Изменение в деятельности учащихся с введением ФГОС
статья по теме

Сообщение на педсовете, в котором содержатся практические наработки по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение339.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Изменения в деятельности учащихся

в условиях введения ФГОС

Подготовила: учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №5 г. Балаково

 Бирюкова Татьяна Юрьевна

г.Балаково 2013 г. 


Слайд 1

Слайд 2  Как гласит известная притча: « Чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.»

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс  к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика с помощью самого ученика.

Введение стандарта второго поколения изменило школьную жизнь ребенка.

Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования УУД, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации.

Слайд ( Фото)

Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности.( Целеполагание)

Слайд Учебники, по которым мы занимаемся, составлены  с опорой на деятельностное обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. Примеры на слайдах А моя задача - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать. Так реализуется деятельностный подход в обучении.  Я на своем примере показываю ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определяю, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

Слайд  Поменьше беру на себя, даю больше самостоятельности. При таком подходе у каждого ребенка есть право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя (Я могу доказать)

 «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда – то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

 

Слайд Что изучается с использованием ИКТ? 

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является использование ИКТ и формирование способности их грамотно применять.

        

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, Интернет. Школьник учится искать информацию в Интернете.

Для родителей это - прежде всего, электронный журнал, домашнее задание ученика, расписание, связь с учителем по электронной почте. Для учителя – это связь с учащимися и первый помощник на  уроке и при подготовке к уроку. Для ученика – это доступ к образовательным ресурсам. Сайт класса

Слайд Групповая форма работы :дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. (Фото)

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)и других.

Слайд Проектная деятельность.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Л.Н.Толстой.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности.

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций.

По доминирующей деятельности обучающихся проекты подразделяются на пять групп:

Слайд  1.Исследовательский проект.

  Он по структуре напоминает настоящее исследование. Такой проект включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение целей, задач, методов исследования.

 В качестве примера приведу урок литературного чтения «Сравнение сказки литературной и авторской» во 2 классе.

Конечно, руководящая роль учителя значительна, но ведь это руководство активным познавательным исследовательским процессом, результатом которого (продуктом исследования) будут выводы (знания), которые сделанны самостоятельно  и основанные на собственном анализе.

Слайд  Участие в сетевом проекте «Свет наш, солнышко, скажи!», который проходил с 1 октября по 5 ноября 2012года.

Ребята были наблюдателями, исследователями и экспериментаторами.

Три дня подряд ребята наблюдали за движением солнца по небосводу и сделали такую зарисовку:

ФОТО

С помощью гномона (солнечных часов) наблюдали за длиной тени в полдень в течение 2-х недель. Проводили эксперименты с глобусом, термометром и настольной лампой для определения температуры в различных уголках Земли в зависимости от расположения их относительно Солнца.

Лопаткин Алексей провёл эксперимент с обогревателем, установив, что в зависимости от того,  какими лучами нагревается тряпочка, зависит быстрота её высыхания.

Весь месяц ребята следили , как меняется температура воздуха, долгота дня.

Вместе с ребятами из Санкт-Петербурга и г. Полевского( Свердловская область) делали презентацию      

       https://docs.google.com/presentation/pub?id=1XFLM8t4WmoF4Catxn-4Id305uY2Jy5LdvTFFx-O0f2M&start=false&loop=false&delayms=3000#slide=id.p

 учились ставить  метку на общей карте. https://maps.google.com/maps/ms?msid=200819437554647291661.0004ccbce059be1371ea5&msa=0&ll=55.697712,42.190247&spn=0.390832,1.234589

В результате работы над проектом ребята сделали вывод , что Солнце для всех разное, хотя оно у нас одно. Это происходит потому, что Земля круглая и имеет наклон, во время вращения в один и тот же момент лучи по-разному падают на разные участки Земли, поэтому всем достаётся разное количество света и тепла 

Слайд Выращивание фасоли «Условия, влияющие на развитие растений» сажали в 3 горшочка (разные условия), наблюдали, делали записи,фото, вывод.

Слайд «Жизнь птиц  и растений зимой»

Слайд 2. Информационный проект.Он наполнен сбором информации о каком-то объекте с целью его анализа, обобщения и представления для аудитории. «Эмоции и чувства животных»

Слайд 3. Практико - ориентированный проект

Результат такого проекта заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Предлагаю вашему вниманию фрагмент проекта, выполненного обучающимся 4 класса

 «Создание города будущего» (слайд)

Слайд 4. Творческий и ролевой проект

 Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это создание рукописных книг. Сборников стихов и былин Слайд, Красной книги, Книги «Жалоб природы», произведения изобразительного и прикладного искусства, которые затем будут использованы в оформлении школьного интерьера.

Проекты, когда участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Экологическая сказка «Путешествие лучика» Слайд

 (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Изменения в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС.»

В этой статье рассказывается об изменениях в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС....

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

Статья по теме "Развитие воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС" (на примере формирования у учащихся нравственного аспекта в начальной школе)....

Выступление на ШМО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС »

Выступление на школьном МО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС » ...

Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....

Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеурочной деятельности класса и прини...