Сообщение на тему "Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения"
методическая разработка на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Сообщение содержит презентацию к выступлению на заседании методического объединения учителей МБОУ Прогимназия №2. Выступление затрагивает особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников, согласно требованиям ФГОС НОО на примере уроков литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения

(выступление на заседании МО учителей МБОУ Прогимназия №2)

В широком понимании универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Применительно к учебному процессу УУД – это совокупность способов действий учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе умения учиться. В этом смысле предполагается усвоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, как то:

  • Познавательные и учебные мотивы
  • Учебную цель
  • Учебную задачу
  • Учебные действия и операции (ориентировка и преобразование материала, контроль и оценка)

Виды УУД

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4. Коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Профессиональное жизненное самоопределение, установление связи между учебной деятельностью и её мотивом, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают организацию учебной деятельности.

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные универсальные учебные действия

Это общеучебные действия, направленные на выделение необходимой информации, её поиск, выбор способа решения проблемы, рефлексия результата, установление логических связей, анализ и синтез ситуации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем, постановка вопросов по поиску и сбору информации, разрешение конфликтов, управление действиями партнёров и собственными действиями.

Формирование УУД

В начале обучения стоит обратить внимание на уровень сформированности УУД и выявить уровень необходимой помощи каждому ребёнку в развитии или формировании тех или иных УУД. Например, личностные УУД связаны с формированием я - концепции, необходимо формировать и проектировать эмоциональную зрелость ребёнка.

Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД

  • Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
  • Умение представить полученную информацию в виде текста, схемы
  • Умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста
  • Умение ориентироваться в развороте учебника

Коммуникативные

  • Умение слушать других до конца
  • Сроить своё речевое высказывание понятно для окружающих
  • Умение высказывать мысли вслух
  • Умение работать в паре и группе (чтение по цепочке)

Регулятивные

  • Умение высказать своё предположение на основе текста учебника
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

           Личностные

  • Формируем умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции
  • Формировать умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения.

Примеры заданий по формированию УУД на уроках чтения

Познавательные УУД:

  1. Прочитай слова: Эмма, Эдик, Элла.

 – Что в них общего? Почему они написаны с заглавной буквы?

  1. Умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

 – Читая текст, подумайте, почему он так называется

 - Кто из героев тебе приятен? Докажи.

 - Найди подтверждение в тексте словам автора о его герое.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение обсуждать с товарищами сюжет произведения
  2. Проговорить произведение по ролям
  3. Услышать свои ошибки и исправить их.

Регулятивные УУД

  1. Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать? Чему сможем научиться?
  2. Как старые знания смогут нам помочь?
  3. Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?
  4. Если – нет, то почему?

Личностные УУД:

  1. Для чего писатель сочинил сказку?
  2. В чём её скрытый смысл?
  3. Хотел ли ты попасть в эту сказку? Почему? Приведи примеры из собственного опыта.

 

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование УУД на уроках чтения Выступление на МО учителей начальных классов МБОУ Прогимназия №2 Март 2013 года Подготовила учитель начальных классов МБОУ Прогимназия №2 Нечепаева Светлана Анатольевна

Слайд 2

Классическое понимание термина: универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Слайд 3

Виды универсальных учебных действий познавательные регулятивные личностные коммуникативные

Слайд 4

Личностные УУД Профессиональное жизненное самоопределение: умение выразить своё отношение к ситуации текста, к герою, к позиции автора, обосновать это мнение примерами произведения Нравственно-этическая ориентация: умение оценивать свои поступки, согласно ситуации, поставить себя на место героя и выбрать морально обоснованную линию поведения Установление связи между учебной деятельностью и её мотивом: умение видеть в любом произведении возможность совершенствовать себя, отношения в коллективе и т. д.

Слайд 5

Регулятивные УУД Целеполагание : умение оценить свои действия в соответствии с учебной задачей и распределить задачи, если работа в группе или паре Планирование: умение задать комплекс дел для себя и других по достижению цели Прогнозирование: умение увидеть конечный результат (план из определённого количества пунктов, построить пересказ в нужном объёме) Коррекция: умение вовремя исправить ошибку свою и св оих товарищей для того, чтобы не повторять её

Слайд 6

Познавательные УУД Общеучебные действия, которые направлены на: Поиск информации: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Рефлексию результата: умение представить полученную информацию в виде схем, иллюстраций, текстов, плана. Анализ и синтез ситуации: умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста, умение ориентироваться в развороте, форзаце учебника и т. д.

Слайд 7

Коммуникативные УУД Планирование сотрудничества со: Разрешение конфликтов: умение найти компромисс в любой ситуации, использовать литературное произведение для убеждения и примера определённой линии поведения Управление собственными действиями и действиями других: умение взять под контроль эмоции, особенно отрицательные, умение правильно высказывать мысли вслух, умение слушать Сверстниками Учителями Родителями

Слайд 8

Примеры заданий 1. Эмма, Эдик, Эля, Эраст, Эверест. - Чем похожи эти слова? Докажи. Почему они написаны с заглавной буквы? ( познавательные УУД ) 3. Как ты думаешь, зачем писатель сочинил эту сказку? В чём её скрытый смысл? Докажи. ( личностные УУД ) 2 . Посмотрите на страницу учебника. Что вы увидели? Как вы думаете, какая сегодня тема урока? ( регулятивные УУД ) 4. Выберите себе героя. Как вы прочтёте его роль? - Какую ошибку допустил Петя? Как исправить её. Помоги всем. ( коммуникативные УУД )

Слайд 9

Спасибо за внимание! Желаю успеха в формировании у учащихся у ниверсальных учебных действий н а уроках литературного чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...