«Основы деятельности классного руководителя в школе»
статья на тему

Милованова Ольга Сергеевна

Выступление на заседании  методического объединения классных руководителей по теме  «Основы деятельности классного руководителя в школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании  методического объединения

 классных руководителей по теме

«Основы деятельности классного руководителя в школе»

Добрый день, уважаемые коллеги! Перед тем, как начать нашу работу, я предлагаю вам немного поиграть. Мы сыграем с вами в игру на сплочение коллектива, которую вы сможете использовать в своей работе с классом.

1.Игра «Здравствуй, друг!»

2.Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем думают все. А размышляя о школе будущего, человечество имеет в виду совершенствование, усложнение, модернизацию учебного процесса. Обидно лишь за воспитание. Оно всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность. Но жизнь не обманешь: развивать интерес к учению без воспитательной поддержки оказалось невозможным. У воспитания долгое и богатое будущее!

Все школы можно поделить на три типа:

1 тип – те школы, главной целью которые считают глубокие и прочные знания

2 тип – те школы, для которых главной целью является человек, ребёнок, его развитие и счастье; всё остальное (и учение) – это условия развития ребёнка в школе; в таких школах доминирующей деятельностью является воспитание

3 тип – школы – учреждения, главное для которых выполнение социального заказа.

Говоря о школе будущего, имеется в виду школа воспитания. Но воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно. Нужна чёткая и ясная воспитательная программа.

3.В связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС, обсуждая на майском педсовете проблемы в воспитательной работе нашей школы, мы приняли решение о корректировке нашей воспитательной Концепции. Я предлагаю вам познакомиться с разделами Концепции и обсудить целевую программу по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, на основе которой вы будете писать свою воспитательную программу с классным коллективом.

(знакомство с Концепцией школы и программой по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников)

4.А теперь мне хотелось бы ещё раз уделить внимание деятельности классного руководителя в воспитательном процессе, т.к. его роль очень велика и обойтись без классного руководителя школа не может.

Работа КР – это целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учётом актуальных задач и ситуаций в классном коллективе.

Принципы деятельности КР в современной школе:

1.Гуманистическая направленность: в центре внимания воспитателя – личность каждого ученика, её развитие, обеспечение прав и свободы ребёнка.

2.Принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса: участие в нём самих воспитанников, их родителей, педагогов.

3.Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса в ОУ.

4.Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных форм организации воспитательного процесса проводится с учётом реальных целей воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их ценностных ориентаций, уровня развития классного и школьного коллективов.

Основные задачи классного руководителя:

- обеспечение условий для вхождения школьника в социум;

- формирование классного коллектива;

- создание воспитывающей среды (взаимодействие с педагогами и родителями, внешкольными общественными организациями и учреждениями);

- развитие предметно-эстетической среды класса;

- организация деятельности, вовлекающей учащихся в общественные отношения;

- диагностика, регулирование и коррекция воспитательного процесса в классе, индивидуального пути развития каждого воспитанника.

5.Каждый из вас знает свои функциональные обязанности классного руководителя, которые необходимо выполнять добросовестно. Как я уже говорила, деятельность КР должна быть чётко спланирована. У каждого КР должна быть своя воспитательная программа с классным коллективом, которая строится в соответствии с Концепцией школы, целями и задачами, направлениями работы, с учётом возрастных особенностей , традиций в школе и планом мероприятий по комплексно-целевым программам: «одарённые дети», «Здоровье», «Мы вместе», по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма; по профилактике правонарушений и ПДД.

Ежегодно свою работу КР планирует в своём «Дневнике классного руководителя», который имеет общие разделы. Можно использовать готовые «дневники классного руководителя». Но не стоит забывать о том, что это – не воспитательная программа, а лишь план воспитательной работы. Каждый классный руководитель должен пробовать свои силы в написании не только образовательной рабочей программы, но и – воспитательной. Очень надеюсь, что в этом учебном году некоторые из вас попробуют свои силы и создадут свою  воспитательную программу.

Хочу предложить вашему вниманию мою воспитательную программу

При проверке ваших программ или дневников классного руководителя вы должны предоставить:

- анализ работы за прошедший учебный год

- цели и задачи на новый учебный год

- характеристику классного коллектива

- план работы (мероприятия) по всем направлениям

- план родительского всеобуча

В течение учебного года вы анализируете проведённые в классе мероприятия, работу в классе по четвертям, собираете протоколы родительских собраний и разработки внеклассных мероприятий.

Хочется напомнить вам и о том, что особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час. В прошлом учебном году мы побывали на открытых классных часах у И.Б.Полуян,  Е.Н. Соколовой и Дрыгиной А.С.

Тематические классные часы проводятся обязательно 1 раз в четверть и подготовка к ним должна быть качественной, с использованием разнообразных форм и методов.

 В работе с родителями также необходимо использовать разнообразные формы и методы и не только традиционные.

При работе с классным коллективом не забывайте о развлекательных (вечерних) мероприятиях, которые желательно проводить совместно с родителями (по возможности). Хочется отметить  за разнообразную работу с детьми и родителями следующих КР: Некрутову И.В., Шайбакову Г.И., Африкантову Е.И., Патюкову Л.Г.

Очень хотелось бы, чтобы их опыт работы использовали все КР.

Часто бывает так, что КР организовывают детей на участие в общешкольных делах, посещают внешкольные учреждения, а в классе работа не ведётся.

6.Быть КР очень сложно, труд оценивается низко, но без КР невозможен воспитательный процесс. Три года назад среди учащихся был проведён опрос, в результате которого был составлен «портрет идеального КР» вот каким, по мнению учащихся, должен быть КР:

- любовь к детям                     - отзывчивость

- доброжелательность          - заботливость

-вежливость                            - терпимость

- уравновешенность             - порядочность

- красота                                 - профессионализм

- умение общаться  с детьми и родителями

-ответственность                       - требовательность

- справедливость                     - юмор

Хочется пожелать каждому из вас быть идеальными КР, всегда помнить о том, что вы – вторая мама, и тогда дети и родители будут вам благодарны.

7.План работы МО классных руководителей.

1.Основы деятельности классного руководителя (август)

2.Использование ИКТ в работе с классным коллективом (сентябрь)

3.Роль классных часов в организации взаимодействия классного руководителя с учащимися (2 четверть)

4.Диагностика как одно из воздействий педагога на ребёнка (3 четверть)

5.Модель самоуправления школы, класса (4 четверть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика как основа деятельности классного руководителя

Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Она используется в работе с обучающимися и в работе с коллективом родителей.  Любая информация, которую классный руководитель может получить от ...

Программа деятельности классного руководителя коррекционной школы-интерната VIII вида "Мастерская добрых дел"

Программа составлена с целью создания условий для развития творческого потенциала, способствующего более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечены: принц...

« Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении...

Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.

В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....

Программа деятельности классного руководителя начальной школы «Школа успеха»

Создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями...

Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении

Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении...