Духовно-нравственное воспитание в семье.
проект по теме

Муратова Марина Викторовна

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Где, как не в семье  ребенок должен получать духовную "подкормку"?!  Материал был представлен на педагогическом совете учителей. Так же одно из родительских собраний в 3-м классе было посвещено этой теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно – нравственное воспитание

Слайд 2

Боже мой! Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают, и ни слова не слыхали, ни от кого! В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать своим детям? Святитель Иннокентий, митрополит Московски й

Слайд 3

Добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие - как милость в сердце ; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким;

Слайд 4

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Слайд 5

Влияние семьи на развитие ребенка составляет - 40%; средств массовой информации - 30 %; школы - 20 %; улицы – 10 %

Слайд 6

Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Слайд 7

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром .

Слайд 8

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Л.Н.Толстой



Предварительный просмотр:

 «Духовно – нравственное воспитание в семье»

СЛАЙД     Духовно – нравственное воспитание

СЛАЙД

Боже мой! Сколько у нас в народе таких,  

которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали,  ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать своим детям?

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Преобразования нашей страны, которые начались в начале 90-ых и продолжаются по сей день, глубоко изменили духовные ценности большого пласта молодёжи, выросшей в это время и приводящей к нам в школу уже своих подрастающих детей

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. СЛАЙД Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%) . -  СЛАЙД

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Задача же духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра.

СЛАЙД

Работая 4 года  с моим классом, мы постоянно проводили мероприятия, участвовали во всех школьных и городских мероприятиях, принципиально совмещая деятельность детей и родителей. Такая деятельность сближает ребёнка и родителей. Родителей, которые в современном обществе полностью поглощены зарабатыванием денег, уплатой кредитов и ипотек. И как говорят сами дети «Им некогда проверить домашнее задание, поговорить  о сокровенном, они работают. Мама постоянно занята. О папах речи вообще не ведётся. Папы появляются, когда надо оплатить отдых, развлечения, привезти или увезти на машине.»

СЛАЙД

Традиционная сентябрьская  ярмарка «Дары самотлорского лета», собирает большой коллектив родителей моего класса, которые сами  заранее встречаются, обговаривают кто за что отвечает и помогают в оформлении выставки. Как горят глаза ребенка, когда его родитель рядом и не только, как покупатель, а как участник яркого празднества. Какие замечательные яркие газеты выпускают семьи, готовят замечательные поделки. А как удивляют своим гостеприимством жюри и радуются  вместе с детьми призовым местам.

На каждом собрании я проговариваю о роли семьи в воспитании ребенка. Ненавязчиво, с примерами, мы разбираем различные ситуации. Провожу анкетирование и сразу вывожу результаты, по которым папы и мамы делают соответствующие выводы, раздаю памятки. И неоднократно слышу слова благодарности за то, что выдаю не сухой стандартный лекционный материал, а живое общение, которое помогает взрослому человеку задуматься, что он не просто родитель, который создал свое дитя, а творец души его.

СЛАЙД

Так же на собрании я знакомлю родителей с планом воспитательной работы на четверть. И работа кипит – совместные творческие работы, выпуск стенгазет, подборка материала к классным часам. Если выезд на природу, то помощь учителю – на базе отдыха «Татра» в этом году проводили зимнюю «Зарницу». Не смотря на мороз, родители стояли на этапах, а в конце поздравляли детей стихами  с победой, раздавая призентики, а дети в свою очередь поблагодарили всех взрослых участников игры и поделились главным призом, который они и разыскивали, справляясь со всеми заданиями - 5-ти килограммовым пакетом со сладостями.

РОЛИК «СЕМЬЯ»

Всё больше детей остаются один на один с телевизором или компьютером. Теряется доверительная нить между родителями и детьми, разговор происходит находу, в  попыхах.

Я стала  практиковать в своем классе совместные сочинения детей и родителей на темы «Добро и Зло», «Мудрец», «Подарите счастье», «Как стать настоящим Человеком» и т.д. Получается очень даже интересно и главное полезно! Вот вам и духовно-нравственное воспитание!

А какие замечательные классные  часы стали  готовить мои дети. Специально прошу мне помочь в оформлении и подборе дополнительного материала детей более скромных, нерешительных, застенчивых. Дома им помогают, конечно, родители и это прекрасно. «Шел по улице щенок» - кл.час о бездомных животных; «Если добрый ты, это хорошо» - о дружбе в школьном коллективе, «Моя семья» - какими бы не были твои родители, они самые близкие тебе люди и т.д. Презентации, стихи, которые участники  раздают и другим учащимся,  чтобы больше было выступающих, поговорки и пословицы, кроссворды и игровые задания несут не только развлекательные моменты, но и поучительные, воспитательные.  Дети сами подходят и просят дать им задание на следующий кл.час или предлагают свои темы.

Я считаю, что сделанное в году хотя бы одно или два таких дела, которые затронули сердца детей и их родителей, помогли им напомнить, о духовных, а не о материальных ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

«Формирование духовно- нравственных качеств дошкольников в семье»

В настоящее время семья переживает не лучшее время. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...