Главные вкладки

    Программа работы со слабоуспевающими
    статья на тему

    МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

    Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

      пропуски занятий по болезни;

      слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

      задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

      педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

      неблагополучная семья;

      проблема «улицы»;

      прогулы;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_raboty_so_slabouspevayushchimi_detmi.doc153.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа работы

     со слабоуспевающими детьми.

    Пояснительная записка.

         Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию . Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

    Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

      пропуски занятий по болезни;

      слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

      задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

      педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

      неблагополучная семья;

      проблема «улицы»;

      прогулы;

    Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

    Цели:

    -ликвидация пробелов у учащихся в обучении математики и русского языка

    -создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

     

    Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

     - создать благоприятную атмосферу на уроке;

     - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

     - изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект деятельности.

    Использовать для этого обучающие игры;

     - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

     - ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

    - культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

     

     

    План работы со слабоуспевающими  учащимися

                

    Мероприятия

    Срок

    1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

    а) Определение фактического уровня знаний детей.

    б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

    Сентябрь

    2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

    Сентябрь

     3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

    В течение учебного года.

    4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

     

    В течение учебного года.

    5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

    В течение учебного года.

     

    6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

    В течение учебного года.

     

     7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

    В течение учебного года.

     

    8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

     

    В течение учебного года.

     

    9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

    Учить детей навыкам самостоятельной работы.

    В течение учебного года.

    Система работы с неуспевающими детьми

    1. Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока.

    Этапы урока        

    Виды помощи в учении

    Контроль подготовленности учащихся         

    Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

    Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

    Предложение учащимся примерного плана ответа.

    Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

    Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

    Изложение нового материала         

    Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.


    Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.


    Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником


    Самостоятельная работа учащихся на уроке         

    Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


    Напоминание приема и способа выполнения задания.


    Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.


    Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.


    Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.




    Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.


    Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

    Организация самостоятельной работы вне класса         


    Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


    Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.


    Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

    Этапы урока

    Акценты в обучении        

    Контроль подготовленности учащихся

    Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

    Тщательно анализировать и систематизировать ошибки

    , допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах,выявить типичные для классаи концентрировать вниманиена их устранении.

    Контролировать усвоение материала учениками,пропустившими предыдущие уроки.

    В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения

    основных понятий, законов,правил, умений и навыков,

    выявить причины отставания

    Изложение нового материала

    Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

    Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

    Самостоятельная работа учащихся на уроке

    Подбирать для самостоятельной работы задания

    по наиболее существенным, сложным и трудным

     разделам учебного материала.

    Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь

    большего эффекта.

    Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

    и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

    Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

     Умело оказывать помощь ученикам в работе,

     всемерно развивать их самостоятельность.

    Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

    Организация самостоятельной работы вне класса

    Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

     Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

     Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения

     домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.

    Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

    2. Профилактика неуспеваемости.

    Работа с  учащимися

    1. Ф.И.О. ученика ____________________________________________________________

    2. Класс _____________________________________________________________________

    3. По каким предметам не успевает _____________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    4. Поведение ученика __________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________ _______________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником

    __________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика  

    ___________________________________________________________________________

    8. Сколько времени длится эта работа ___________________________________________

    9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Памятка "Психотерапия неуспеваемости"

    1. "Не бить лежачего"

    Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

    2. Не более одного недостатка в минуту

    Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

    3. "За двумя зайцами погонишься…"

    Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

    4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

    Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

    5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

    Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

    6. Не скупитесь на похвалу

    Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

    7. Техника оценочной безопасности

    Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

    8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

    Не искушайте его невыполнимыми целями.

    9. Учащийся не объект, а соучастник оценки

    Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

    10. Сравнивайте достижения

    Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося

    3.Принципы работы с неуспевающими учениками

    Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

    1.       Физиологические;

    2.       Психологические;

    3.       Социальные

    Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

    Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

    Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

    Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

    При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

    С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

    1.       Недостатки познавательной деятельности

    -    несформированность приемов учебной деятельности;

    - недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

    - неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

    2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

    -Недостатки познавательной деятельности.

    Несформированность приемов учебной деятельности

    Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН. и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

    ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

                 - составление плана тезисов;

             - составление логической схемы прочитанного;

             - формулирование главной мысли.

    Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

    Недостатки развития психических процессов

    Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но  естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.

    НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

    Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

    Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

    Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

    Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

    - дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

    - не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

    - путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

    - следует осторожно оценивать неудачи ученика;

    - желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

    -Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

    Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?

    РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

    1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

    2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

    3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

    4.        Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

    5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

    6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

    7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

    8.        Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

    Система работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

    График консультаций по предмету в кабинете.

    Тетрадь учёта консультаций.

    Дата

    Ф.И. ученика

    Тема

    Дифференцированный подход на уроках:

    Тетрадь индивидуальной работы на уроке

    ПРИ ОПРОСЕ слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

    Слабоуспевающим ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. При опросе создаются специальные ситуации успеха. Периодически повторяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по какой –либо причине. В ходе опроса или при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

    В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает в качестве помощников при показе опытов.

    ВО ВРЕМЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на уроках слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: замечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.

    ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ слабоуспевающим подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях.

    объективность большую роль сыграет в дальнейшем развитии ребенка.

    Каждая семья, как и любой ученик, уникальна и неповторима. Если ученикам  нужно предлагать индивидуальный план продвижения по учебному маршруту, то и с родителями необходима индивидуальная работа. Они должны знать, что и как им необходимо делать, как помочь  ребенку. Но сложившаяся ситуация на практике показывает нежелание родителей понять значение индивидуально-ориентированного учебного плана для развития ребенка. На  данный момент это остается главной проблемой в работе с родителями и, связанной с лимитом времени, в легкости или трудности перехода на другой способ действия и т.д.)

    Выделим сначала те учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой нервной системой:

    1) длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал;

    2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;

    3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;

    4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;

    5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

    6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);

    7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);

    8) работа в шумной неспокойной обстановке;

    9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;

    10) работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;

    11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

    У инертных учащихся особое затруднение возникает в ситуациях, когда:

    1) учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

    2) учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращённых к классу;

    3) время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

    4) требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);

    5) учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;

    6) необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работ на другой;

    7) оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;

    8) требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.

    В указанных ситуациях у учащихся с сильной и лабильной нервной системой изначально существуют преимущества перед слабыми и инертными. Подобный круг требований в целом соответствует их нейрофизиологическим особенностям и их привычным, естественным проявлениям. Слабые и инертные учащиеся действовать в таких ситуациях сообразно своим природным возможностям не могут, поскольку динамические особенности их нервной системы, с одной стороны, и динамические характеристики построения учебных ситуаций, с другой, вступают в противоречие друг с другом. Успешная работа в некоторых ситуациях им вообще недоступна, в других они могут успешно действовать только при наличии специально выработанных приспособительных приемов. Существенную роль при этом может играть учитель. Он способен

    как облегчить, так и осложнить учебную деятельность ученика.

    Между тем, зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может по отношению к ним применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность. Так, известно, что полезными для учащихся со слабой нервной системой будут следующие правила, используемые учителем:

    1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

    2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

    3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

    4) лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

    5) путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;

    6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

    7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

    8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

    При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

    1) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

    2) следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях;

    3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

    4) поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;

    5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;

    6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

    7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал: следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

    Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.

    Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

    Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

    Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

    создавать проблемные ситуации;

    активизировать самостоятельное мышление;

    организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

    выстраивать позитивные отношения с группой;

    проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

    При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы со слабоуспевающими детьми

    Рабочая программа педагога по работе со слабоуспевающими обучающимися....

    Программа работы со слабоуспевающими обучающимися

    Программа работы со слабоуспевающими детьми....

    Программа работы со слабоуспевающими учащимися

    Программа работы со слабоуспевающими учащимися...

    Программа работы со слабоуспевающими детьми 2 класс

    Программа работы со слабоуспевающими детьми 2 класс...

    программа работы со слабоуспевающими учащимися

    создана программа для работы с отстающими детьми...

    программа работы со слабоуспевающими

    программа работы со слабоуспевающими...

    Программа работы со слабоуспевающими учащимися

    Программа работы со слабоуспевающими...