Главные вкладки

    Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС
    статья на тему

    Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеурочной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.[5] Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy_doklada_mihalchenko_a.p.doc24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристика изменений в деятельности учащихся и их

    родителей в условиях введения ФГОС

    Михальченко Анастасия Петровна —

     учитель начальных классов

     МОУ СОШ №289 г. Заозерска

            Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

            Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. [6 ]Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

            Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность,и др.)

            Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

            Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока.

            Проектная деятельность. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности. Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения.[3]Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций.

            Оценивание результатов деятельности, методы системы оценивания. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.[4]В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.  В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания.

            С введением ФГОС, наряду с учебником и тетрадью, широко используются Электронные образовательные ресурсы. ЭОР для ученика при грамотном использовании могут стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин, особенно, связанных с информационными технологиями (ИТ). Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Что дает применение ЭОР ученику:. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;позволяет учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика; делает занятия интересными и развивает мотивацию; ученики начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. [1]

            Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.[5] Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

            В настоящее время в школе ведется работа в АИС «Электронная школа». что позволяет сделать образовательный процесс открытым для всех его участников. В частности, родители получили возможность получать оперативную информацию о состоянии учебного процесса и участвовать в его организации. Теперь родители под индивидуальным логином и паролем могут войти на страничку своего ребенка и получить там более конкретную информацию об учебном процессе. Это позволяет персонифицировать учебный процесс и вместе с родителями выстраивать индивидуальные парадигмы развития ребенка.

            Таким образом,сравнив деятельность учащихся и  их родителей до введения ФГОС и на современном этапе, можно сделать ывод,что она,если не меняется коренным образом,то существенно обновляется.Все нововведения направлены на усвоение обучающимися, умений, направленных на развитие его личности,его познавательных и созидательных способностей.

    Список литературы:

    1. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения  на уроках в начальной школе – Чернова С.Ф. 2009 г.
    2. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я., А.Я. Горбылёва. М.: АРКТИ, 2006. 72 с. (Школьное образование).
    3. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова). Методические рекомендации. / А.Б. Воронцов. М.: ОИРО, 2010. 64 с.
    4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. 215 с. (Стандарты второго поколения)
    5. Тимошина Е.Ю. Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: teacherjournal.ru›…061_Социальное партнерство в…Москва (дата обращения: 01.12.15).
    6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

    Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

    « Изменения в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС.»

    В этой статье рассказывается об изменениях в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС....

    Изменение в деятельности учащихся с введением ФГОС

    Сообщение на педсовете, в котором содержатся практические наработки по данной теме....

    Выступление на ШМО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС »

    Выступление на школьном МО на тему: « Характеристика изменений в деятельности учащихся и их родителей в условиях введения ФГОС » ...

    Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

    Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

    практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

    Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...