Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №88 с УИОП г.Воронеж

    Носова Зоя Ивановна

    Аналитические материалы работы методического объединения учителей начальных классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

    УЧИТЕЛЕЙ      НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    МБОУ СОШ №88 с УИОП

     ЗА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД.

    Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

        Основная научно-методическая тема, над которой работал коллектив учителей начальных классов «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

       Цель методической работы: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС-2 путем внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

      Основными  задачами  методической работы являются:

    1. Ознакомление учителей с современными образовательными технологиями.
    2. Активное внедрение в педагогическую деятельность современных образовательных технологий в рамках внеурочной деятельности.
    3. Формирование творческой продуктивности и саморазвития педагогов.
    4. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетенций обучающихся, УУД.
    5. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
    6. Совершенствование форм работы с одаренными детьми.
    7. Осуществление психолого-педагогической поддержки слабоуспевающих учащихся.

    Основные направления работы в 2012/2013 уч.году:

    1. Аналитическая деятельность:

    -анализ методической деятельности за 2011-2012 учебный год;

    -изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);

    -анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

          2. Информационная деятельность:

                -изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;

                -продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования;

                -пополнения папки «МО учителей начальных классов».

          3. Организация методической деятельности:

                -выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС-2.  

             В   2012/2013  учебном  году  в начальных  классах  велось преподавание в 16 классах комплектах.

    Учебно - воспитательный процесс был организован по 5 - дневной (1,2 классы) и 6 - дневной (3,4 классы) рабочей неделе в односменном режиме.

    Обучение осуществлялось по двум вариантам учебного плана:  развивающих систем  «Школа 2100» и «Перспектива»

    Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме. По некоторым предметам из-за карантинных и праздничных дней имеет место несоответствие количества проведенных уроков программным требованиям, в связи с чем была проведена корректировка рабочих программ.

        Задачи, поставленные в 2012-2013 учебном году, решал педагогический коллектив в составе  16 учителей начальных классов, из которых все имеют высшее педагогическое образование.

        Высшую квалификационную категорию имеют  6 человек –Борзунова В.Б., Гладких И.В., Князева Ю.О., Носова З.И., Чичулина С.А., Гусляева Н.П.    Первую квалификационную категорию - 8 человек: Зубарева Е. Корчагина Е.В., Лихачева О.В., Мелещенко Е.А.,Б.,Павельева Е.В., Овсянникова М.М., Матвеева Т.В., Кириченко Ю.И., Пригородова Г.Г. Вторую квалификационную категорию – Сорокина Г.Д.

       Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

       С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели,  выполнении программы.

        Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические  требования,  добиваются эффективной  обратной связи с учащимися, рационально  используют время на  уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.

         Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, осознанности,  связи теории с  практикой.

         Правильно выбирают  методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют  дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям.

        Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки  коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

         Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения  в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя  МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий.

            Курсовую переподготовку в 2012-2013 учебном году  прошли Мелещенко Е.А., Гусляева Н.П., Лихачева О.В.

           Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.

            Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях методического объединения.

           В течение 2012-2013 учебного года было организовано и проведено 4 тематических заседаний:

        Дата  

                                                  Тема

    сентябрь

    Тема: Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год.

     ноябрь

    Тема: Обновление содержания общего образования посредством введения ФГОС. Формирование универсальных учебных действий (УУД)  в начальной  школе в рамках ФГОС-2.

    февраль

     Тема: Влияние ИКТ технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся. 

    май

     Тема:Результаты деятельности учителей начальной школы по совершенствованию образовательного процесса.

               Анализ информации, представленной в таблице, показывает, что тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы в 2012-2013 учебном году. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие, повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.            На заседаниях МО рассматривались теоретические вопросы, связанные с изучением трудных разделов программы и организацией образовательного процесса в начальной школе. В течение учебного года педагоги работали над темами по самообразованию. Результаты  деятельности оформлены в виде докладов (прилагаются).

         Ф.и.о. учителя

                               Тема выступления.

    Матвеева Т.В.

    Пути повышения эффективности урока  в условиях внедрения ФГОС.

    Кириченко Ю.И.

    Формирование универсальных учебных действий средствами предметной линии «Русский язык».

    Пригородова Г.Г.

    Новые технологии в обучении в свете новых стандартов (ИКТ)

    Корчагина Е.В.

    Виды работы по формированию у учащихся орфографической зоркости.

    Гусляева Н.П.

    Проектная деятельность учащихся на уроках.

    Лихачева О.В.

    Проектная  деятельность учащихся на уроках окружающего мира.

    Мелещенко Е.А.

    Развитие у школьников навыков контроля и самоконтроля.

    Борзунова В.Б.

    Формирование коммуникативных УУД младших школьников.

    Гладких И.В.

    Индивидуально-личностный подход к обучению и воспитанию младших школьников.

    Зубарева Е.Б.

    Совершенствование техники чтения.

    Павельева Е.В.

    Особенности исследовательской работы на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС-2.

    Носова З.И.

    Оценка достижения планируемых результатов учащихся в свете стандартов второго поколения.

    Чичулина С.А.

    Проектные задачи в начальной школе.

    Сорокина Г.Д.

    Диалог и развитие творческой активности у детей.

    Овсянникова М.М.

    Пути повышения учебной мотивации учащихся начальной школы в свете новых стандартов.

                Много внимания на заседаниях методического объединения уделялось изучению и распространению педагогического опыта учителей начальных классов.

    Ф.и.о. учителя

    Тема опыта.

    Результат

    Матвеева Т.В.

    Использование срвременных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников.

    Рекомендован к использованию  на уровне школы.

    Лихачева О.В.

    Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ

    Рекомендован к использованию  на уровне школы.

    Чичулина С.А.

    Проектные задачи в начальной школе.

    Рекомендован к использованию  на уровне школы.

           Одной из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов является их участие в деятельности городских методических объединений учителей начальных классов. В течение 2012-2013 учебного года учителя начальных классов посещали научно-практические семинары:

    Дата

    ФИО учителя

    Уровень проведения

    Тема

    Примечание

    сентябрь

    Борзунова В.Б.

    Городской

    Семинар «Современная модель предшкольного образования как условие обеспечения преемственности предшкольного и начального общего образования.  Программа обучения и развития детей 5-ти лет «Предшкольная пора».

    участие

    октябрь

    Мелещенко Е.А.

    городской

    Семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

    участие

    ноябрь

    Борзунова В.Б.

    городской

    Семинар «Формирование метапредметных и личностных УУД в начальной школе»

    участие

    ноябрь

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Семинар-практикум «Особенности введенияФГОС основного общего образования».

    участие

    декабрь

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Семинар-практикум по рефлексии.

    январь

    Гладких И.В.

    межрегио-

    нальный

    II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные подходы в вопросах здоровьесбережения и инновационной деятельности образовательных учреждений»

    выступление

    февраль

    Пригородова Г.Г.

    городской

    Семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

    участие

    февраль

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Семинар «Современная модель предшкольного образования как условие обеспечения преемственности предшкольного и начального общего образования.  Программа обучения и развития детей 5-ти лет «Предшкольная пора».

    участие

    март

    Гусляева Н.П.

    городской

    Семинар «Введение ФГОС начального общего образования в образовательную практику».

    выступление

    март

    Гусляева Н.П.

    городской

    Семинар «Контроль и оценка результатов обучения по ФГОС».

    участие

    март

    Борзунова В.Б.

    городской

    Семинар «Информационно-методическое обеспечениереализации ФГОС НОО. Проблемы, пути, решения, перспективы».

    участие

    март

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Семинар-практикум «Особенности введения ФГОС основного общего образования в МБОУ СОШ №88 с УИОП»,

    участие

    март

    Кириченко Ю.И.

    городской

    «Информационно-методическое обеспечениереализации ФГОС НОО. Проблемы, пути решения, перспективы».

    участие

    апрель

    Носова З.И.

    городской

    Семинар «Формирование универсальных учебных действий на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсона».

    участие

    апрель

    Борзунова В.Б.

    городской

    Семинар «Учебно-методическая система «Планета знаний» как средство реализации требований ФГОС и совершенствования преподавания предметов в начальной школе».

    участие

    апрель

    Корчагина Е.В.

    городской

    Семинар «Духовно-нравственное воспитание младших школьников».

     Конференция по духовно-нравственному воспитанию.

    участие

    апрель

    Гладких И.В.

    Национальный проект 2013. Образование

    участие

    апрель

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Семинар «Достижение планируемых результатов обучения младших школьников в условиях использования системы учебно-методических комплектов «Начальная школа XXI век»

    участие

    май

    Пригородова Г.Г.

    городской

    Конференция по духовно-нравственному воспитанию.

    участие

    май

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Научно-практическая конференция «Механизмы  реализации ФГОС иФГП на основе деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон в контексте преемственности дошкольного, начального и основного образования».

    участие

    июнь

    Кириченко Ю.И.

    городской

    Семинар-круглый стол в Благовещенском соборе по духовно-нравственному воспитанию.

    участие

            Участие в подобных мероприятиях дает учителям возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса в начальной школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города. Что способствует повышению уровня их профессионального мастерства, переосмыслению их профессиональных позиций.

             С целью обмена опытом в начальной школе было организовано взаимопосещение уроков.

             Открытые уроки показали Борзунова В.Б., Носова З.И., Гладких И. В.,  Лихачева О.В.,Чичулина С.А.,  Сорокина Г.Д.   Уроки носили научно-познавательный характер и показали высокий профессиональный уровень педагогов.      

                Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах:

        - международный конкурс-игра по русскому языку «Еж» (1-4 классы);

        - Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики»2 -3 классы:

    № п\п

    Ф.и. ученика

    Класс

    Ф.и.о. учителя

    Место в ОУ

    1

    Князева Анна

    Носова З.И.

    I место

    2

    Черников Иван

    Овсянникова М.М.

    I место

    3

    Симонов Богдан

    Носова З.И.

    II место

    4

    Пустыльник Игорь

    Сорокина Г.Д.

    III место

    5

    Борзова Софья

    Матвеева Т.И.

    I место

    6

    Корыстин Кирилл

    Матвеева Т.И.

    I место

    7

    Черенкова Дарья

    Матвеева Т.И.

    I место

    8

    Иванова Алина

    Матвеева Т.И.

    II место

    9

    Храпов Иван

    Матвеева Т.И.

    II место

    10

    Мануковская Ангелина

    Матвеева Т.И.

    III место

    11

    Попахчян Айк

    Матвеева Т.И.

    III место

    - международный творческий конкурс «Календарь страны мастеров» (3Б кл.,учитель Кириченко Ю.И.);

    - интернет-сайта «Страна мастеров в номинации «14 июня- День Изумрудного города» - 1 место (3Б кл., учитель Кириченко Ю.И.);

    - городской смотр-конкурс «Зимний букет – 2012», номинация «Символ года» (учитель Кириченко Ю.И.);

    - III городской открытый конкурс медиапроектов «Волшебный город» - III место (3Б кл., учитель Кириченко Ю.И.);

    - международный чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (1-е классы);

    - Всероссийский кнкурс «Классики» - III место (1А кл., учитель Борзунова В.Б.);

    - региональный конкурс детского рисунка «Вселенная детства» (1А кл., учитель Борзунова В.Б.).

         

           Использование передовых технологий развивающего и личностно ориентированного обучения, изучение и внедрение передового педагогического опыта, уровневая дифференциация обучения, помощь психолога и логопеда, создание здоровьесберегающей среды (режим питания, режим работы, создание микроклимата в урочной и внеурочной деятельности, организация адаптационного периода первоклассников, психологическая подготовка четвероклассников к переходу в среднее звено) позволили  достичь следующих результатов обучения в начальной школе:

    Качество успеваемости учащихся (%):

    Класс

    Учитель

    I

    четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    Год

    Борзунова В.Б.

    Безотметочная система оценки знаний

    Гладких И.В.

    Безотметочная система оценки знаний

    Зубарева Е.Б.

    Безотметочная система оценки знаний

    Павельева Е.В.

    Безотметочная система оценки знаний

    Носова

     З.И.

    Безотметочная система оценки знаний

    61

    78

    78

    Чичулина С.А.

    Безотметочная система оценки знаний

    86

    88

    88

    Князева Ю.О.г

    Безотметочная система оценки знаний

    72

    76

    80

    Сорокина Г.Д.

    Безотметочная система оценки знаний

    82

    82

    82

    Овсянникова М.М.

    Безотметочная система оценки знаний

    59

    64

    64

    Матвеева Т.В.

    84

    92

    88

    76

    84

    Кириченко Ю.И.

    70

    50

    68

    70

    80

    Пригородова Г.Г.

    79

    86

    89

    85

    85

    Корчагина Е.В.

    75

    77

    74

    58

    77

    Гусляева Н.П.

    52

    70

    70

    69

    78

    Лихачева О.В.

    55

    58

    64

    64

    65

    Мелещенко Е.А.

    48

    48

    57

    53

    66

    Русский язык (качество знаний %)

    Класс

    Стартовый

    Контроль

    Полугодовой контроль

    Итоговый

    Контроль

    69

    81

    82

    69

    64

    66

    94

    78

    57

    68

    47

    54

    73

    83

    70

    75

    65

    65

    80

    75

    66

    72

    78

    67

    60

    71

    Математика (качество знаний %)

    Класс

    Стартовый

    Контроль

    Полугодовой контроль

    Итоговый

    Контроль

    65

    76

    78

    80

    70

    68

    74

    100

    38

    83

    73

    62

    59

    1оо

    58

    77

    75

    80

    89

    81

    57

    92

    52

    89

                     90

    100

           

            Анализируя данные, приведенные в таблице, следует отметить, что результаты выполнения контрольных работ достаточно стабильны, уровень знаний, умений учащихся высокий.

            Типичными ошибками при выполнении контрольных работ по математике являются вычислительные навыки, определенные трудности у учащихся вызывают задания на преобразования величин, нахождение периметра и площади фигур.  По русскому языку – проверяемая и непроверяемая безударные гласные в корне слова, правописание падежных окончаний имен существительных.

            Учителям начальных классов следует обратить особое внимание на изучение данных тем, максимально дифференцируя работу по выработке специальных знаний и умений. Теоретические вопросы, связанные с изучением данных тем, необходимо включить в план работы МО на 2011-2012 учебный год.

           С целью реализации задачи по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием Князевой Ю.О. совместно с группой учителей был разработан план мероприятий, который успешно реализован. Учителями  Мелещенко Е.А., Борзуновой В.Б., ЛихачевойО.В., Пригородовой Г.Г.  проводилась работа по подготовке дошкольников к обучению в школе.        Успешно осуществлялась связь с родителями. Разработаны и проведены лекции для родителей по вопросам воспитания учащихся.

            Для решения задач самообразования учителя большое значение имеет анализ педагогической, методической, научной литературы. На заседаниях МО проводился обзор, изучение новинок методической литературы, нормативных документов.

           На итоговом заседании МО были определены задачи на 2013/2014 учебный год:

    - продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования;

    - способствовать укреплению здоровья младших школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий;

    - организовать деятельность по оказанию психолого–педагогической поддержки, отслеживания динамики качества образования;

    - продолжить работу по созданию единой информационно – образовательной среды в учебном заведении;

    - стремиться использовать интерактивные  методы, современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные, позволяющие повысить эффективность уроков ;

    - внедрить в практику применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности;

    - формировать  у младших школьников потребность к осознанному нравственному поведению;

    - развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, прививать интерес к знаниям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год

    Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов....

    План работы с одаренными детьми МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5

    План работы с одаренными детьми методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской Приморско – Ахтарского района Краснодарского краяЦель:  создание благо...

    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "ООШ № 3" г. Энгельса Саратовской области

    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "ООШ № 3" города Энгельса Саратовской области за 2013-2014 учебный год...

    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова» В 2014-2015 уч году.

    Работа методического объединения учителей начальных классов в 2014-2015  учебном году   была построена на основе программы развития лицея по теме «Использование компетентностного подход...