Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС
материал по теме

Терентьева Марина Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_uroku_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС


Особенность
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.  

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке

к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.
  2. Определение дидактической цели темы.
  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока (таблица).
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:

1. соответствие ЭОР

  1. целям и задачам урока;
  2. основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
  3. научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
  4. эргономическим требованиям;

2. научность и достоверность предоставленной информации.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  1. Организационный момент: тема;

цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи;

мотивация их принятия;

планируемые результаты: знания, умения, навыки;

личностно формирующая направленность урока.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Решение учебной задачи.
  5. Усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Обобщение и систематизация знаний.
  9. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  10. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  11. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

  1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  2. цель освоения учебного содержания;
  3. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  4. метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  5. основные понятия темы;
  6. технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  7. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет

увидеть учебный материал целостно и  системно,

проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся,

организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС;
  2. определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  3. системно формировать у учащихся УУД;
  4. осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  5. определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  6. проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  7. освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  8. определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  9. на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  10. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  11. решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  12. соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
  13. обеспечить повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  1. учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  2. используются эффективные методы работы с информацией;
  3. организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  4. обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Источник:  Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в соответствии с требованиями ФГОС 2011 г.

Тема урока:  Род имени существительногоЦель урока: 1. Ознакомление с приемами определения рода имени существительного...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО  основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...