земля.  Люблю тебя, мой край родной.

Раздел 2. «Наша школа» (7 часов).

       Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения.

Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов).

          Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов).

      Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

К концу 1 класса учащиеся должны:

знать

  1. своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
  2. основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
  3. традиции своей школы
  4. улицы, расположенные вблизи школы и дома
  5. основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
  6. основные достопримечательности родного города
  7. профессии жителей своего города (села, станицы и др.)
  8. основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

на практическом уровне

  1. соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
  2. составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения.

2 класс (34 часа)

Раздел 1. «Земля отцов - моя земля. Кубань – многонациональный край» (2 часа).

Моя малая родина. Мы разные, но мы вместе. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района).

Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов).

Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности и их обитатели. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края.

Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани. Кубань – многонациональный край» (11 часов).

Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Традиционное жилище народов Кубани. Дом, в котором жили наши предки.  Православные праздники. Многообразие религий как единство народов.  Ремёсла на Кубани. Национальные особенности ремесел жителей Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

Тема 4. «Населённые пункты Краснодарского края. Кубань – многонациональный край» (7 часов).

Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна. Улицы моего населённого пункта. Населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. День Победы - всенародный праздник. Победа деда – моя победа. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.

К концу 2 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  1. особенности времён года своей местности
  2. характерные особенности рельефа своей местности
  3. названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края
  4. названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности
  5. значение Красной книги Краснодарского края  особенности труда и быта земляков
  6. родственные связи в семье, уклад семьи
  7. герб, флаг, гимн Краснодарского края
  8. кубанские песни, пословицы и поговорки

•         основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе

•        выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

уметь

•        показывать   на   физической   карте   Краснодарского   края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт

• рассказывать  о  достопримечательностях  родного  города, станицы;

  1. различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
  2. бережно относиться к растительному и животному миру Кубани

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

•        соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага

• соблюдения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах

     • поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д

3 класс (34 ч)

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей. Кубань – многонациональный край»

(12 часов).

Земля отцов – моя земля. Приобщение к культуре и традициям предков – основа мира и согласия. Нет в мире краше Родины нашей. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины. Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего. Кубань – многонациональный край»

(10 часов).

«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае.  Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу Кубань – многонациональный край» (12 часов).

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

К концу 3 класса учащиеся должны:

знать/понимать

•         связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани.

  1. природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае.
  1. формы земной поверхности Краснодарского края

     •        разновидности водоёмов Краснодарского края

•         особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных

  1. названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
  2. основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
  3. герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

•        фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
уметь

  1. узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
  2. различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
  3. ориентироваться по карте Краснодарского края
  4. давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
  2. выполнения правил сбора грибов в своей местности

     • правильного поведения у водоёма в разное время года

     • бережного отношения к растениям и животным

4 класс (34 ч)

Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую. Кубань – многонациональный край» (11 часов)

Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Краснодарский край на карте России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). От семейных ценностей к культурно-региональной общности.

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля. Кубань – многонациональный край» (15 часов).

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани. Национальные костюмы народов, населяющих Кубань. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Традиционные праздники народов Кубани. Устная история родного края. Екате-ринодар - Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела. Кубань – многонациональный край» (8 часов).

Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). 

К концу 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  1. природные зоны Краснодарского края
  1. природные богатства родного края и их использование человеком
  1. символику Краснодарского края
  2. органы местного самоуправления
  1. даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.
  2. особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
  3. достопримечательности родного края, своего района
  4. наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края
  5. особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
  6. важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
  7. заповедник,  находящийся  на  территории   Краснодарского края
  8. фамилии  и  имена  выдающихся  исторических,  научных, культурных деятелей Кубани

уметь

  1. определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
  2. узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
  3. определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)
  4. правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
  5. исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  1. правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
  2. выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
  3. исполнения знакомых народных песен
  4. самоорганизации и выполнения исследовательских проектов

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Авторская  программа  для  общеобразовательных  учреждений  для 1-4 классов «Кубановедение», авторы: Ерёменко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. и др.,  издательство  «Перспективы образования»,   2009 г

1

2.

Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1 класса общеобразоват. учреждений. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2011.

8

3.

Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2006.

       

8

4.

Учебник по кубановедению для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т. А. Краснодар: Перспективы образования, 2007.

8

5.

Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

8

6.

Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006.

8


2. Печатные пособия

5.

Таблицы природоведческого содержания.

Д

6.

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, болото, озера и т.п.).

Д

8.

Географические настенные карты.

Д


3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

9.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Д


4. Технические средства обучения

10.

Классная доска.

Д

11.

Магнитофон.

Д

12.

Мультимедийный проектор.

Д

13.

Экспозиционный экран

Д

14.

Компьютер.

1

15.

Принтер лазерный.

1

5. Экранно-звуковые пособия

16.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (фрагменты музыкальных произведений, записи голосов, птиц и др.)

Д

6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

17.

Термометр для измерения температуры воздуха.

Д

18.

Часы с синхронизированными стрелками.

Д

19.

Муляжи  фруктов.

Д


7. Натуральные объекты

20.

Коллекция полезных ископаемых (гранит)

Д

21.

Живые объекты (комнатные растения)

Д


8. Игры и игрушки

22.

Настольно-печатные игры.

Комплект из 10 штук


9. Оборудование класса

23.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4

24.

Тумбы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.

2

25.

Настенные стенды для вывешивания иллюстративного материала.

2

СОГЛАСОВАНО                                               СОГЛАСОВАНО                                                                        

Протокол заседания                                            И.о. заместителя директора по

методического    объединения                           учебно-воспитательной  работе                                                     

 учителей кубановедения                                    МБОУ СОШ № 59

МБОУ СОШ  № 59                                              ___________   Н. В. Судникова               

От _______________     № ___                           «____»  ______________

____________          Еронина Т. В.                                            дата

подпись руководителя  МБО  ОУ                      Ф.И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Конспект урока по математике 1 классФГОС. Тема : ЧИСЛА 8-9. ЦИФРА 8.

Цели:·         Создать условия для ознакомления с образованием чисел 8-9 и графической записью этих чисел – цифрами 8,9;·...

Рабочая программа Окружающий мир 3 классФГОС.Подобина Е.Л

Рабочая программа Окружающий мир."Школа России"....

Рабочая программа Окружающий мир 4 классФГОС.Подобина Е.Л

Рабочая программа. Окружающий мир. ФГОС 4 кл Подобина Е.Л....

Рабочая программа форвард 2 классФГОС

Рабочая программа форвард 2 классФГОС...