Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.okruzhayushchiy_mir_i_obzh.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_okr._mir.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир и ОБЖ

    Программа  курса «Окружающий мир» для четырехлетней школы, авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (система развивающего обучения                 Л.В. Занкова).

   Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Мы и окружающий мир » для 2 класса, авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

                                            Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Учебный предмет «Окружающий мир»  изучается  во 2-м классе по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Курс «Мы и окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников. Представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников.

Цели обучения предмету «Окружающий мир»:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Учебный предмет изучается во 2-м классе, рассчитан на 68 часов, в том числе 15 контрольных и практических работ.

Во 2-м классе на первый план выступает неживая и живая природа и освоение источников информации об окружающем мире. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нём человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений. Погружение  в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Контроль уровня обученности.

    На изучение учебного предмета «Окружающий мир  и ОБЖ » отводят       68 часов  в учебный год (2 часа в неделю),  в том числе:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Кол-во часов

18

14

20

     16

68

Контрольные уроки (тесты)

1

1

1

      2

5

Практические работы

3

2

3

-

8

Экскурсии

1

1

-

-

2

Всего

5

4

4

2

15

                         Содержание образования

Раздел

Количество часов

Примерные

сроки

Дано фактически

1. Общий взгляд                                    на   Землю

          5 ч

сентябрь

2. Как изучают      окружающий мир

          8 ч

сентябрь,

октябрь

3. Космос и Земля

          14 ч

октябрь,

ноябрь,               декабрь

4. Взаимодействие                  сил природы

          22 ч

декабрь,

январь,

февраль,             март

5. Живая природа

          19 ч

март,

апрель,

май

Требования к уровню подготовки обучающихся

       К концу 2-го класса учащиеся должны

1.иметь представление:

- о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года,

- о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности,

- о том, как изучают окружающий мир,

- о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

2.устанавливать связи:

- между растениями и животными,

- между деятельностью человека и природой;

3.владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);

- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

- доказывать (устно) высказываемые утверждения;

- описывать (устно) объекты (явления) природы;

- пользоваться учебной и дополнительной литературой;

4.знать:

- что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;

- названия материков и океанов;

- что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

- устройство компаса и правила пользования им;

- три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

- условия, необходимые для жизни растений и животных;

- особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;

- правила поведения в природе и меры её охраны;

5.уметь:

- ориентироваться на местности относительно своего тела;

- определять стороны горизонта по компасу, по природным предметам;

- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоёмы;

- различать вещества и тела;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных различных групп;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

- выполнять правила личной гигиены.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Мы и окружающий мир. 2-ой класс. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005
  2. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочие тетради. 2-ой класс. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2010
  3. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 2-ой класс. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005
  4. Г.В. Трафимова. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Мы и окружающий мир». - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005
  5. Г.В. Трафимова.Тайны далёкие и близкие: Книга для чтения по курсу «Мы и окружающий мир». - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005



Предварительный просмотр:

сроки

Тема

ЭКК, ЗСТ

Кол-во часов

I четверть

1

3.09

Взаимодействие человека с окружающей средой.

Правила безопасности, их применения.

2

6.09

Связь прошлого с настоящим.

Физминутка  А над морем – мы с тобою!

3

10.09

Учусь принимать решения. Опасные и безопасные ситуации.

Ориентиры в опасных ситуациях.

4

13.09

Россия – Родина космонавтики. Значение космонавтики

Физминутка «А теперь мы - ручейки»

5

17.09

Учусь примать решения в опасных ситуациях.

Обсуждение опасных для здоровья ситуаций .

6

20.09

Материки и части света. Практическая работа.

Физминутка «А в лесу  растет черника»

7

24.09

 Особенности жизнеобеспечения современного жилища.

Учить видеть опасность окружающих предметов.

8

27.09

Океаны. Человек и океаны.

 Физминутка «Будем прыгать, как лягушка»

9

1.10

Дом - машина для жилья. Учимся управлять этой машиной.

Беседа о домашних опасностях.

10

4.10

Органы чувств человека. Практическая работа.

Физминутка «Ветер веет над полями»

11

8.10

Как вести себя со злоумышленниками.

Беседа о правилах безопасного поведения

12

11.10

Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения.

Физминутка «Весело в лесу»

13

15.10

Как действовать в чрезвычайных ситуациях.

Тренировка эвакуации из школы по сигналу «Тревога».

14

18.10

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Практическая работа.

Физминутка

 «В небе плавает луна»

15

22.10

Отчего может возникнуть пожар.

Правила безопасного обращения с огнем

16

25.10

Что изучают в окружающем мире.Наука –экология.Тест

Физминутка  «Вместе по лесу идем»

17

29.10

Что делать при пожаре?

Выработать представление о способах тушения пожара.

18

1.11

Экскурсия в природу.

 Физминутка  

                                             II  четверть

1

12.11

Если горит у соседей.

Правила безопасного поведения при пожаре.                                          

2

15.11

Космос. Зачем изучают небо. Что вы знаете о Солнце.

Физминутка «В зоопарке»

3

19.11

От маленькой искры большой пожар бывает.

Находить решения в ЧС                                                    

4

22.11

Планеты. Звезды и созвездия. Путь указывают звезды. Практическая работа.

Физминутка «Вот летит птица»

5

26.11

Природа. Экстремальная ситуация для человека

Правила экологической безопасности.                                                    

6

29.11

Луна - спутник Земли. Вторая молодость астрономии.

Физминутка

«Вот мы деревце сажали»

7

3.12

Если заблудился в лесу.

Правила безопасного поведения в лесу.

8

6.12

Планета Земля. Строение Земли. Географическая оболочка Земли.

 Физминутка

«Волны плещут в океане»

9

13.12

Ядовитые растения, грибы, плоды.

Правила безопасного обращения с грибами и ягодами.

10

17.12

Горизонт. Открытие шарообразности Земли.

 Физминутка

 «Во дворе растет подсолнух»

11

20.12

Учусь ориентироваться. Ориентирование. Стороны горизонта. Практическая работа.

Простейшие способы ориентирования на местности.                                            

12

24.12

Водоемы. Зимняя река. Тест.

Правила безопасного движения на льду.                  

13

27.12

Экскурсия в природу.

Физминутка

 «Вышел зайчик»

III  четверть

20 ч

1

Зимняя река. География безопасности.

Научить методам оказания помощи, провалившимся под лед.

2

Компас. Народные приметы ориентирования. Глобус и географическая карта. Практическая работа.

 Физминутка

«Вышли мышки»

3

Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой.

Меры безопасности при пользовании водной переправой.

4

Рельеф Земли. Ландшафт. Практическая работа.

Физминутка  «Гномик»

5

Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой.

Способы спасения утопающих.

 

6

Тепловые пояса Земли. Смена времен года. Внутренние силы Земли.

  Физминутка «Выросли деревья в поле»

7

Животные вокруг нас.

Меры осторожности при общении с животными

8

Вода. Воды Земли. Вода и ее свойства. Тепло и вода. Три состояния воды.

Упражнения для осанки

9

Меры безопасности при общении с домашними животными.

Правила гигиены после общения с домашними  животными.

10

Что такое снег. Почему лед плавает. Практическая работа.

 Физминутка «В понедельник»

11

Как ухаживать за кошкой и собакой.

Правила гигиены человека.

Правила ухода за животными.

12

Вода- растворитель. Подземные воды.

Физминутка  «Грибочки»

13

Учусь читать дорожные знаки.

Изучение дорожных знаков.

14

Проверочная работа по теме: «Снег и лед». Значение воды в жизни человека.

 Физминутка

15

Разметка улиц и дорог.

Правила дорожного движения.

16

Воздух. Состав воздуха. Свойства воздуха.

Упражнения дыхательной гимнастики

17

Светофор. Регулировщик.

Значение знаков светофора и регулировщика.

18

Ветры. Как образуются ветры.

 Физминутка «Вы, наверное, устали»

19

Почему на улице опасно? Кодекс выживания городского пешехода.

Правила перехода проезжей части.

                                                           

20

Ветры Индийского океана. Грозные ветры.

Физминутка  «Гуси серые»

IV  четверть

16 ч

1

Кодекс выживания городского пешехода.

Правила безопасности на улицах и дорогах.

2

Круговорот воды в природе.

 Физминутка «Гриб»

3

КВН «Клуб внимательных пешеходов».

Предупреждение ошибок на дорогах.                                                          

4

Жизнь – особенность нашей планеты.

Физминутка «Говорит цветку цветок»

5

Здоровье и болезнь. Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли.

Забота каждого человека о своем здоровье.

6

Растения. Классы, или группы, растений.

Хвойные и цветковые растения.

 Физминутка  «До болота идти нелегко»

7

Витамины и здоровый организм.

О пользе витаминов, их значение для  здоровья человека

8

Дикорастущие и культурные растения. Что необходимо растениям для развития. Растения, которые мы едим. Грибы.

Правила безопасного обращения с грибами

9

Здоровая пища. Тест.

Зависимость здоровья от правильного питания.                                          

10

Животные. Классы, или группы животных.

Физминутка

«Дети утром рано встали»

11

Реклама табака и алкоголя.

Забота о своем здоровье, цель рекламы.

12

Особенности размножения разных групп животных. Питание животных.

 Физминутка «Дождь!»

13

Правда об алкоголе. Тест.

Действие алкоголя на организм

14

Бактерии. Гигиена.

Физминутка «Дует ветер с высоты»

15

Обобщающий урок по ОБЖ.

Применение правил в жизни.

16

Заключение. Путь от копья до компьютера.

Физминутка «Лисенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образова...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс система Занкова

Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­...