Из опыта работы по математике
статья по теме

Из опыта работы по математике по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Из опыта работы

по математике 

учителя начальных классов

МОУ «Поповская ООШ»

Рыжовой

Натальи Анатольевны

31.10.2013

           Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг,

свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели. 

(А. Маркушевич)  (слайд 1)

           Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики - как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.

            В результате целенаправленной работы по развитию математических способностей у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету. 

        Повышается  уровень усвоения и углубления знаний, развитие творческой инициативы и самостоятельности на уроках математики через активизацию познавательной деятельности учащихся.

       Ни для кого не секрет, что математика- сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять!. Вот здесь и нужна педагогическая  находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!!

     Обучение  в  начальной  школе  вмещает  в  себя  очень  большой  объём  знаний.  Данные  знания  необходимо  дать  детям  не  только  в  теоретическом  виде,  но  и  отработать  определённые  умения  и  навыки.  Для  успешного  обучения  современного  ребёнка  необходимо  создание  определённых  условий  на  уроке,  которые  способствуют  развитию  интереса  к  процессу  обучения,  формированию  мотива  деятельности  учащихся  и  активизации  познавательной  деятельности.

         В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

      Я работаю по традиционной программе «Школа России» ( слайд 2). Эта программа интересна, так как реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке является индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение её результатов, работа учащихся в группах.  В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

      Стараюсь подобрать материал к урокам математики так, чтобы ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся, их интереса к предмету, применение материала в жизни.

      Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность( слайд 3). Такая работа применима на разных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений, навыков.

        Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их.  Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных  математических представлений или использовать в  конце его, когда наблюдается снижение  умственной активности детей.  Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.

     Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка.

   ( слайд 4) На своих уроках математики я применяю несколько видов игр: настольные (Лото), дидактические, сюжетно-ролевые , путешествия ( "В цирке", "Веселые страты", "Плывем  на остров сокровищ", "В зоопарке", "Полет на Луну" и др.)

    Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть  в такие игры как, «Собери фрукты», «Собери грибы», «Лови снежинки», «Дождик» и т. д. на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д.  написаны примеры.

       Использование игр убеждает в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Игра «Узнай меня».

В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать.

         В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных . временных) представлений детей.

      Занимательный материал не только развлекает детей,  даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность.          

     Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются».

      ( слайд 5) Одним из известных нетрадиционных видов урока является  кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

       Решение кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, т.к. расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

    Работать с ними можно с первого класса. Кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.

В строчках:

1. Действие, обратное умножению.2. Знак, показывающий отсутствие единиц.3. Название знака вычитания.4. Наименьшее однозначное число.

В столбцах: 5. Наименьшая единица времени.6. Число, выраженное единицей шестого разряда.7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: В строчках:

1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один.

В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг.

    Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

Например:

1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

*** - **=1

    Для оценки знаний учащегося в учебно-познавательном процессе использую математические диктанты . Правильно составленный диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов, утверждений.         Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащегося, заставляет мыслить логически, сравнивать, а также рассуждать.

     ( слайд 6) Как средство  активизации  познавательной  деятельности  младших  школьников  на  уроках  математики -  использую  два вида информационных технологий: презентации, слайд-шоу, электронные ресурсы,  работа с интерактивной доской (что особенно нравится детям).Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

       ( слайд 7) Большое внимание уделяю содержательно-логическим заданиям, в которых нужно провести анализ заданной математической ситуации, подметить заложенные в ней закономерности, свойства, а затем использовать это для выполнения задания по поиску недостающего или лишнего элемента, по проведению обобщения, классификации и т.д.

Задание . Раскрась треугольник красным цветом, круг – зеленым, квадрат – желтым..

Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и форме.

Геометрический материал

        ( слайд 8) Использование геометрического материала также формирует интерес к предмету. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное.

       Помоги мышке-художнику выполнить задание,  ей нужно раскрасить одинаковые фигуры в одинаковый цвет.  Назови эти фигуры.

Найди фигуры из которых составлен рисунок. Из каких фигур состоит ёлочка, а гриб? А солнышко?

      Применяю нестандартную форму уроков: уроки - путешествия, уроки-сказки, уроки-соревнования, уроки КВН.  

     Ученики  становятся  активными,  заинтересованными,  равноправными  участниками  обучения.            

           Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Но как научить ученика работать самостоятельно? При самостоятельной работе учитываю особенности ученика: темп работы, способность к предмету. Иногда даю индивидуальные карточки сильным ученикам, а со слабыми учениками работаю сама. Иногда наоборот индивидуальные карточки даю слабым ученикам, а с сильными учениками работаем вместе.

( слайд 9)    В своей педагогической деятельности активно использую технологию дифференцированного обучения, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.  Интерес к изучаемому материалу вызывают трехуровневые карточки, которые дают возможность учащимся выбрать задание по своим способностям и уровню знаний, помогают учащимся испытывать чувство эмоционального обогащения от сделанного, одновременно развивая сообразительность, находчивость, способствует более прочному усвоению знаний.

Использую  задания:

с наличием образца выполнения;

 ·      со вспомогательными вопросами;

 ·     с инструкциями;

 ·    с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

           Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

     ( слайд 10) Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере тогда, когда это осознается учащимися. Для этого я использую опорные схемы, когда ребёнок находится рядом с ней, как с помощником (опорой) , который несомненно помогает ему на пути к правильному осознанному ответу. Именно это и является источником радости.

      Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1) Задачи на смекалку;

2) Задачи шутки;

3) Числовые фигуры;

4) Задачи с геометрическим содержанием;

5) Логические упражнения;

6) Математические игры и фокусы;

7) Кроссворды и ребусы.

                  Эффективной формой организации обучения является  сотрудничество,  взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению  проблем, с которыми одному не справиться. Для  «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.        

                      ( слайд 11)     Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

         Несколько лет я работаю над проблемой помощи слабоуспевающим учащимся. Изучив специальную литературу, работу решила вести в двух направлениях: подобрать упражнения, игры на развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности и работать с учащимися вне уроков, а элементы этих упражнений включать в урок.

     Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффектным средством формирования умений само- и взаимоконтроля в тетрадях учета знаний.

      Для развития математических способностей использую следующие формы внеурочной работы: олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, тематические месячники по математике, защита проектов, олимпиада по математике. Особую роль в развитии детей занимают математические олимпиады. Это состязание, которое позволяет способным учащимся почувствовать себя настоящими математиками. Именно в этот период происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Мои ученики активно участвуют в интернет олимпиаде ЭМУ-специалист, где занимают призовые места.

Закончить хочу следующими словами:

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образ...

Из опыта работы использование возможностей портала «ЯКласс» для индивидуализации обучения: создание проверочных работ по математике для ученицы, занимающейся по индивидуальному учебному плану.

Из опыта работы  экспериментальной площадки на городском  семинаре по теме: "Индивидуализация образовательной деятельности через использование электронных ресурсов портала "ЯКласс...

Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).

Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах  в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Э...