Формирование культуры ЗОЖ через работу с педагогами и родителями.
статья по теме

Алексеева Ирина Николаевна

     Актуальность проблемы состоит в том, что начальная школа – считается одним из первых внесемейных общественных институтов, одно из первых воспитательных учреждений, с которым вступают в контакт родители и где наступает их постоянное педагогическое просвещение. От сотрудничества родителей и преподавателей зависит последующее развитие ребёнка. И конкретно от качества работы учреждения, ну а в частности методистов и общественных воспитателей, находится в зависимости уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень домашнего воспитания детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры ЗОЖ через работу с педагогами и родителями.

Оглавление

Введение        

Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы        

1.1.Общая характеристика и анализ проблемы        

1.2.Проблема формирования культуры ЗОЖ        

1.3.Возможные способы решения        

Глава 2.Проектная разработка        

2.1.Описание объекта работы        

2.2.Описание методик работы        

2.3.Описание результатов проведённой работы        

Заключение        

Список литературы        


Введение

Актуальность проблемы состоит в том, что начальная школа – считается одним из первых внесемейных общественных институтов, одно из первых воспитательных учреждений, с которым вступают в контакт родители и где наступает их постоянное педагогическое просвещение. От сотрудничества родителей и преподавателей зависит последующее развитие ребёнка. И конкретно от качества работы учреждения, ну а в частности методистов и общественных воспитателей, находится в зависимости уровень педагогической культуры родителей, а, значит, и уровень домашнего воспитания детей. Для того чтобы быть истинным пропагандистом средств и способов изначального воспитания, школа в собственной работе обязана служить образцом этого воспитания. Исключительно при всем при этом условии родители с доверием отнесутся к советам преподавателей и общественных воспитателей, с радостью станут устанавливать с ними контакт. Учителя обязаны непрерывно увеличивать требования к себе, к собственным педагогическим познаниям и умениям, собственному отношению к детям и родителям.

Потому объектом этого исследования считается педагогическое просвещение родителей школьников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация сотрудников учреждения, нельзя добиться поставленной цели в отсутствии постоянной помощи и интенсивного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных действий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности сложно переоценить, так как семья как 1-ый институт социализации имеет решающее действие на развитие основных черт личности ребенка, на составление у него нравственно-положительного потенциала. Непосредственно в семье дети получают 1-ые уроки нравственности, складывается их характер; в семье закладываются начальные, жизненные позиции. Потому очень существенно, чтоб главной деталью работы образовательных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это нужно и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: почти все молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, иные не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Нередко открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.

Цель курсовой работы - выявление своевременных форм и методов работы с родителями в начальной школе, требуемых для увеличения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям нужно, для начала, овладеть полным объёмом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической работы.

     Главными задачами работы были:

- показать актуальность проблемы;

- определить необходимость проведения работы с родителями школьников;

- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями и с педагогами.


Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы

1.1.Общая характеристика и анализ проблемы

В ситуации стремительных и сумасбродных новаций, которые сейчас происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы преподавания неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не столько физического, но и эмоционального здоровья детей. Резерв сохранения здоровья жителя нашей планеты заложен в организации образа его жизни, который во многом находится в зависимости от культуры здоровья индивидуума. Последнее имеет в своем составе знание психологических возможностей собственного организма; познание методов поддержания здоровья; мастерство распространять знания о здоровье на своё окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье находится в зависимости от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать личное состояние с учётом индивидуальных отличительных черт собственного организма, реализовывать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.

В 2008 году были введены Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который гарантирует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических отличительных черт обучающихся.
Стандарт нацелен на развитие личных данных выпускника. «Портрет выпускника главной школы» изображает обучающегося осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного стиля жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

В настоящее время проблема здоровья приобретает глобальный характер и особенно проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, как одного из условий успешного социального и экономического развития нашей страны. В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В Конвенции по правам ребёнка прописано его право на здоровый рост и развитие. Д.А.Медведев в своём Послании Федеральному собранию назвал укрепление здоровья школьников среди основных направлений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
    По достоверным сведениям Минздрава РФ лишь 10% выпускников школы считаются здоровыми. На сегодня каждый пятый подросток имеет хроническую патологию, у половины подростков отмечаются многофункциональные отклонения. Естественно, неправомерно винить лишь школу в смещении в худшую сторону здоровья, так как итоги медицинских осмотров ребят говорят про то, что здоровым можно считать только четвёртую часть первоклассников. К примеру, к нам в текущем квартале пришло в 1 класс только 50% ребят, имеющих первую группу здоровья, у остальных есть разные нарушения в состоянии здоровья. А ведь успешность обучения в школе напрямую находится в зависимости от состояния здоровья ребёнка.

1.2.Проблема формирования культуры ЗОЖ

Причины неблагополучия здоровья учеников:

1. Наследственность

2. Экология

3. Социально-экономическая среда (внешняя среда):

- уровень жизни – степень удовлетворения потребностей человека;

- качество жизни – степень комфорта в удовлетворении потребностей;

- стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека. Проанализировав существующую  до настоящего  времени систему взаимодействия с родителями,  мы пришли к выводу,  что  следует пересмотреть основы этого взаимодействия, а именно: должны быть изменены формы и методы сотрудничества, исходя из степени осведомленности родителей по  проблемам здорового образа жизни, возрастных и индивидуальных особенностей  контингента детей, требований Программы.

Многие родители нуждаются в конкретной помощи педагогов. Ведь семья была, остаётся и будет одним из главных субъектов воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Но большинство родителей обладают невысокой степенью готовности к воспитанию детей, так как:

- не уверены в себе как в воспитателях;

- не знают особенностей психического развития детей, особенностей их эмоционального самочувствия в семье;

- не умеют выбирать соответствующие особенностям детей способы влияния на ребёнка;

- не имеют достаточных знаний в области здорового образа жизни.

1.3.Возможные способы решения

Рисунок 1 – Структура модели здоровьесбережения школьников

Правильно воспитывать здорового ребёнка возможно только в тех случаях, когда соблюдаются общие требования школы и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических упражнений и проч. Наш коллектив непрерывно пребывает в поиске успешных форм работы с родителями с целью вовлечения их в общую работу. В период информационных технологий, когда мы получаем любую информацию из разных источников, это делается все труднее. Информация для родителей обязана быть интересной и используемой в ежедневной жизни.

Наше взаимодействие с родителями возможно представить в виде трёхуровневой модели.

Положенные в основу модели уровни взаимодействия определяют степень сопричастности родителей в общую со школой работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Этот подход гарантирует концепцию общественного партнерства в образовании в отношении родителей.

1-й уровень – информационно-аналитический. Этот уровень характеризуется не столько просвещением родителей в сфере здоровьесбережения, информированием о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Итог – информационная открытость общего школьного пространства.

2-й уровень – организационный. Этот уровень подразумевает участие родителей в организации и проведении разных событий в масштабах образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального преподавателя, преподавателей, исполняющих функции классного руководителя и др.) в решении задач домашнего воспитания. Итог – сообщество возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно ощутимых задач.

3-й уровень – управленческий. Этот уровень представляет роль родителей обучающихся в ходе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, также участие в распоряжении публичными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации общественных проектов и т.п. Итог – взаимное признание значимости мастерства соучастников образовательного процесса (родительской общественности и сотрудников образовательного учреждения) для процесса принятия решений в масштабах среднесрочной и (или же) долгосрочной перспектив, обоюдное исполнение экспертных функций.

Любой из представленных выше значений взаимодействия реализован в масштабах текущих и многообещающих планов реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, отражающих ее конкретное содержание.

          Успешность проводимой школой работы по формированию ЗОЖ школьников напрямую зависит от педагогов, поэтому администрацией и методическим объединением ОУ обязательно планируется и работа с педагогами. Эту работу мы строим на основе систематического анализа деятельности коллектива школы в области здоровьесбережения и формирования ЗОЖ.

На начальном этапе такой анализ провели по шести блокам:

1 блок – здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ;

2 блок – рациональной организации учебного процесса;

3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы;

4 блок – просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

5 блок – организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;

6 блок – профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья.

        В результате проведённых коллективом исследований совместно были выделены проблемные вопросы, которые и нашли отражение в плане работы школы с педагогами. А именно:

- педагогические советы по вопросам здоровьесбережения,

- заседания МО учителей и классных руководителей,

- открытые уроки,

- взаимопосещение уроков /анализ и самоанализ уроков с позиций здоровьесбережения/,

- работа по самообразованию,

- круглые столы по обмену опытом,

- курсы повышения квалификации,

- анкетирование педагогов,

- консультации специалистов.

     Всё вышесказанное приводит к необходимости объединения усилий школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, ведь те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребёнка, снижению его работоспособности и в результате – к серьёзным заболеваниям.


Глава 2.Проектная разработка

2.1.Описание объекта работы

В нашем образовательном учреждении ведется большая работа по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни. В эту работу включены не только все члены педагогического коллектива, но и родители, ДОО и социальные партнеры. В рамках сетевого взаимодействия используются возможности и резервы не только образовательных учреждений /детской спортивной школы, ЗДДТ, спортивного клуба «Снайпер»/, но и спортивных сооружений учреждений здравоохранения (бассейн санатория «Северная Ривьера»). Организуются и проводятся акции и праздники, направленные на привитие навыков ЗОЖ.

           

 Работа  с родителями:

№ п/п

Формы

Виды

1.

Интерактивная

•  анкетирование;

•  интервьюирование;

•  дискуссия;

•  круглые столы;

•  консультации специалистов.

2.

Традиционная

•  родительские собрания

«День открытых дверей»;

участие в неделе валеологии,

•  семейные спортивные соревнования;

•  акция «Здоровый образ жизни»;

• консультации,

• индивидуальные и коллективные беседы, лекции,

• Дни здоровья,

•  совместные внеклассные мероприятия, праздники, походы в бассейн

3.

Просветительская

•  использование СМИ для освещения деятельности ОУ по формированию ЗОЖ у детей;

•  выпуск памяток, бюллетеней, информационных листков;

• подбор литературы для родителей для проведения бесед с детьми о ЗОЖ;

•  стенды, выставки, классные уголки по ЗОЖ,

• информирование родителей о достижениях учащихся,

• выступления на родительских собраниях.

4.

Общественная

•  участие в работе школьного Совета по здоровью,

• участие в создании здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения,

• проведение мониторингов,

• взаимодействие с социальными партнёрами

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Работа с родителями:

     Работа с родителями ведется регулярно. Согласно плану  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на  проведены:

- беседы с родителями на тему «Родителям о безопасности дорожного движения»,

- встречи с инспекторами ГИБДД - в течение года;

-  вопросы соблюдения ПДД включены в общешкольное родительское собрание на тему «Личная безопасность обучающихся» и классные родительские собрания;

В результате проведённой работы:

- повысился  интерес детей к изучению и соблюдению Правил дорожного движения: за  последний период количество участников в проводимых массовых мероприятиях возросло;

- снизилось  количество дорожно-транспортных происшествий по вине детей.

Организация питания школьников

        Организация горячего питания школьников осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2009 № 655 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Питание на льготной основе получают 354 учащихся, что составляет 100 %, из них:

        - школьники из малообеспеченных семей;

        - школьники из многодетных семей;

        - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

        - дети-инвалиды;

        - школьники, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере;

        - школьники, страдающие хроническими заболеваниями, перечень которых установлен Правительством Санкт-Петербурга;

        - учащиеся начальной школы, получающие завтраки;

Таким образом, в 2013-2014  учебном году горячим питанием было охвачено 100 % учащихся

2.2.Описание методик работы

Наша работа с родителями по формированию ЗОЖ у детей осуществлялась согласно с программой школы.

Работа началась с диагностики, которая содержала:

- исследование медицинских карт детей;

- анкетирование родителей;

Мы ознакомились с медицинскими картами 10 детей 2 класса, которые начали посещать среднее учебное заведение. Анкетирование родителей 1 класса,  в котором участвовало 10 человек родителей, дети которых начали посещать среднее учебное заведение в 2013 г., т.е. раньше не приняли участие в программе школы. Анкетирование продемонстрировало, что состояние здоровья собственного ребенка как хорошее оценивают 60 % родителей, 20 % расценивают как нормальное; 20 % - как плохое.
Мы подключили к участию в программе по формированию здорового стиля жизни детей родителей, поучаствовавших в анкетировании.
В работе с родителями реализовывалось комплексное использование обычных и нестандартных форм непосредственного и дистанционного взаимодействия. Были приняты на вооружение способы работы с родителями с дополнительной целью - увеличения их собственной заинтересованности в формировании ЗОЖ детей.

Ведётся работа с опекунами и учениками: родительские собрания, личные и массовые консультации, тематические педсоветы и классные часы, радиопередачи. Темы проводимых мероприятий разнообразны:1-е классы - «1-ые проблемы изучения в школе. Знакомство с итогами диагностики»; 2-е классы - «Проблемы перехода в среднее звено. Знакомство с плодами обследований»; 3-е классы - «Трудности перехода в среднее звено»; 4-й класс - «Рекомендации по ПДД». Будущие первоклассники - «Психологическая готовность к школе», «Обучаемся отдыхать», «К здоровью воспитанника через здоровье учителя», « Медико-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса». Параллельно ведётся работа с родителями: личные консультирования, круглые столы, родительские собрания. Итоги работы демонстрируют эффективность работы психолого-педагогической службы школы, подтверждают потребность ее сохранения и последующего развития.

Со всеми ребятами ведётся работа по развитию лексико-грамматической стороны речи. К концу учебного года 95- 98% учеников 1-ых классов удачно адаптируются к обучению в школе. Эта работа нужна родителями, так как число этих детей растёт каждый год.

Так рождается совместная работа между учителями и родителями.
Сплочённая и квалифицированная работа педагогического коллектива и родителей дала возможность достичь существенных итогов.

Таблица 1

План работы по здоровьесбережению.

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей /через школьный сайт, СМИ, стенды, выставки, памятки, информационные листовки, классные уголки/

ежегодно

Зам. директора по ВР, служба здоровья, классные руководители

Родительские собрания, совещание при директоре, школьный сайт

Анкетирование родителей по тематике ЗОЖ

В теч.года

Служба здоровья, классные руководители

Родительские собрания, совещание при директоре, школьный сайт

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

Проведение общешкольных родительских собраний:

- «Личная безопасность обучающихся» /обеспечение защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью: их нравственному, духовному и физическому развитию/;

- «Взаимосвязь семьи и школы в формировании привычек здорового образа жизни – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»;

-«Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики  правонарушений и преступлений, экстремизма и ксенофобии, вредных привычек и наркозависимости, предупреждению насилия и жестокого обращения».

Классные родительские собрания:                              

«Ваш ребенок – первоклассник. Здоровьесберегающие технологии в ГПД. Культура семейная  и культура физическая»

«Как сберечь здоровье детей. Режим дня школьника. Маленькие секреты здоровья»

«Профилактика вирусных заболеваний»

«Режим дня в жизни школьника.

Здоровое питание.

Здесь мало услышать, слушать нужно. Телевизор, компьютер и режим дня»

«Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?

Режим дня школьника.

Подвижные и медлительные»

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

Профилактика детского травматизма.

С чего начинается личность.

Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Быстрее, выше, сильнее. Здоровье детей закладывается в семье»

В теч.года

Зам. директора по ВР, классные руководители

Протоколы род.собраний

Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

3 четверть

Зам. директора по УВР

Протокол род.собрания

Дни открытых дверей

2 полугодие

Пед.кол-в

Программы, отчёты, книга отзывов

Привлечение родителей к совместным мероприятиям /Дням Здоровья, неделе валеологии, спортивным соревнованиям, праздникам, акциям и проч./

Постоянно

Пед.кол-в

Совещание при директоре

Взаимодействие с социальными партнёрами

Постоянно

Пед.кол-в

договора взаимодействия, отчёты

Участие родителей в работе школьной Службы Здоровья

постоянно

Служба здоровья

протоколы

Консультации специалистов

В теч.года

Все службы ОУ

Протоколы, журналы

В процессе обучения успешно решается  задача по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.

 

2.3.Описание результатов проведённой работы

На сегодня каждый пятый подросток имеет хроническую патологию, у половины подростков отмечаются многофункциональные отклонения. Естественно, неправомерно обвинять исключительно школу в смещении в худшую сторону здоровья, так как последствия медицинских осмотров детей заявляют о том, что здоровым можно считать только четвёртую часть первоклассников. К примеру, к нам в текущем квартале пришло в 1 класс исключительно 50% детей, имеющих первую категорию здоровья, у оставшихся же имеются разные нарушения в состоянии здоровья. А так как успешность обучения в школе напрямую находится в зависимости от состояния здоровья ребёнка.

Здоровье ребёнка присутствует в связи с обучением и воспитанием, а оно в свою очередь с двигательной активностью, питанием, пребыванием на воздухе и сном.

Мы провели анкетирование ребят и изучили осуществление этих режимных моментов учащимися нашей школы. Приобретенные результаты имеют все шансы служить темами для проведения целого цикла родительских собраний.

Напомню нормативы режимных моментов начальной школы в учебные дни:

 Таблица 2

Режим учеников начальной школы

Элементы режима

1-4 класс

Сон

(включая дневной сон)

11,5 – 12,5 ч

Прогулка

2,5 – 4 ч

Школа

(учебные занятия)

4 – 4,5 ч

Домашние задания

(приготовление уроков)

1 класс – 0

2 класс – 40 мин.-1 час

3 класс – 1-1,5 час

4 класс – 1,5-2 час

Занятия по интересам

0,5 – 1 час

Таблица 3

Режим ночного сна

Будний день после 21.00 час

Выходной день после 21.00 час

2011-12

2012-13

2011-12

2012-13

54 %

66 %

72 %

91 %

 

По итогам анализа видна тенденция сокращения ночного сна, что соответствует общей тенденции по стране.

 Прогулка:

Гуляешь ли ты каждый день?

Таблица 4

Режим прогулки детей

Будний < 1 ч (не гуляют)

Выходной  < 1ч (не гуляют)

Хотя бы иногда гуляют с родителями

27%

20%

74%

Таким образом, большая часть детей бывает на свежем воздухе, но сюда входят и дети, которые гуляют в группе продленного дня. Так же вызывает беспокойство, что существенная часть учащихся прогулку с родителями отождествляет с походом на рынок, в магазин, в гости, к бабушке, в поликлинику, голосовать и проч.; и только немногие ходят с родителями на каток, на горку, в парк, на озеро, на залив, отдыхать за город, на соревнования, в бассейн, в театр и на концерт.

 

Таблица 5

Время на выполнение домашнего задания

Тратят времени больше, чем положено

24%

Таблица 6

Время на занятия по интересам

Есть компьютер

Более 30 минут у компьютера

Более 1 часа у телевизора

( норма-20 мин в день, 3-4 ч в нед.)

98%

45%

67%

  

Таблица 7

Питание учеников начальной школы

Не завтракают

(не всегда)

Питаются

меньше 4 раз

Не моют руки

(не всегда)

Чистят зубы менее 2 раз в день

Не знают, сколько раз нужно чистить зубы

2011-12

2012-13

2011-12

2012-13

2011-12

2012-13

2011-12

2012-13

2011-12

2012-13

28%

25%

28%

18%

20%

16%

24%

20%

20%

8%

 

Из этой таблицы видно, что есть ребята, которые не завтракают и плохо питаются – а это уже информация для классного руководителя и общественного воспитателя. Есть дети, нарушающие простые правила гигиены.

Следовательно, мы видим, что нормативы ключевых режимных моментов, имеющих отношение к внешним факторам, оказывающим большое влияние на здоровье ребёнка, не соблюдаются примерно 30-40% учеников (вернее их родителями). И эти трудности, я убеждена, во всех школах.

Одним из возможных путей для решения заявленных выше трудностей, мы находим взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.

На самом деле, семья была и остается одним из основных субъектов воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Впрочем, анализ последствий ещё одной соответствующей диагностики продемонстрировал, что большая часть родителей обладают низкой степенью готовности к воспитанию детей, так как:

– не уверены в себе как в педагогах;

– не знают отличительных черт психического развития детей, отличительных черт их психологического здоровья в семье;

– не могут выбирать подходящие особенностям детей методы влияния на ребенка,

- не имеют необходимых познаний в сфере здорового образа жизни.

Между учениками и их родителями был, помимо прочего, проведен выборочный опрос с целью раскрытия их уровня информированности про то, что такое здоровый образ жизни. Родители отвечали на вопросы анкеты, а ребята отвечали и рисовали картинки. Получены были следующие данные:
РЕБЯТА:

отказ от вредных привычек – 58%

гигиена человека – 37%

спорт, зарядка – 37%

прогулки на природе, закаливание – 37%

здоровое питание – 23%

безопасное поведение – 23%

режим – 16%

отсутствие заболеваний – 16%

РОДИТЕЛИ:
• спорт, зарядка – 84%

• отказ от вредных привычек – 59%

• психологическое равновесие – 59%

• правильное питание – 43%

• режим – 26%

• гигиена человека – 18%

Из диаграммы видно, что главной составляющей, по мнению детей, считается отказ от вредных привычек, а учитывая мнение родителей – занятие спортом и зарядка. Ребята назвали больше причин. Некие понятия родители вообще не включили, в отличие от детей. Это говорит о проводимой в школе работе преподавателей с учениками.

Ведёте ли вы здоровый образ жизни?

• курят – 62% родителей

• спорт, зарядка (эпизодически) – 7% родителей

Мы видим, что, невзирая на информированность родителей, умения здорового образа жизни и у них не сформированы. Не многие родители ведут здоровый образ жизни, не зная, что этим наносят урон собственному ребёнку, его здоровью (пассивное курение, не соблюдение режима дня и др.) и этим сформировывают у детей негативный стереотип поведения.
Эту информацию для рассуждения мы также довели до родителей, так как всё начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, нужные и вредные привычки малыш увидит первый раз в семье, между людей, которые обожают его не за что-нибудь, а за то, что он просто есть, такой привлекательный, сообразительный, с неплохим аппетитом, и вовсе не всегда с хорошим здоровьем. Навряд ли найдутся такие родители, которых не интересует самочувствие собственного ребенка.

Почти все родители, заботясь о ЗОЖ собственного ребёнка, приобретают и велосипед, и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У их возникает стремление видеть собственных ребят мудрыми, проворными, грациозными и стройными, хотя организовать регулярные игры и занятия с применением данного спортивного инструментария большему числу семей не получается. Этому также их надо обучать.

В идущем в ногу со временем мире почти все родители с точностью назовут болезнь (в случае если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название больницы, в какой ребенок проходил консультацию. Проводя разговор с детьми про «Что предпринять, чтобы не болеть?» почти все из их дали ответ: «Лечиться!».

Потому, одна из задач в работе по формированию здорового стиля жизни заключается в том, чтоб в сочетании с родителями сформировать у ребят привычки, которые хранят и усиливают здоровье с детства: соблюдение режима дня, здоровое питание, закаливание, формирование потребности в движении.

Вследствие проведённых коллективом исследований,  были выделены проблемные вопросы, которые и нашли отражение в смысле работы школы с учителями. А непосредственно:

- педагогические рекомендации по вопросам здоровьесбережения,

- заседания МО преподавателей и классных руководителей,

- открытые уроки,

- взаимопосещение уроков /анализ и самоанализ уроков с позиций здоровьесбережения/,

 работа по самообразованию,

- круглые столы по обмену опытом,

- курсы повышения квалификации,

- анкетирование преподавателей,

- консультации профессионалов,

Разговаривая о формировании ЗОЖ школьника невозможно не затронуть здоровья преподавателя, так как больной преподаватель не имеет возможности обеспечить ученику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не имеет возможности заниматься и воспитанием культуры здоровья ребенка, так как в данной работе нужен индивидуальный пример. Неблагополучие эмоционального здоровья, деформация личности преподавателя, проявления синдрома выгорания наиболее непосредственно влияют на здоровье детей.

В связи с этим мы:

- организуем различные психологические тренинги, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогов \совместно с ЦПМСС, КЦСОН\,

- посещение бассейна и спортивных секций,

- проводим совместные мероприятия,

- поддерживаем благоприятный климат в коллективе,

- проходим вакцинацию,

- проходим обследование в Центре здоровья.


Заключение

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить государственного плана «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных муниципальных образовательных стандартов. Формирование здорового стиля жизни должно происходить постоянно и целенаправленно. Особо актуальна данная проблема для начальной школы, что имеет какую либо связь с кардинальными переменами в обычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «учащийся». Высочайший процент первоклассников приходит в школу с врожденными, обретенными болезнями. Стандарт второго поколения гарантирует формирование познаний, установок, ориентиров и общепризнанных мерок поведения, обеспечивающих сбережение, закрепление здоровья, заинтересованного отношения к личному самочувствию, знание неблагоприятных факторов риска здоровья и т.п. Гигантский ряд отдельных событий: классные часы, беседы для учащихся, родительские собрания, тестирование на темы о самочувствие, Дни Здоровья, присутствие медицинского кабинета, неотъемлемые часы внеурочной работы по спортивно – оздоровительному направлению - ориентированы на формирование культуры здоровья, закрепление, сохранение здоровья детей в нашей гимназии. Одним из новшеств стандарта второго поколения, которое будет зафиксировано всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном проекте образовательных учреждений. Данные часы не имеют отношения к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования.


Список литературы

    1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт.

               2. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  1. Алоева М. А. Родительские собрания в 1-2 классах. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2004. – 352
  2. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  3. Большешапова М. Л. Экологическое образование до школы, в школе, вне школы. Братск: МП “Издательский дом “Братск””, 2004. – 164 с.
  4. Воликова Т. В. Учитель и семья: Пособие для учителей. - М: “Просвещение”, 1980. – 111 с.
  5. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинги диагностика. - Иркутск, ГлавУОПО, 2003. – 65 с.
  6. Забота о здоровье детей: Из опыта работы школы продленного дня № 710 Москвы /под ред. Хрипковой А. Г. , Антроповой М. В. – М.: Педагогика, 1980. – 104 с.
  7. Калейдоскоп родительских собраний /под ред. Е. Н. Степанова. — М.: Сфера, 2003.
  8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2004. - 296 с.
  9. Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
  10. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.

Урбанская О. Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"

Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов...

Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.                 ...

Педсовет - деловая игра "Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов"

Под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспи...

Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"

Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)Автор Иванова Л.И....

Статья "Формирование культуры читателя при работе с народными сказками о животных"

Сказки о животных пользуются наибольшей популярностью у маленьких читателей, которых привлекает стремительность в развёртывании сюжета, легко узнаваемые канонические характеры персонажей, юмор, диалог...

Формирование ключевых компетенций через работу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Ключевые компетенции:- информационная;- коммуникативная;- образовательная;- профессиональная;- общекультурная;- социальная....

Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)

Психологическое просвещение  родителей (законных представителяй) подростков «базовой информации» для предупреждения риска формирования и развития суицидального поведения несовершеннол...