Главные вкладки

    « Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»
    опыты и эксперименты на тему

     

    Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько классный руководитель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

    Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”.

    Определение технологии

    Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

    Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

    Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.

    Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

    В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

    Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

    Феномен "Проблема"

    Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».

    Технология осуществления педагогической поддержки

    Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

    I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

    II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

    III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

    IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

    V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

    Педагогические ситуации

    Задание 4. На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана.

    Ситуация 1.

    Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

    Ситуация 2.

    Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

    Ситуация 3.

    Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

    Ситуация 4.

    Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

    Ситуация 5.

    Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

    Условия осуществления педагогической поддержки

    Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий. Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

    1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
    2. конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
    3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
    4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
    5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

    Принципы педагогического взаимодействия

    Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.


    Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

    • согласие ребенка на помощь и поддержку;
    • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
    • вера в эти возможности;
    • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
    • совместность, сотрудничество, содействие;
    • конфиденциальность;
    • доброжелательность и безоценочность;
    • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
    • реализация принципа "не навреди";
    • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

    Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

    Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

    • педагогическое наблюдение;
    • размышления в парах и малых группах;
    • «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;

     Литература и интернет-ресурсы

    • Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
    • Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
    • Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
    • Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
    • Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов – н/Д, 1995.
    • Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
    • Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.
    • Роджерс К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М., 2001.
    • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

     

     

     

    Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
    учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
    «Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
       VIII вида».

     

     

     

     

     

    Выступление  на школьном  методическом объединении классных руководителей

     

    Тема: « Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании  как основа деятельности классного руководителя»

     

     

     

     

     

     

                                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                                              Кузнецова М.Е.

     

     

     

                                                        Тальменка 2013г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ped.pomoshch.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько классный руководитель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

    Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”.

    Определение технологии

    Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

    Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера.

    Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.

    Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования).

    В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

    Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

    Феномен "Проблема"

    Действия педагога по осуществлению поддержки детей в проблемной ситуации могут стать эффективными тогда, когда учитель будет иметь отчетливые представления о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению, как следует оказывать педагогическую помощь своим воспитанникам. Поэтому предлагаем поразмышлять над следующим: авторы «Психологического словаря» определяют понятие «проблема» таким образом: «Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта».

    Технология осуществления педагогической поддержки

    Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

    I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

    II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

    III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

    IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

    V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

    Педагогические ситуации

    Задание 4. На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана. 

    Ситуация 1. 

    Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.

    Ситуация 2. 

    Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло.

    Ситуация 3. 

    Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.

    Ситуация 4. 

    Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.

    Ситуация 5. 

    Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?

    Условия осуществления педагогической поддержки

    Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий. Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий:

    1. восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы;
    2. конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками;
    3. безусловно положительное отношение педагога к ребенку;
    4. эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
    5. ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

    Принципы педагогического взаимодействия

    Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми.


    Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

    • согласие ребенка на помощь и поддержку;
    • опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
    • вера в эти возможности;
    • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
    • совместность, сотрудничество, содействие;
    • конфиденциальность;
    • доброжелательность и безоценочность;
    • безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
    • реализация принципа "не навреди";
    • рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

    Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации.

    Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

    • педагогическое наблюдение;
    • размышления в парах и малых группах;
    • «Ты-высказывание» и «Я-высказывание»;

     Литература и интернет-ресурсы

    • Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
    • Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
    • Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
    • Газман О.С. Неклассическое воспитание. М., 2002.
    • Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Ростов – н/Д, 1995.
    • Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.
    • Немов Р.С. Психологическое консультирование. М., 2001.
    • Роджерс К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. М., 2001.
    • Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

    Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
    учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
    «Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
      VIII вида».

    Выступление  на школьном  методическом объединении классных руководителей

    Тема: « Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании  как основа деятельности классного руководителя»

                                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                                              Кузнецова М.Е.

                                                        Тальменка 2013г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деятельность классного руководителя по оказанию педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы

    Материал для построения эффективного воспитательного воздействия и педагогической поддержки ребёнка: этапы работы, правила решения проблемы, примеры....

    Педагогический совет "Разносторонняя деятельность классного руководителя в воспитании самоактуализации и саморегуляции"

    Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в материалах педагогическог...

    Диагностика как основа деятельности классного руководителя

    Огромную роль в работе учителя играет диагностика. Она используется в работе с обучающимися и в работе с коллективом родителей.  Любая информация, которую классный руководитель может получить от ...

    Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

    «Основы деятельности классного руководителя в школе»

    Выступление на заседании  методического объединения классных руководителей по теме  «Основы деятельности классного руководителя в школе»...

    Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.

    В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....