положение об отметках в начальной школе
учебно-методический материал по теме

Жилкина Александра Васильевна

На основе методического письма Министерства образования от 19.11.98 г. "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" разработали собственное положение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenietetradi_nashe.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 362

Московского района

Санкт-Петербурга

пр.Витебский, д.85 к.2, Санкт-Петербург, 196233

тел/факс (812) 727-04-01, 727-04-20

Е-mail:school362@spb.edu.ru

          ____________ № ________________

  Положение о ОУ

                                               Утверждаю

                                          директор ГБОУ № 362

                                          ____________Т.Н.Серова

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЕДИНЫХ   ТРЕБОВАНИЯХ   К     ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ И

ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ I СТУПЕНИ

  1.  Общие положения

        До 1987 года учителя Российской Федерации руководствовались в практической работе методическим письмом Министерства просвещения РСФСР № 364-М от 01.09.1980г. «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ». Этот документ утратил свою силу в соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР № 224 от 18.12.1987г. «О признании нормативных документов Министерства просвещения РСФСР утратившими силу».

        В настоящее время положения данного документа регламентируются «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования» Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г., Методическим письмом МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не включены требования к ведению тетрадей учащихся.

        Настоящее положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей, определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в начальной школе.

  1.  Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

  • по русскому языку  в 1-ом классе – прописи, помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей для текущих работ, во 2-4 классах две тетради для текущих работ, 1 тетрадь для контрольных работ,  рабочая тетрадь на печатной основе, коррекционная тетрадь на печатной основе;
  • по математике в 1-ом классе   рабочие тетради на печатной основе,  допускается наличие 1-2 тетрадей для текущих работ и дополнительных тетрадей на печатной основе, во 2-4 классах две тетради для текущих работ, одну тетрадь для контрольных работ, кроме того, тетради на печатной основе (тесты, рабочая тетрадь, для решения задач).
  • по иностранному языку  в соответствии с программными требованиями;
  • по окружающему миру -  рабочая тетрадь на печатной основе, допускается наличие дополнительных тетрадей на печатной основе;
  • по литературному чтению -  рабочая тетрадь на печатной основе;
  • по музыке – тетрадь для текущих работ.

2.2. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561\14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок).  Не допускается за проверенную работу ставить прочерк.. При проверке контрольных работ по русскому языку, имеющих грамматическое задание, оценка выставляется за работу и отдельно оценивается задание, при проверке творческих работ выставляется 2 отметки: за содержание и за грамотность.

Оценки  учителем выставляются за полями аккуратным, красивым почерком.

2.3. В начальной школе работы в тетрадях на печатной основе могут проверяться выборочно, а   тетради для текущих работ проверяются  ежедневно и в обязательном порядке.

2.4. Работа над ошибками проводится в той или иной форме  в тетрадях как для текущих работ, так и для контрольных работ.

2.5. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.

2.6. Помимо  ручки с синей пастой, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют простой карандаш и ручку с зеленой пастой (недопустимо использование гелевых ручек).

2.7. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку  и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (законным представителям, или лицам, их заменяющим).

3. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

Рабочие тетради учащихся 1-2 класса подписывает  учитель. Тетради учеников 3-4-х классов подписываются самими учащимися.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:

Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика(цы) 2 « » класса

средней школы № 362

       Ф.

               И.

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке
Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
Фамилию пишем на первой строчке, а на второй строчке пишем полное имя.

4. Правила проверки письменных работ по математике и русскому языку

 Система работы по формированию навыка правильного соединения букв,  должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

При проверке работ по русскому языку и математике ошибки исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки.

5. Оформление письменных работ по русскому языку.

5.1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

5.2. При оформлении красной строки надо делать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-ом классе.

5.3. В ходе всей выполняемой работы не пропускаем ни одной строки. При оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм). Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно  пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

5.4. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.   По окончании периода обучения грамоте и до окончания 2-го класса записываются число и полное название месяца.

Например: 1 декабря.

В 3 - 4-ом классах в записи числа пишутся имена числительные прописью.

Например: Первое декабря.

Запись названия работы проводится  на следующей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например: Классная работа.

Домашняя работа.

Диктант.

Работа над ошибками.

Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения указывается по центру строки (краткая форма записи). Допускается полная форма записи.

Например: Упр. 14. (Упражнение 14)

При оформлении контрольных работ по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):

Диктант.

Изложение.

(название)

В тайге.

Ранняя весна.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например: I вариант.        I в.
5.5. Все подчеркивания проводятся  по линейке и аккуратно.

5.6. Переход в 3-ом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее второго полугодия  3 класса.

5.7. При проверке работ учитель неправильное написание зачеркивает одной чертой, сверху записывает правильное. Волнистой линией подчеркиваются речевые ошибки.

6. Оформление письменных работ по математике.

6.1. В тетрадях по математике  между классной и домашней работами следует отступать 4 клеточки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

Число записывается цифрами с названием месяца. Следует отступить 10 клеток от левого края (начинаем писать в 11 клетке).

Например: 1 декабря.

 При записи названия работы следует отступить 6 клеток от левого края (начинаем писать в 7 клетке), через одну клетку от предыдущей записи, т.е. на 2 клетке. Например:

Классная работа (Домашняя работа)

6.2. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

6.3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 4 клетки вправо, пишем в пятой.

6.4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Номер задания пишем посередине строки. Слово «Задача»  пишется посередине, после чего сразу ставится номер задачи.

6.5. Все записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству  записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

6.6. При проверке работ по математике учитель зачеркивает неправильный ответ одной чертой, рядом записывает правильный. (Если ошибка допущена в вычислениях, то правильный ответ не пишется, чтобы ученик исправил ее самостоятельно).

7. Организация работы над ошибками

Наиболее эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях.

С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся (рекомендуется использование памяток)

 Необходимо обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками, оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.

При проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические (подчеркиваются волнистой линией).

Работа над ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками, проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений, но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель имеет право чередовать эти подходы.

Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку, так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа работ.

  1. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Русский язык

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки 

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

-        употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:

   - отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • отсутствие "красной" строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения

В работах не учитываются логопедические ошибки, подтвержденные диагнозом  при условии обязательного посещения логопедических занятий.

Блок «Правописание»

Контрольный диктант.

1 орфографическая ошибка равна 2 пунктуационным.

«5» - если в диктанте нет ошибок;

«4» - не более 2 орфографических ошибок;

«3» - 3 -  5  орфографических ошибок;

«2» - 6 и более ошибок.

Орфографическое задание.

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - верно выполнено ¾ задания;

«3» - верно выполнено ½ задания;

«2» - не выполнено больше половины задания.

Словарный диктант.

Количество слов в словарном диктанте не должно превышать:

2 класс – 10 слов;

3 класс – 12 слов;

4 класс – 15 слов.

«5» - без ошибок;

«4» - 1 ошибка;

«3» - 2 ошибки;

«2» - 3 и более ошибок.

Списывание.

«5» - без ошибок и исправлений;

«4» - 1 ошибка или 1- 2 исправления;

«3» - 2 - 3 ошибки;

«2» - 4 и более ошибок.

Блок «Как устроен наш язык».

См. Романова В.Ю., Петленко Л.В. «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».

«5» - без ошибок;

«4» -  верно выполнено ¾ задания;

«3» - верно выполнено ½ задания;

«2» - не выполнено больше половины задания.

Тесты (14 заданий).

«5» - 13- 14 баллов;

«4» - 10- 12 баллов;

«3» - 7 – 9 баллов;

«2» -  менее 7 баллов.

Блок «Развитие речи».

 См. Романова В.Ю., Петленко Л.В. «Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения».

Математика

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-        несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:

-        несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

-        неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;

-        отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Тесты.

Критерии отметок прописаны в тетради «Тесты».

Комбинированная работа (задача и примеры).

«5» - без ошибок;

«4» - 1 -2 ошибки, но не в задаче;

«3» - 3-5 ошибок, но ход решения задачи верен;

«2» - задача не решена, более 5 ошибок.

   Работы с заданиями одного типа  оценивают так:

    «5» - без ошибок;

    «4» - верно выполнено ¾ заданий;

    «3» - верно выполнено ½ заданий;

    «2» - не выполнено больше половины заданий.

Работы по окружающему миру и литературному чтению оцениваются

    «5» - без ошибок;

    «4» - верно выполнено ¾ заданий;

    «3» - верно выполнено ½ заданий;

    «2» - не выполнено больше половины заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о портфолио (начальная школа)

Материал для учителей, родителей, учащихся....

Реализация ФГОС вначальной школе

Выступление на родительском собрании с презентацией...

Презентация для родителей по отметкам. Начальная школа.

Презентация для родителей по отметкам в начальной школе....

ОТМЕТКА в школе – «ЗА» и «ПРОТИВ»

laquo;Торжественная пятерка» - это радостное переживание успеха, чувство собственной полноценности – оно очень важно для детей. Далее – укрепление уверенной позиции в глазах однокла...

Статья "Каллиграфия вначальной школе"

Статья содержит основные аспекты формирования навыка каллиграфии....

Родительское собрание "Первые отметки в школе"

Задачи:Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....

Отметка в школе: как к ней правильно относиться.

Отметка в школе: как к ней правильно относиться....