Проект "Одарённые дети"
проект на тему

Петрова Светлана Юрьевна

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Одаренные дети»

Пояснительная записка

  Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одним из приоритетных направлений современного образования.

            Проблема одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных.  Но существует возможность и другого решения- не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

             Понятия «детская одаренность» и « одаренные дети» определяют неоднозначные  подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально- творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих  организации особого обучения, развития и воспитания.

            Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-то способностей человека.  Этих детей не надо заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную и творческую.

            Одаренность бывает художественной ( музыкально-художественной), спортивной,  академической ( умение учиться),  интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),  творческой ( нестандартное мышление).

          Постепенный отход системы образования от « штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном    « конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

          Важнейшее направление решения данной проблемы- реализация специальных программ обучения, которые соответствуют потребностям и возможностям этой категории учащихся и обеспечивающих дальнейшее развитие их одаренности. Работу эту нужно начинать уже в начальной школе.

           Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.  Процент одаренных детей, с точки зрения психологов, с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их 60-70%, то к четырнадцати годам- 30-40%, а к семнадцати- только 15-20%).

          Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

         Поэтому в лицее создан  инновационный проект «Интеллект» для одаренных детей младшего школьного возраста.

        Тема: Организация работы с одаренными детьми в начальной школе.

        Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей в начальной школе, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации интеллектуальных и творческих способностей в различных областях науки и искусства.

        Задачи:

    -   на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей , личностные качества, интересы и способности ученика;

   -  разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  -  определить и использовать при организации образовательного процесса педагогические технологии, методы и приемы , способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

  -  организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

 - проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

-  совместно с родителями  поддерживать талантливого ребенка  в реализации его интересов в лицее и семье ( тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

-  традиционно проводить в конце учебного года слет «Юные таланты».

                        Основные  направления реализации проекта:

 - создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми                ( внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);

- мероприятия по работе с одаренными детьми ( участие способных и одаренных детей в мероприятиях различного уровня).

Формы работы с одаренными учащимися:

- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных уроков;

- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

- участие в лицейских и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;

- психологические консультации, тренинги, тестирование;

- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования различного уровня;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- проектно- исследовательская деятельность учащихся «К науке первые шаги»;

- использование современных средств информации ( Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу « Окружающий мир», электронная энциклопедия);

- создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

- принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

- принцип вариативности реализации содержания, форм , методов учебно- воспитательного процесса;

- принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС НОО.

                                          Участники реализации проекта

Руководители:

- заместители директора по учебно- воспитательной работе;

- учитель начальных классов;

 Творческая группа:

- учителя начальных классов;

- педагог- психолог;

-  библиотекарь;

- социальный педагог лицея;

Педагоги дополнительного образования и руководители спортивных секций:

- изостудия «Колорит»;

- творческие мастерские «Бисероплетение», « Оригами», « Мягкая игрушка», « Бумажные фантазии»;

- студия бального танца « Валерия»;

- музыкальный театр « Маленький актер»;

- студия кукольного театра « Петрушка»;

- спортивная секция « Веселая лыжня»;

- секция  общей физической подготовки ;

- интеллектуальный клуб «Эрудит»;

- кружок «Английский для общения»;

 Творческий совет воспитателей детских садов:

- заведующая МДОУ « Детский сад № 49,249, 327;»

- воспитатели старшей и подготовительной группы  данных детских садов;

 А так же:

- учащиеся начальных классов МАОУ « Лицей №5»;

- воспитанники старшей и подготовительной групп  детских садов;

- родители детей;

Ожидаемые результаты

      В результате реализации проекта будет

- сформирована  система работы с одаренными детьми;

- создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;

- усовершенствованы формы работы с одаренными и способными детьми»;

- сформирован  банк данных « Одаренные дети»;

- увеличится число одаренных детей;

- повысится  квалификация  педагогов, работающих с одаренными детьми;

           Критерии оценки:

критерии

показатели

Методика изучения

Самореализация личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Мотивационная  сфера.

Тест оценки потребности в достижении, папка достижений уч-ся, тест « Исследование школьной мотивации»

Удовлетворенность уч-ся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в лицее.

1.Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта.

2. Комфортность, защищенность  одаренных детей, их отношения к основным сторонам жизнедеятельности в лицее.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своих детей.

Анкетирование

Конкурентноспособность одаренных  учащихся

1.Эффективность и качество подготовки одаренных уч-ся.

2.Участие уч-ся и педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах , конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методика статистического анализа данных, их динамика

Планирование работы по реализации проекта состоит из трех этапов :

Первый этап- организационный. Он включает :

1.Создание и организацию деятельности творческих групп;

2.  Создание нормативно- правовой базы;

3. Обеспечение материально-технической базы;

4. Создание системы диагностики   развития одаренности  детей в процессе реализации проекта;

5. Изучение контингента уч-ся лицея с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

6.Отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

Второй этап -  организационно- практический. Он включает  непосредственную работу с одаренными детьми: реализация  плана мероприятий.

Третий этап-  рефлексивно- обобщающий.  На этом этапе предполагается:

- Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

- мониторинг личных достижений учащихся;

-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта , пути их  решения  и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении;

Ресурсное обеспечение проекта

Материально- техническое

обеспечение

1.оснащение современным оборудованием кабинетов, учебных лабораторий, информационного медиацентра, спортивных залов и площадок для работы с одаренными детьми;

2.Оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;

3.Оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений уч-ся

Научно-методическое

обеспечение

1.Проведение конференций, семинаров по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;

2. Осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;

3.Работа творческой группы по обобщению и распространению опыта работы с одаренными детьми;

4. Создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;

Кадровое обеспечение

Разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов , работающих с одаренными детьми;

Информационное обеспечение

1.Функционирование лицейского сайта , программ, мероприятий с одаренными детьми;

2.Освещение работы с одаренными детьми  в

СМИ;

3.Информационное наполнение базы данных;

Нормативно-правовое

Разработка документов:

-Положения о конкурсах « Ученик года»,

 « Лучший спортсмен лицея», «Самый спортивный класс»

- Положение о Персональном гранте за личные достижения в олимпиадах, конкурсах»;

- Положение о поддержке педагогов, творчески работающих с одаренными детьми;

-Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами лицейских, муниципальных, региональных СМИ;

                     Перспективный план проектной деятельности

п/п

направления

реализации

проекта

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети»

1.Семинар «Одаренность: понятие; виды одаренности»

сентябрь

Совет творческой группы

учителей начальных классов

2.Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»

ноябрь

библиотекарь

3. « За круглым столом». Изучение специальных исследований педагогов и психологов по вопросу одаренности.

январь

Педагог-психолог

4. Заседание методического совета «Природные задатки и возможности детей младшего школьного возраста»

март

Руководитель

 методического совета

5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках

апрель

Учитель начальной школы

6.Малый педагогический «Роль школы в развитии и обучении одаренных детей»

май

Совет творческой группы

учителей начальной школы

2.

Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы

1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в лицее: составление списков будущих первоклассников

Май

июнь

 Творческая группа детских садов

учителя будущих первоклассников

2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей, анкетирование родителей,день открытых дверей, родительское собрание « Развитие способностей первоклассника».

Апрель-сентябрь

Педагог-психолог,

Совет творческой группы

учителей начальной школы

3.

Создание банка данных одаренных детей начальной школы

1.Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

В течение учебного года

Педагог-психолог

2.Психодиагностическое обследование среди уч-ся

В течение учебного года

3.Анкетирование детей

В течение учебного года

Совет творческой группы учителей начальной школы

4.Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

В

течение учебного года

Педагог-психолог

4.

Психологическая помощь одаренным детям

1.Регулярные психологические консультации для одаренных детей.

В

течение учебного года

Педагог-психолог

2.Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров, интеллектуальных и творческих конкурсов

В

течение учебного года

Педагог-психолог

3.Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

В

течение учебного года

Педагог-психолог

5.

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

1.Комплектование соответствующей учебной и научно-методической литературой

В

течение учебного года

2.Создание методической копилки(тесты,карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания,задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов,игр, викторин.)

В

течение учебного года

Руководитель методического

совета

3.Работа библиотеки по реализации проекта:создание  тематических картотек, подборка литературы по вопросу одаренности детей.

В

течение учебного года

Библиотекарь

лицея

6.

Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми  в урочной деятельности

1.Использование в урочной деятельности современные средства информации:медиатека, Интернет, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронные энциклопедии

В

течение учебного года

Совет творческой группы учителей начальных  классов

2.Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих

В

течение учебного года

Учителя начальной школы,участники проекта

3.Использование элементов дифференцированногообучения,направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность,учебную мотивацию одаренных детей

В течение

Учебного года

Учителя начальных классов,участники проекта

4.  Проведение открытых уроков в нестандартной форме: урок-КВН,урок-сказка, урок-путешествие, урок- игра, урок-творческая мастерская ( с целью обмена опытом)

В течение учебного года

Учителя начальных классов,участники проекта

5.Дополнение базисного плана факультативами « Развитие познавательных способностей: логика, информатика», « Мы и окружающий мир» ( проектно-исследовательская деятельность)

7.

Создание условий

Для работы с одаренными детьми  во внеурочное время

Функционирование предметных и творческих кружков, секций, студий

В течение года

Педагоги дополнительного образования

2. Предметные олимпиады различного уровня

В течение учебного года

Учителя начальных классов, участники проекта

3.Интеллектуальные марафоны

В течение учебного года

Учителя начальных классов, участники проекта

4. Защита тематических проектов

В течение учебного года

Учителя нач классов, педагоги доп.образования

5. Театрализованные представления « Что за прелесть, эти сказки!»

В течение учебного года

Педагоги доп. образования

6.Музыкальные конкурсы    « Юные дарования»

В течение учебного года

Педагоги доп. образования

7. Клуб любителей живописи. Выставка изобразительного искусства « Волшебная кисточка»

В течение учебного года

Педагоги доп. образования

8. Фестиваль знатоков английского языка

март

9. « На старт!» спортивные соревнования

В течение учебного года

Педагоги доп. Образования, учителя физ-ры

 

10.Слет юных талантов «В кругу друзей»

май

Совет творческой группы учителей начальной школы

8.

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

 

1.Анкетирование родителей с целью определения их  основных подходов к данной проблеме

май

Педагог- психолог

2.Родительская конференция « Развитие творческого потенциала ребенка».

В течение учебного года

Педагог-психолог

3. Круглый стол                    « Организация досуга одаренных детей»

декабрь

Руководитель проекта

4. индивидуальные консультации психолога

В течение учебного года

Педагог-психолог

5.Совместное творчество родителей и детей. Выставки, Конкурсы, Викторины, спортивные мероприятия

В течение учебного года

Педагоги дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...