Доклад по теме Личностные и познавательные УУД.
статья по теме

Байдарико Ирина Константиновна

Доклад по теме Личностные и познавательные УУД. Начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Развитие личностных УУД.  

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основные блока:

·самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

·смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

·морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Работы детей не подписываются.

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

1)      характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

2)      определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

3)      систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Результаты мониторинга личностного роста учащихся 3-4 классов

Цель  мониторинга личностного роста учащихся» - изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности учащихся. Ответы школьников распределяются  по трём  шкалам :

       *способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

*ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

      * эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей;

Были разработаны критерии оценки один балл за правильный ответ

Максимальное количество баллов 30

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в учебной деятельности и поведении, активной общественной и гражданской позиции.

Дети набравшие 30-26 баллов

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует.

Средний 25-20 баллов

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями.

Низкий 19-11 баллов

Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

Недопустимый 10-0

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность.

  • Определить цели воспитательной работы.
  • Найти подход для формирования гражданской позиции учащихся.

Данная диаграмма демонстрирует положительную динамику развития личностных УУД на примере отдельного класса в разные годы обучения: 2011, 2012 .  Мы наблюдаем рост количества детей с высоким уровнем развития, меньше стало детей с низким уровнем развития личностных УУД. 4б класс обучается по программе «Школа 21 века»

Зачем может быть нужно оценивать личностное развитие?

 1) Проведение внешней оценки личностных результатов будет использоваться для оценки эффективности деятельности:

- конкретного педагога,

- образовательного учреждения,

- системы образования.

 2) Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области позволит ОУ поднять их эффективность.

 3) В современных условиях информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели, находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время.

 4) В начальной школе ведущим фактором формирования личности является социальное влияние (в отличие от саморазвития для подростка и юноши), поэтому этому вопросу необходимо уделить компетентное внимание.

 5) Выбор образовательной программы относится к компетенции родителя, а запрос родителя смещается с необходимости максимально расширить круг знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе, на стремление сформировать из ребенка личность, адекватную современным условиям.

Развитие познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

-общеучебные,

-логические учебные действия

- а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

 Я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

         В рамках подготовки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ступени начального общего образования мы в школе проводили исследования по оцениванию познавательных универсальных учебных действий в 3-4 классах. Контрольно- измерительные материалы отличались от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий. При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий  со следующими показателями: умение работать с текстом; уровень развития речи; степень владения поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем;  умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; умение осуществлять логическое действие(анализ, синтез, сравнение)по заданным критериям; умение контролировать свои действия на уроке.

Тест включал 4 задания

Критерии

1 задание 1-2 балла

2задание от 1 до 6 баллов

3 задание от 1 до 6 баллов

4 задание от 1 до 5 баллов

Максимальное кол-во баллов 19

Минимальное кол-во 4балла

Высокий уровень-19-15б

Средний уровень-14-11б

Ниже среднего уровень-10-6б

Низкий уровень-5-1б

Данная диаграмма отражает положительную динамику развития познавательных УУД на примере 4 «А» класса в разные годы обучения: 2011, 2012. Класс обучается по программе Л.В. Занкова. Мы видим значительный рост количества детей с высоким и средним уровнем развития познавательных УУД.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности  познавательных универсальных учебных действий.

 Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

Доклад по теме "Личностно-ориентированное обучение"

Доклад по теме" Личностно-ориентированное обучение" содержит теоретическую базу по обобщению опыта по данной теме...

Доклад На тему: «Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.»

Развитие   личностных компетентностей младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения...

Доклад на тему: Личностные УУД

Доклад на тему: "Личностные УУД"...