Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ д/с №6 г.Симферополя
методическая разработка (4 класс) на тему

Анализ работы ШМО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состав учителей начальной школы МБОУ «СОШ-ДС КВ №6»в 2014-2015 учебном году:17 человек.

Высшая категория-10чел. Звание «Старший учитель»-2чел. Парамонова Л.А., Неудачина О.Б.Звание «Учитель-методист»-1чел.Порчинская Н.А.1категория-3чел.2категория-1чел.Специалист-3чел.Стаж работы: от 20лет-5чел.До 20лет-12чел.Со стажем до 5 лет-нет.У всех учителей высшее образование.

Основная методическая тема школы:

Формирование образовательной среды СУВК СШ№6,обеспечивающей переход на федеральные образовательные стандарты нового поколения.

В 2014-2015 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало по следующей теме:

Развитие творческого потенциала на основе повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов, обеспечивающее переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Перед учителями были поставлены следующие задачи.

  •  Организовать повышение профессиональной компетентности учителей как условие перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
  •  Создать необходимые условия для изучения и реализации ФГОС.
  •  Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности обучения учеников.
  •  Использовать и совершенствовать информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
  •  Формировать ключевые компетенции младших школьников.
  •  Внедрять здоровьесберегающие технологии, способствующие формированию здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты работы:

  •   рост качества знаний обучающихся;
  •   овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
  •   создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

     Исходя из поставленной цели работы методического объединения учителей начальных классов, была запланирована методическая работа, работа по преемственности, открытые уроки, межсекционная работа.

     Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов ШМО и их заинтересованности.

      Организация работы ШМО учителей начальных классов была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей начальных классов  имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей.

Направления работы МО учителей начальных классов

на 2014-2015 учебный год:

1. Аналитическая деятельность:

- Анализ методической деятельности за 2013-2014 учебный год и планирование на 2014-2015 учебный год.

- Анализ посещения открытых уроков.

- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2. Информационная деятельность:

- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

- Продолжить знакомство с ФГОС начального общего образования.

-Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».

3. Организация методической деятельности:

- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

-Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Ключевые темы методической работы по методическому сопровождению введения ФГОС:

1. обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;

2. современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;

3.технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования, совершенствование преподавания;

4.ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

5.мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в школе.

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2014-2015уч. год.

Заседание МО №1. Дата: 26.08.2014г.

Тема: планирование и утверждение плана работы методического объединения учителей начальных классов.

Заседание МО №2. Дата: 27.10.2014г.

Тема: формы и методы работы по реализации ФГОС НОО.

Заседание МО №3. Дата: 30.12.2014г.

Тема: совершенствование работы по внеурочной деятельности в школе полного дня, как образовательного пространства для самореализации ученика и учителя. Анализ учебно-воспитательной работы за 1 семестр 2014-2015 уч. год.

Заседание МО №4. Дата: 24.03.2015г.

Тема: «Проектирование современного учебного занятия в контексте реализации требований ФГОС» для учителей, внедряющих стандарты второго поколения в 1-5 классах.

Заседание творческой группы. Дата: 10.04.2015г.

Тема: «Технологическая карта урока».

Заседание МО №5. Дата: 29.05.2015г.

Тема: «Подведение итогов и анализ методической, учебно-воспитательной работы за 2014-2015уч. год».

        Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов  и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. В 2014-201015 учебном году учителя работали по следующим темам:

Тематика по самообразованию учителей первой ступени на 2014-2015 уч. год

Класс

Ф.И.О. учителя

Тема

Где слушали

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

1-А

Парамонова Л.А.

Методические особенности курса обучения грамоте и письму в свете ФГОС нового поколения.

МО

октябрь

выполнено

1-Б

Феофанова Т.В.

Реализация программы внеурочной деятельности и её связь с основной образовательной программой

МО

октябрь

выполнено

1-В

Тищенко В.В.

Апробация новых учебников, учебных пособий в рамках внедрения ФГОС

МО

октябрь

выполнено

2-А

Порчинская Н.А.

Развитие познавательных и учебных компетенций учащихся в соответствии с планируемыми результатами

МО

март

выполнено

2-Б

Рудакова С.А.

Методы и формы работы по формированию УУД у учащихся начальной школы

МО

октябрь

выполнено

3-А

Радайде Л.В.

Оценочная деятельность образовательного процесса в 1-4 классах в соответствии с требованиями ФГОС

МО

октябрь

выполнено

3-Б

Мустаева М.В.

Планирование и проведение уроков в соответствии с ФГОС

МО

октябрь

выполнено

3-В

Лысюк С.В.

Достижение планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта «Школа России»

МО

март

выполнено

4-А

Юрченко Ю.В.

Формы контроля и учёта достижений при текущем оценивании

МО

январь

выполнено

4-Б

Неудачина О.Б.

Портфолио как способ оценки индивидуальных достижений учителя и учащихся

МО

январь

выполнено

Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень. Работая по теме самообразования, учителя изучали литературу, собирали материал и оформляли его в папки, апробировали различные приемы в обучении учащихся, выступали на методических объединениях, семинарах, разрабатывали дидактический материал, уроки, занятия, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою деятельность.

 Освоение современных технологий.

В начальной школе учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса.  В течение года  учителя проводили уроки с использованием ИКТ технологий.

Учителя в течение года работали в творческих группах по освоению различных технологий обучения. В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного,  здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.

Учителя начальных классов работали по образовательной программе: «Школа России».

Работа творческой лаборатории учителей начальной школы по проблеме ШМО.

По теме «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе» в течение года проходил «круглый стол», в работе которого принимали участие все учителя начальной школы. Зам.директора по УВР в начальной школе Совкова В.В. и руководитель ШМО Порчинская Н.А. познакомили коллег с основными трудностями перехода на новые образовательные стандарты, системой организации внеурочной деятельности учащихся, универсальными учебными действиями, которыми должны овладеть учащиеся за период обучения в начальной школе, с «моделью» выпускника начальной школы.

По теме «Проектирование современного учебного занятия в контексте реализации ФГОС» проходил «круглый стол», в работе которого принимали  участие все члены ШМО и учителя 5х классов.(10.04.2015г.)

    Учителя начальных классов  изучили и обсудили методическое пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» под редакцией Асмолова А.Г.

 Порчинская Н.А. выступила с докладом на тему: «Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы». В своём докладе она осветила понятие УУД, методологическую и теоретическую основу УУД, функции и виды УУД. Раскрыла формирование УУД при изучении учебных предметов: литературное чтение, математика, русский язык, технология, окружающий мир.

   Затем выступила Неудачина О.Б. с докладом на тему: «Личностные универсальные учебные действия».В своём докладе она раскрыла виды личностных УУД, возрастные особенности учащихся начальной школы, критерии формирования внутренней позиции школьника и развития мотивов учения, требования к результатам формирования гражданской идентичности в начальной школе.

    Затем выступила Феофанова Т.В. с докладом на тему: «Регулятивные универсальные учебные действия».В своём докладе она раскрыла возрастные особенности развития регулятивных УУД у младших школьников, критерии оценки сформированности регулятивных УУД: уровни сформированности целеполагания, уровни развития контроля, уровни развития оценки.

   Затем выступила Тищенко В.В. с докладом на тему: «Коммуникативные универсальные учебные действия». В своём докладе она раскрыла возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников, критерии оценки коммуникативного компонента УУД.

     Совкова В.В., заместитель директора по УВР  дала  «Методические рекомендации по проектированию современного учебного занятия в контексте реализации требований ФГОС» для учителей, внедряющих стандарты второго поколения в 1-5 классах. В которых раскрыла формы и методы обучения, основанные на деятельностном подходе. А также требования к учителю и правила обучения учащихся. Она осветила возможности учебных предметов начальной школы (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира) в формировании УУД.

Итоги круглого стола:

    Учителя начальных классов выступили с предложениями по дальнейшему изучению и совершенствованию форм и методов проектирования, проведения учебных занятий с целью реализации ФГОС. 

По теме: «Обобщение и распространение опыта работы педагогов школы» в течение учебного года проходил «круглый стол». Учителя делились дидактическими и методическими наработками, используемыми в своей педагогической практике, обсуждались различные формы и методы ведения урока с соблюдением современных требований, рассматривалась структура урока, соответствующая требованиям нового образовательного стандарта, занимательные приемы, дополнительный материал, используемые учителем.

Учителя начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Так, в апреле2015года на базе МБОУ «СОШ-ДС КВ№6»был организован и проведен для городской семинар учителей начальных классов по теме:»Особенности работы учителя в период перехода на ФГОС НОО».С докладами выступили: Порчинская Н.А.»Особенности работы в период перехода на ФГОС»,Неудачина О.Б.»Организация работы с электронными приложениями к учебникам по УМК»Школа России»,Рудакова С.А.»Примерные рекомендации по составлению технологических карт урока».Были проведены открытые уроки:Парамонова  Л.А.- математика по теме:»Сложение и вычитание с переходом через десяток».Феофанова Т.В -русский язык по теме:»Буквы Й и И.Перенос с буквой Й».Порчинская Н.А. -литературное чтение по теме:»И в шутку и в серьез».Лысюк С.В. -окружающий мир по теме:»Экономика родного края».Все учителя показали высокий уровень методической подготовки,свою работу строили на основе системно-деятельностного подхода,применяли ИКТ технологии.

Традиционными формами работы  ШМО в школе являются:

  • тематические заседания ШМО, микрогрупп .
  • тематические методические и педагогические советы .
  • диагностика, педагогический мониторинг;
  • индивидуальная работа;
  • аттестация;
  • самообразование педагогов (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары. А также учителя начальных классов повышают свою педагогическую компетентность дистанционно, участвуя в Вебинарах);
  • семинары - практикумы;
  • педагогические лектории;
  • открытые уроки 
  • При посещении учитывалось планирование, определение и постановка целей, задач урока ,а так же выбор эффективных и целесообразных форм,  методов ,видов, приемов работы с младшими школьниками. Проверялось умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.

Наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.

  • взаимопосещение уроков;
  • предметные недели
  • классные часы (в Приложении-классные часы Неудачиной О.Б.)
  • творческие отчеты;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • практикумы по конструированию уроков (заседание творческой группы. Тема: «Составление технологической карты урока». Рудакова С.А. 2-Б класс).
  • информирование и обсуждение методических новинок;
  • презентация методических наработок, мастер классы, портфолио

 В течении учебного года были проведены предметные недели по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру, математике.

            При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: путешествия, соревнования, конкурсы фотографий и рисунков, конкурсы сочинений и чтецов.  Победителям  вручены грамоты,  и призы.

            Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель  вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов

             Материально-технические возможности школы (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личность.

         Организация занятий по основным направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.

Внеурочной деятельностью охвачены все учащиеся начальных классов.

1-А класс-Парамонова Л.А.»Школа общения»,1-Б класс-Феофанова Т. В Театральный кружок»Там ,где живут куклы…»2-А класс- Порчинская Н.А.-«Школа этики»,»Уроки нравственности»,3-А класс- Радайде Л.В.-«Я познаю мир»,4-Акласс –Юрченко Ю.В. и 4-Б класс-Неудачина О.Б.-«Познавательная экология»,»Уроки нравственности». 

По проектным технологиям работают все учителя начальной школы.

Проектная деятельность в 1-А классе, учитель Парамонова Людмила Александровна.

 «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мои питомцы», «Живая азбука», «Мой класс- моя школа»,  «Георгиевская ленточка»,  «Математика  вокруг нас», «Земля –наш дом, и каждый отвечает за порядок в нём» .

Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов; 

 Проектная деятельность 1-В классе, учитель Тищенко В.В.:

«Моё имя и моя фамилия», «Моя семья», « Моё родовое дерево», «Мой любимый питомец», «Живая азбука», «Мой класс- моя школа»,     «Земля –наш дом, и каждый отвечает за порядок в нём» .

 Проектная деятельность в 3-В классе, учитель Лысюк С.В.:

 «История и значение моего имени», «Моя семья», «Семья слов», «Мой класс - моя школа»,  «Георгиевская ленточка»,  «Создание костюмов», «Экономика родного края», «Экологические катастрофы», «Волшебная сказка», «Модное ателье».

Проектная деятельность в 2-А классе, учитель  Порчинская Н.А.: »Мамина помощница»,»Мое любимое животное»,»Красная книга»,»Георгиевская ленточка»,»Полезные продукты»,»Крым- мой край»,»Симферополь-столица Крыма».

Проектная деятельность в 4-А классе, учитель Юрченко Ю.В.:

   Проект на тему : «Красная книга».

   Проект на тему : «Наш край. Симферополь-ворота Крыма».

  Проект на тему : « Планеты солнечной системы».

  Проект на тему : «Хвала знакам препинания».

  Проект на тему : «Наш дружный класс».

  Проект на тему : «Жизнь и гибель динозавров».

  Проект на тему : «Числа вокруг нас».

 Проект на тему : .  «Великий и могучий русский язык».

 Проект на тему : «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».

 Проект на тему : «Георгиевская лента.», «Ветеран в моей семье», «Никто не забыт, ни что не забыто» к  70 –летию Великой Победы.

Проектная деятельность в 3-А классе, учитель Радайде Л.В.

 «История и значение моего имени», «Моя семья», «Семья слов», «Праздник со слезами на глазах»,  «Георгиевская ленточка»,  «Мой любимый книжный герой», «Экономика родного края», «Лекарственные растения», «

Волшебная сказка», «Модное ателье», «Мой родной Крым».

Проектная деятельность в 4-Б классе, учитель Неудачина О.Б.

Туристический проект «Москва-столица России»,

Патриотический проект «Мы-Россияне»,

Исторический проект «Жизнь древних славян»,

Групповой проект по технологии «Фенечки из ленточек»,

Творческий проект «Подвижная игрушка Щелкунчик».

«Наша школьная жизнь» (фотоотчёт в приложении)

Проект начальной школы «Георгиевская ленточка – связь с историей»

Проектная деятельность в 3-Б классе, учитель Бакшиш Э.Н.:

«Тайна имени», «Книга здорового питания», «Мои путешествия», «Моя страна, мой город», «Георгиевская ленточка», «Цепи питания», «Семья слов», «Орфографический словарик», «Мой любимый эпизод из сказки
Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок», «Берегите природу», «Моя сказка», «Отрасли экономики».

Проектная деятельность в 2-Б классе, учитель Рудакова С.А.:

«Мой домашний питомец»,»Мой родной Симферополь»,»Мой журнал»,»Георгиевская лента»,

Проектная деятельность в 1-Б классе, учитель Феофанова Т.В.:

 «Азбука первоклассника. » Проект «в числах, словах, загадках»,»

« Мой класс», « Моя семья», « Мой любимый питомец», « Великие люди Великой Победы».

  • презентация методических наработок, мастер классы, портфолио.

На сайте нашей школы представлены методические наработки учителей.

Свои печатные материалы размещают наши учителя на различных сайтах: «мультиурок», «видеоуроки» (персональные станицы имеют: Юрченко, Порчинская, Рудакова, Неудачина). А свой персональный сайт в социальной сети работников образования имеет Рудакова С.А.

Неудачина О.Б., Порчинская Н.А., Юрченко Ю.В., Парамонова Л.А., Рудакова С.А.активно участвуют в   конкурсах.: 

  1.  Активное участие и подготовка победителей дистанционных олимпиад

проекта для учителей «Инфоурок».

  1. Участие в интернет-проекте «Видеоуроки».
  2. Участие в интернет-проекте «Копилка уроков».
  3. Участие в интернет-проекте «Мультиурок».
  4. Участие в интернет-проекте «Продлёнка».

Учителями начальных классов накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся:

  1. портфолио учащихся
  2. достижения учащихся в освоении личностных, предметных и метапредметных результатов, заносятся учителями в «листы индивидуальных достижений»

В 2014-2015уч.г. учитель начальной школы Лысюк С.В. повышала квалификацию на курсах .

В   2014-2015 уч. году успешно прошли аттестацию педагогических работников следующие учителя начальной школы:

Рудакова С.А., учитель 2-Б класса, категория - высшая.

Тема: «Использование групповых форм обучения в начальной школе».

Открытые уроки:

1.Русский язык (19.12.2014г.). Тема урока: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант».

2.Математика (14.01.2015г.). Тема урока: «Проверка сложения и вычитания. Решение задач».

3.Окружающий мир (24.01.2015г.). Тема урока: «В гости к зиме. Сезонные изменения в природе».

Юрченко Ю.В., учитель 4-А класса, категория – 1.

Тема: «Метод проектов, как способ реализации личностного ориентирования младших школьников».

Открытые уроки:

1.Математика (16.03.2015г.). Тема урока: «Письменное умножение на двузначное число».

2.Внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности (20.03.2015г.). Тема: «Всё меньше окружающей природы. Всё больше окружающей среды».

     Экспертами была дана положительная оценка педагогической и воспитательной  деятельности выше указанных учителей, а также подготовленным ими аттестационным материалам.

     Учителя начальных классов принимали активное участие в работе методической площадки школы по вопросам сохранения и сбережения здоровья учащихся в условиях общеобразовательной школы. Учителями были подготовлены и показаны тематические классные часы, даны открытые уроки в целях демонстрации использования здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности.     Особое внимание было уделено организации и проведению занятий по внеурочной деятельности учащихся 1-ых и 2-ых классов.      

Необходимость обращения внимания на всё ухудшающееся здоровье современного школьника не только в физическом, но и в психологическом плане требует от учителя систематического поиска новых форм, методов, средств воздействия на ребенка в целях сохранения и укрепления  его здоровья во время их пребывания в школе и вне её стен. Особое внимание уделяется следующим параметрам поисковой работы:

  •  Внедрение здоровьсберегающих технологий в системе школьного образования и воспитания.
  • Современные педагогические технологии в образовании.
  • Формы взаимодействия с родителями учащихся средней общеобразовательной школы, направленные на формирование гармонично развитой личности школьника, способной пользоваться полученными умениями и навыками в домашней среде, в повседневной жизни, в различных ситуациях.
  • Различные формы совместной деятельности учителей и родителей  по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

В марте 2015 года проводилось совместное заседание МО учителей начальных классов и среднего звена по вопросам преемственности между начальной школой и средним звеном. Основное внимание было уделено следующим вопросам:

  • смена социальной обстановки;
  • изменение роли учащегося;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • изменение режима дня;
  • различие систем и форм обучения;
  • нестыковка программ начальной и основной школы;
  • разный уровень требований со стороны учителей-предметников;
  • изменение стиля общения учителей с детьми.

В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и психологом-Присяжнюк Н.М., задачами которой являются:

  • изучение психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
  • разработка системы психологического сопровождения учащихся в период адаптации;
  • работа по формированию адаптированной к изменяющимся условиям  личности школьника, мотивированной на обучение и достижение результатов;
  • координация требований, методов и приемов обучения учащихся в 4-х и 5-х классах;
  • система контроля успешности процесса адаптации учащихся;
  • снижение падения успеваемости при переходе в основную школу.

Есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей школы:

  •  положительная мотивация заметно растет;
  • все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
  • создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по итогам этого  учебного года:

  • опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
  • наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладает определенным уровнем методической подготовки,  свою работу строят на основе системно-деятельностного подхода, владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.

Анализ учебных достижений учащихся за 2014-2015 уч.год:

В 2014-2015 учебном году в начальных классах были проведены следующие мониторинги:

  • входной контроль качества знаний обучающихся 2-х классов по русскому языку и математике
  • контроль за качеством образования по вопросу соответствия содержания и качества подготовки обучающихся 3-х классов требованиям ФГОС в части уровня развития общеучебных умений и навыков
  • итоговый контроль качества подготовки обучающихся 4-х классов по русскому языку и  по математике.

В рамках реализации школьной целевой программы оценки качества образования учителями ШМО в этом году были разработаны контрольные работы для мониторинга знаний и умений обучающихся по разным темам русского языка и математики. Были разработаны не только работы, но и схема анализа контрольных работ, определены сроки проведения мониторинга.

По плану работы школы, на основании положения о промежуточной аттестации обучающихся , приказа директора промежуточная аттестация обучающихся 1-4 классов проводилась по русскому языку и математике.

Цель проведения промежуточной аттестации:  

 • установление фактического уровня теоретических знаний по русскому языку и математике, их практических умений и навыков;

• соотнесение этого уровня с требованиями образовательного Госстандарта   во всех классах;

• контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов.

Итоги представлены в Приложении.

Анализ результатов данных работ показал, что большинство ошибок учащиеся допускают по следующим темам:

Русский язык: «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне», «Запятая при однородных членах», «Определение падежей», «Строение слова и предложения».

Математика: «Действия с величинами», вычислительные навыки и умение работать с геометрическим материалом.

Рекомендации по результатам выполнения работ:

В целях повышения уровня   подготовленности обучающихся младших классов необходимо:

  • добиваться прочного усвоения школьниками теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
  • систематически осуществлять работу над ошибками;

- учителям использовать в педагогической практике технологии, позволяющие обучать всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, обращая особое внимание на детей, имеющих проблемы в обучении.

- использовать современные подходы к разработке инструментария проверки, оценки, организации и  проведению изучения учебных достижений обучающихся.

- формировать общеучебные умения,    умения применять полученные знания в нестандартной ситуации

  В 2014-2015 учебном году все учителя начальных классов выполнили программу и показали высокий уровень сформированности учебных навыков.

Анализ  обученности  за год в 3-В классе ,учитель Лысюк С.В. :программный материал усвоили : - «Отлично» – 2  учащихся, «Хорошо» - 10  учащихся, «Удовлетворительно» - 10 учащихся. Техника чтения 65 – 70 слов. Ниже нормы – 3 человека, норма -5 человек, выше нормы-14 человек.

Анализ  обученности  за год в 1-В классе ,учитель Тищенко В.В.: программный материал усвоили : - «Отлично» – 2  учащихся, «Хорошо» - 10  учащихся, «Удовлетворительно» - 10 учащихся. Техника чтения 65 – 70 слов. Ниже нормы – 3 человека, норма -5 человек, выше нормы-14 человек.

Уровень обученности  учащихся 1 – А классе,учитель Парамонова Л.А.

В классе – 30 обучающихся.  Из них:

Высокий уровень – 6 человек,

базовый уровень – 22 человека,

не успевают – 2 человека.

Техника чтения:

Выше нормы – 11 человек,

норма – 13 человек,

ниже нормы – 6 человек.

           Анализ  обученности  за год в 3-Аклассе, учитель Радайде Л.В.:  программный материал усвоили : - «Отлично» – 5 учащихся, «Хорошо» - 18 учащихся, «Удовлетворительно» 4- учащихся. Техника чтения 65 – 70 слов. Ниже нормы – 2человека, норма - 10 человек, выше нормы-15 человек.

Анализ обученности учащихся  за год в 4-Б классе, учитель Неудачина О.Б.

  1. результативность по технике чтения в конце года:

высокий уровень-47%, достаточный-38%, средний-15% (диаграмма в прилож.)

  1. результативность по русскому языку в конце года:

высокий уровень-11%, достаточный-81%, средний-8% (диаграмма в прилож.)

  1. результативность по математике в конце года:

высокий уровень-23%, достаточный-54%, средний-23% (диаграмма в прилож.)

  1. динамика обученности 4-Б класса за год:

высокий уровень-3уч.(12%), достаточный-17уч.(65%), средний-6уч.(23%)

(диаграмма в прилож.)

Анализ обученности за год в 4-А классе, учитель Юрченко Ю.В.:

Диагностика   показателей результатов освоения обучающимися

Образовательной   программы по русскому языку представлены в таблице:

Уровень учебных достижений

2011/2012 уч. г.

2012/2013 уч. г.

2013/2014 уч. г.

2014/2015 уч. г..

Высокий

15

16

15

31

Достаточный

52

65

66

54

Средний

30

14

16

15

Низкий

3

3

3

-

Диагностика   показателей результатов освоения обучающимися

образовательной программы по  математике представлены в таблице:

Уровень учебных достижений

2011/2012 уч. г.

2012/2013 уч. г.

2013/2014 уч. г.

2014/2015 уч. .г.

Высокий

7%

35%

39%

23%

Достаточный

38%

39%

35%

45%

Средний

38%

23%

23%

28%

Низкий

7%

3%

3%

4%

Диагностика   показателей   результатов освоения обучающимися

Образовательной   программы по  литературному чтению представлены в таблице:

Уровень учебных достижений

2011/2012  уч.  г..

2012-2013 уч. г.

2013/2014уч.г

2014/2015уч.г.

Высокий

28

42

60

50

Достаточный

18

28

24

38

Средний

40

23

13

12

Низкий

24

7

3

-

Анализ обученности учащихся в 2-А классе, учитель Порчинская Н.А.

 программный материал усвоили: - «Отлично» – 1 учащийся, «Хорошо» - 25  учащихся, «Удовлетворительно» - 5 учащихся. Техника чтения 65 – 70 слов. Ниже нормы – 3 человека, норма -15человек, выше нормы-13 человека.

Анализ обученности учащихся в 2-Б классе, учитель Рудакова С.А.

 программный материал усвоили: - «Отлично» – 1 учащийся, «Хорошо» - 18 учащихся, «Удовлетворительно» - 11 учащихся. Техника чтения 65 – 70 слов. Ниже нормы – 3 человека, норма -17 человек, выше нормы-10 человека.

Рекомендации:      

В целях ликвидации и предупреждения пробелов по составляющим техники чтения необходимо:

- регулярно проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения;

- вести строгий учет пробелов, наглядно отражать динамику овладения учащимися приемов чтения; - вести читательские дневники;

- добиваться осуществления регулярного контроля за чтением учащихся дома, обсуждения прочитанного, а также оценке прочитанного самими учащимися;

- на уроках чтения больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению технике чтения, такие как «чтение с карандашом», «чтение по линейке», «жужжащее» чтение (в течение 3-5 минут в начале каждого урока), чтение «парами», «по цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т.п.  

    В целях лучшего формирования навыков осознанного чтения необходимо практиковать применение различных форм работы с текстом, для достижения усвоения всеми учащимися умения пересказывать прочитанное, отрабатывать умения выделять в тексте главную мысль, идею, сюжет, выражать свое отношение к прочитанному. Повысить эффективность работы над развитием устной связанной речи младших школьников, привитием и поддержанием устойчивого интереса учащихся к чтению, расширением читательского кругозора младших школьников, проведением конкурсов чтецов (как поэзии, так и прозы), чаще использовать на уроках ИКТ.  Добиваться формирования у учащихся навыков безошибочного, беглого, осознанного, выразительного чтения.

Методическую помощь требуют следующие учителя: Феофанова Т.В., Тищенко В.В., Радайде Л.В., Лысюк С.В.

                                  Организация внеклассной работы

      Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа  по предметам. Внеклассная работа  способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, праздники, конкурсы,  предметные декады.

     Активное участие начальная школа принимала в общешкольной воспитательной работе. Учителя и учащиеся с большим интересом и ответственностью вовлекались в общешкольные мероприятия: день Здоровья, Осенний бал, линейка, посвященная освобождению Симферополя от немецко-фашистских захватчиков и т.д. (классные часы, беседы, творческий конкурс стенгазет),  тематические классные часы по правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности, классный час, посвящённый Дню Космонавтики. В вышеуказанных мероприятиях активное участие приняли учителя и учащиеся всех классов. Традиционно были проведены культурно-развлекательные мероприятия: Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Весны (учащиеся  под руководством классных руководителей подготовили и показали праздник для родителей).

      Были проведены традиционные «Уроки мужества», посвящённые 70-летию Великой Победы.

     В 4-ых классах прошёл выпускной вечер, на котором дети показали полученные знания и умение организованно и качественно действовать в разнообразных творческих, спортивных и интеллектуальных конкурсах.

Воспитательная работа в 1-В классе, учитель Тищенко В.В.

 Воспитательная работа по системе «Учусь учиться».

Праздники: «Теперь мы – первоклашки!»,  «Осенний календарь», , «Новогодние приключения»,  программа «Валентин и  Валентинка»,  «С Днём Защитника  Отечества», «Дорогим мамам!», «До свидания, 1 класс!»,«Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»»

Классные  часы : « Символы моей державы2», «Мы дети России»,» «Мой любимый город», «Моя Родина», « Доброта что солнце», «Мои права и обязанности», « Все мы разные, но все мы вместе», « Я и все кто меня окружает», « Заповеди школьника»,  «Учимся общению», « Что такое конституция», « Разные пути  слова хочу», « Первые шаги в космос»,, « Планета в опасности», «Самоанализ успеваемости», «Родовое дерево» « Вечер памяти»,  «Годы опаленные войной».

Конкурсы рисунков, экологические часы, устные журналы, советы Айболита, уроки добра, Дни именинников,  Акции милосердия.

      Воспитательная работа в 1-А классе, учитель Парамонова Л.А.

 Воспитательная работа по системе «Радуга успеха».

Праздники: «Теперь мы – первоклашки!»,  «Осенний календарь», «Конкурс чтецов», «Сказочный снегопад»,  программа «Валентин и  Валентинка»,  «Казацкие забавы»,

«С Днём Защитника  Отечества», «Морской круиз  в женский день», «Вместе с папой, вместе с мамой!», «До свидания, 1 класс!».

     Воспитательная работав 3-В классе, учитель Лысюк С.В.

Праздники:  «Осенний календарь», «Новый год в аэропорту»,  «Казацкие забавы», «Праздник джентльменов и принцесс  в женский день».

Организация внеклассной работы 4-Б класса, учитель Неудачина О.Б.(в Приложении)

         Воспитательная работа в 3-Б классе, учитель Бакшиш Э.Н.

Классные часы: «Правила дорожного движения – достойны уважения», «Поздравляем друзей с днём рождения»; «Всероссийский единый урок», «Крымская весна», «День конституции Крыма», «70-летие Дня Победы», «Урок мужества».

Праздники: «Осенний калейдоскоп», театрализованное представление «Теремок», «Конкурс чтецов», «Путешествие на планету знаний», «Весёлый мяч», «День святого Валентина», «А ну-ка мальчики!», русский народный праздник «Масленица», «Всемирный день здоровья», «День освобождения Симферополя»

Открытые классные мероприятия: «Новый год», «8 Марта».

Воспитательная работа в 3-А классе, учитель Радайде Л.В.

Праздники:  «Осенний календарь», «Новогодняя сказка»,  «Казацкие забавы», «Праздник мам и бабушек», «Экологическая сказка».

  Воспитательная работа в 1-Б классе, учитель Феофанова Т.В.

 Воспитательная работа по системе «Радуга успеха».

Праздники: «Теперь мы – первоклашки!»,  «Осенний календарь», «Конкурс чтецов», « Путешествие по сказкам»,  « Мой любимый литературный герой» «С Днём Защитника  Отечества», «До свидания, 1 класс!».

Воспитательная работа в 2-А классе, учитель Порчинская Н.А.

Цикл бесед на тему:»Школа добра»,»Азбука безопасности»,»Путешествие капельки»(по экологии),»По страницам Красной книги»,»Советы Айболита»,»Школа этикета»,»Правила пожарной безопасности»,»Символы моей державы».Праздничный концерт «Мамы разные важны, мамы разные- нужны».Утренник «Золотая волшебница Осень»,Вечер развлечений посвященный Дню Святого Валентина, Новогодний утренник, Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества, Классный час к 70-летию Великой Победы «Вспоминая Великую Отечественную войну».Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия Родину защищать».

Воспитательная работа в 2-Б классе, учитель Рудакова С.В.

Классные часы: »Заочные путешествия», »История гимна России», »День Наума Грамотника», »Ты-гражданин своей страны»,»Нравственные отношения в коллективе».Праздник Осени, экологический марафон»Человек в природе», »Морской круиз», литературный вечер» Нет –фашизму!»

                         Работа с одаренными и способными детьми

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана  система организации работы по участию  обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся  школы принимают участие во всех городских, во многих областных, всероссийских и международных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся  в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

В этом учебном году учащиеся начальных классов участвовали в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», во Всероссийской  игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»                                

Участие в конкурсах, олимпиадах, 4-Б класс, 2014-2015 уч.г., учитель: Неудачина Ольга Борисовна (в Приложении).

Дети 4-А класса, учитель Юрченко Ю.В. активно участвуют во всех школьных мероприятиях, предметных неделях, городских  и международных конкурсах.

1.Международная математическая олимпиада «Третье тысячелетие»-победитель-2-е место –Бутовская  Ева.

2.Всероссийская олимпиада по математике онлайн-победитель-1-е место- Меньших Глеб.

3.Всероссийская олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок»-14 участников-3 призёра.

4.Международная онлайн олимпиада «VIDEOUROKI.NET-Декабрь 2014»

Математика-8призёров, русский язык-4 призёра, лит. чтение-9 призёров,окр.мир-4 призёра.

5.Международная онлайн олимпиада «VIDEOUROKI. NET-Февраль 2015»

Математика-11призёров, русский язык-8 призёров, лит. чтение-14 призёров, окр.мир-9 призёров.

6.Городской фото - конкурс «Крым в объективе»-7 участников.

7.Городской конкурс рисунков «Моя мечта»-8 участников-1 призёр Карапетян Тигран-2-е место.

     Неотъемлемой частью воспитательной работы в начальной школе является взаимодействие учителя и семьи ребенка. Родители получают необходимую психолого-педагогическую помощь, рекомендации по организации развивающей среды для ребенка, необходимости соблюдать режим дня школьника на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Также родители активно привлекались к проведению внеклассных мероприятий, имели возможность вместе с детьми оказаться на сцене, у доски, принимали участие в спортивном состязании, что положительно сказывается на укреплении связей семьи и школы благотворно влияет на воспитание и образование ребенка. Примером такого мероприятия служит проведенное спортивное состязание «Папа, мама, я – спортивная семья».  

Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.

Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что  запланированный план работы ШМО выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что учителя удовлетворены условиями работы ШМО, работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:

- слабая вовлеченность педагогов и учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;

     - слабую практическую направленность заседаний ШМО.

- недостаточное количество открытых мероприятий и уроков, отсутствие взаимопосещаемости педагогов начальной школы;

- недостаточный уровень самоанализа у некоторых учителей и самоконтроля у учащихся.

Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные перед методической службой задачи выполнены.

  • Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с работой по самообразованию.
  • Повышение квалификации и мастерства педагогов позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса.

Планомерная методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявить элементы передового опыта, проблемные места, вовремя осуществить поддержку и оказать помощь.

 Итоги работы в 2014– 2015 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей  начальных классов «удовлетворительной».

В планировании работы М.О. учителей начальных классов на 2015-2016 год необходимо включить следующие задачи:

  • изучить методические материалы по внедрению стандартов второго поколения первой ступени обучения
  • - продолжить работу по внедрению в практику педагогических технологий, направленных на повышение качества образования.
  • - повышать профессиональную компетентность каждого педагога
  • - активизировать работу по формированию общеучебных навыков учащихся
  • создание условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию личности;
  • организация работы по расширению единого образовательного пространства школы, используя современные технологии;
  • организация работы по формированию умения работать с тестовым материалом с целью подготовки учащихся к прохождению аттестации;
  • освоение и использование в образовательном процессе современных педагогических технологий;
  • включение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • изучение и внедрение достижений творчески работающих педагогов в практику работы педагогического коллектива;
  • организация работы с одаренными детьми.

Составила:                     (Порчинская Н.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год

Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов....

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №88 с УИОП г.Воронеж

Аналитические материалы работы методического объединения учителей начальных классов...

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "ООШ № 3" г. Энгельса Саратовской области

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "ООШ № 3" города Энгельса Саратовской области за 2013-2014 учебный год...

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова» В 2014-2015 уч году.

Работа методического объединения учителей начальных классов в 2014-2015  учебном году   была построена на основе программы развития лицея по теме «Использование компетентностного подход...

Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ ТСОШ №1 за 2017-2018 г.

Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ ТСОШ №1 за 2017-2018 учебный год...

Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ ТСОШ №1 за 2018-2019 учебный год

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ ТСОШ № 1за 2018-2019 уч. год...