Выступление о развивающей программе Л.В Занкова
статья по теме

Выступление на методическом объединении  Малышевой О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_o_razvivayushchey_programme_l.v.zankova.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Развивающая система образования Л.В. Занкова

В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова вводится как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.  

Цель: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, школьников и как надежная основа усвоение ими знаний, умений, и навыков.

Задачи: Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Принципы: самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема обратная традиционной: сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Ведется систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых. Важным считается осознание школьниками своего процесса учения.

Содержание: более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов - русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.

Свойства методической системы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизии, вариантность.

Организационные формы обучения: урок - основная форма обучения; экскурсии.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: готовность работать в высоком темпе, способность к рефлексии, самостоятельному поиску и усвоению информации, готовность проявить творческий подход при решении поставленной задачи.

Основные отдаленные результаты действия системы - высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные - высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Одной из ярких черт дидактической системы Л.В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию и способствует решению задачи общего развития школьников

Отзывы о программе

Методист Городского Управления Образования Республики Мордовия С.В. Кугута

Чудо системы Л.В. Занкова в том, как естественно и органично сливаются на уроке два мира: реальный, плотно наполненный репортажно точной и научной информацией, дающей драгоценные знания о жизни, и другой - полный ожидания чуда, готовый к встрече с необыденным в обычном, с волшебством в прозе, со сказкой в реальности.

Ребенок чувствует себя частью огромного целостного мира.

Учитель начальных классов Малышева О.А.

Я работаю по развивающей системе Л.В.Занкова вот уже 16 лет. В обучении вижу только положительные результаты.  В результате обучения у детей сформировано на высоком уровне умение учиться, хорошо развито теоретическое мышление, успешно социа-лизируются. Дети свободно высказывают свои мнения, рассуждают. Как учитель, я получаю огромное удовольствие от результатов работы по данной системе.

Родители

Система Занкова, очень интересная методика и дети учаться в ней быстрее думать, логически размышлять.

Учащиеся

Занковский  урок.  Какой он?

В нашей системе используются разные организационные формы. Наряду с уроком особую значимость приобретают экскурсии, театрализация, живое общение между учениками, между учениками и учителем в школе и вне школы. В зависимости от учебной задачи используются индивидуальные, групповые, фронтальные способы ее решения или сочетание этих способов. На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими. Правилом для учеников наших классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, уже в начальных классах создаются условия  для развития способности к самообразованию. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.  Так каков же урок в занковской системе?

Каждый урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего, нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития  или типических свойств методической системы. Свое воплощение эти свойства находят в трех компонентах урока:

- в его содержании,

-  в построении процесса учения,

- в характере отношений.

Учебники

Учебник по обучению грамоте и чтению. Азбука.        1 кл.  

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

 Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 1.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

 Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 2.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

 Я читаю. 1 кл. В 3-х ч. Часть 3.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

 Тетрадь по письму 1 кл.   В 4-х ч. Часть 1.

Нечаева Н.В., Булычева Н.К.

 Тетрадь по письму 1 кл.   В 4-х ч. Часть 2.

Нечаева Н.В., Булычева Н.К.

 Тетрадь по письму 1 кл.   В 4-х ч. Часть 3.

Нечаева Н.В., Булычева Н.К.

 Тетрадь по письму 1 кл.   В 4-х ч. Часть 4.

Нечаева Н.В., Булычева Н.К.

Русский язык. 1 кл.

Полякова А.В.

Литературное чтение 1 кл.

Свиридова В.Ю.

Математика. 1 кл. В 2-х  ч.

Аргинская И.И.,Бененсон Е.П., Итина Л.С.

 Рабочая тетрадь по математике 

1 кл.  В 4-х ч.

Бененсон Е.П., Итина Л.С.

Окружающий мир. 1 кл. В 2-х ч.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь.1 кл.  

Дмитриева Н.Я., Казаков А.

 Секреты и диковинки окружающего мира.  Книга для чтения по курсу "Окружающий мир". 1 кл.

Трофимова Г.В.

Технология. 1 кл.  Умные руки.

Проснякова Т.Н., Цирулик  Н.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развивающего контроля по русскому языку в 1 классе (программа Л.В.Занкова)

Урок составлен в соответствии с новым ФГОС.  Тема: Работа над ошибками проверочной работы по теме: « Звуки и буквы» Цель:·        учить анализировать ...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составленана основе  Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Поляковой.Содер...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова

Рабочая программа по письму (русскому языку )и азбуке (литературное чтение) по развивающей системе Занковаструктура программы:1.пояснительная записка2.содержание программы учебного курса3. учебно-тема...

Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме "Образование имен прилагательных" (Развивающая программа Л.В. Занкова)

Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме "Склонение имен прилагательных"....

Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова) 1-4 классы

Рабочая программа начального общего образования на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2020 г.)...