Формы воспитания в начальной школе.
статья по теме

Формы воспитания в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vospitaniya_v_nachalnoy_shkole.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Федечкина Наталия Николаевна,

                                                                              МБОУ «НОШ № 31»

                                                                              г. Старый Оскол,

                                                                               Белгородской области

                    Формы воспитания в начальной школе.                                                                                                  

       Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины « воспитательное мероприятие», « организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных  целей.

     В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога – воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

   В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы ( участие всего класса), кружковая – групповая, индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков, конкурс проектов, деловые игры,  конкурс изобретателей и фантазеров. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы как диспут, круглый стол, беседа на этические темы,  акция милосердия, литературно-музыкальная композиция. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления:  физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.

     По каждому из направлений используются различные формы работы.

   Физическое воспитание – это соревнования, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе,

   Умственное воспитание -  это игры-тренировки: « Я знаю», « Фантазер». Игра направлена  на обучение умению читать и составлять схемы различных понятий. Игра проходит в парах. Нужно продиктовать следующие слова и словосочетания:

школа

  1. цирк
  2. библиотека
  3. железнодорожный вокзал
  4. место для отдыха
  5. дружба
  6. ссора, конфликт
  7. помощь
  8. обида
  9. радость, хорошее настроение.

   Затем предложить детям придумать и нарисовать схематические ( не художественные) изображения объектов и абстрактных понятий, которые этими словами и словосочетаниями обозначаются. Для первых пяти слов придумать схемы намного проще, чем для последних. Но в обоих случаях важно сначала проанализировать понятие, выделить наиболее существенные его признаки, а потом попытаться придумать, как эти признаки можно схематически отобразить. Рисунки должны быть такими, чтобы по ним можно догадаться, что они обозначают.

  Когда схемы будут готовы, участники должны ими обменяться. Теперь задача каждого – «прочитать» схемы, угадать, что они обозначают. Выиграл  тот, чьи схемы окажутся самыми понятными. В конце игры проанализировать, почему одни схемы «читаются» легче, другие – труднее, какие были допущены ошибки. Очень нравится детям занятия с использованием занимательной грамматики, содержащей игровые и развлекательные задания; КВН по пословицам и поговоркам, а также по математике.

     Нравственное воспитание -  это инсценировки, викторины; например:  «У меня зазвонил телефон». На поставленный вопрос предлагается несколько вариантов ответов. Команды должны выбрать правильный ответ. Театрализованные преставления; например: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Пожарным можешь ты не быть». Беседы: «Береги свое время и время других», «Уважай старших»,  «Честность -  прежде всего»; литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости».

     Эстетическое воспитание  - игра «Поле чудес» посвященная осени; «Веселая масленка», «День птиц» - эти мероприятия позволяют познакомить детей с народными праздниками, расширять кругозор. Интеллектуальная игра «Обо всем на свете» способствует воспитанию любознательности; поддерживает стремление узнавать все новое. Экологические занятия - состоящие из различных конкурсов: придумать экологические знаки, конкурс-марафон, «Экологический светофор» - предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, дети поднимают красный кружок, если действия героя не вредят природе – зеленый кружок. Желтый кружок – это ситуация выбора.  

     Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

    Среди форм организации воспитательного процесса в группе продленного дня широко используются простые и сложные мероприятия и занятия, проходящие в форме беседы, чтения, слушания музыки, викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

Игра - одна из ведущих форм деятельности в начальной школе по духовно-нравственному развитию и воспитанию граждан России

Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Начинается он с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь....

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Патриотическое воспитание в начальной школе, новые формы и технологии.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга к...

Активные методы и формы воспитания в начальной школе.

В данном материале изложены примеры активных методов и форм воспитания, которые могут использовать на своих занятиях как воспитатели ГПД, так и учителя начальных классов....