Работа с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания
статья по теме

Школе и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия учителей и родителей дают возможности улучшить как учебно-воспитательную работу в школе, так и воспитание школьников в семье. Поэтому важна работа учителя с родителями, особенно, с теми, чьи дети ходят в начальную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Белоярская средняя общеобразовательная школа

С.Белый Яр Алтайского района Республики Хакасия

Работа с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания

подготовила

учитель начальных классов

Додонкова Екатерина Святославовна

С. Белый Яр,  2013г.

«Семья и школа – это  берег и море.  На берегу  ребенок  делает  свои  первые   шаги,  получает  первые  уроки  жизни,  а  потом  перед  ним   открывается  необозримое  море  знаний, и  курс  в  этом море  прокладывает  школа. Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берега. . .»    

                                                                                                            Л.  А.  Кассиль

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Именно сейчас назрела необходимость перестройки школьного воспитания. Поэтому и была разработана «Концепция  духовно-нравственного воспитания школьников».

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации были выбраны источники нравственности. Одним из таких традиционных источников является семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.

Священник Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «вся духовно-нравственная работа вне семьи, нужна и значит очень много, но никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне семьи и мимо семьи духовно-нравственное воспитание не будет иметь влияния»

Школе и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия учителей и родителей дают возможности улучшить как учебно-воспитательную работу в школе,  так и воспитание школьников в семье. Поэтому важна работа учителя с родителями, особенно, с теми, чьи дети ходят в начальную школу. В основу всей работы с родителями, несомненно, должен быть положен системный подход. Логика системного подхода на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы. Можно выделить восемь направлений системы работы с родителями.

Основные направления работы

  1. Изучение семей
  2. Информирование
  3. Просвещение
  4. Консультирование
  5. Обучение
  6. Совместная деятельность
  7. Партнерские сотруднические отношения
  8. Обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию
  9. Принятие обоюдного решения о выборе «индивидуального воспитательного маршрута ребёнка» по духовно-нравственному развитию

Начиная с азов в начальной школе мы, учителя,  пытаемся пользоваться опытом и поддержкой родителей учащихся. На этом этапе мы рассматриваем нашего ученика с различных сторон его развития и пытаемся уделить внимание тем проблемам, которые проявляются через воспитание в семье.  И здесь наша с вами работа разнообразна и может проявляться в различных формах деятельности. Я предлагаю вам следующие формы работы с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование и тестирование  родителей с целью выявления ошибок и коррекции

процесса духовно-нравственного воспитания в семье

  • Ведение социального паспорта класса
  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы
  • Лекторий для родителей на духовно-нравственные темы
  • Дни открытых дверей
  • Проведение совместных учебных мероприятий
  • Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах
  • Индивидуальные беседы на тему нравственности
  • Создание в классе «телефона доверия «Учитель-родитель, родитель-родитель»
  • Обмен родительским опытом в классе «А как у вас? Учимся вместе»
  • Создание буклетов, памяток, брошюр на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников»
  • Электронная почта «Искусство воспитывать»
  • Создание сайта для родителей «Школа семейной духовной культуры»;
  • Привлечение родителей к участию в Интернет-форумах на тему духовно-нравственного воспитания
  • Интернет-переписка в режиме онлайн
  • Проведение совместных с детьми праздников
  • Совместные походы, экскурсии
  • Работа с Родительским комитетом

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.       Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были нравственными? Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.

Использованные Интернет-ресурсы

  • http://arhiv.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=356
  • http://www.prodlenka.org/klassnomu-rukovoditeliu-publikatcii/vzaimosviaz-semi-i-shkoly-v-vospitanii-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • http://www.openclass.ru/node/245431

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

"Дорога к доброте" разработка занятия по направлению духовно-нравственного воспитания

внеурочная деятельность по направлению духовно-нравственного воспитания учащихся...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Работа с родителями обучающихся в направлении духовно-нравственного развития личности (из опыта работы)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем и школой. Учителю сложно самостоятельно справиться с такой задачей, помощником в данном н...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...