Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.
статья на тему

Толпекина Елена Владимировна

В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.


Целью современного образовательного прoцесса является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению и воспитанию школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем в настоящее время школа столкнулась с проблемой эмоционального неблагополучия школьников. Причем, как начальное, так и среднее звено. У пятиклассников это адаптация к новому построению системы обучения, у более старших детей – кризис пубертатного возраста. Для меня наиболее интересна проблема оказания педагогической поддержки младшим школьникам.  
Они находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть различны. Сама смена социального статуса на « Я- ученик», срыв первичного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспитательные приемы, отсутствие необходимых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя, неприятие детским коллективом. В этой ситуации все более осознается необходимость  педагогической поддержки учащихся. Наиболее важна здесь роль классного руководителя. Я считаю не целесообразным в данном контексте разводить понятия учитель и классный руководитель, т. к. в начальном звене эти функции выполняет один человек.

слайд2
Педагогическая поддержка – одна из тех категорий, о которых написано много. На первый взгляд она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я».

Слайд 3

Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.

Слайд 4

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.
1. Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник сам просит о помощи, или не отвергает, когда ее предлагают. Здесь очень важно доверие ребенка к учителю. Между тем учителя начальных классов могут испытывать трудности в выражении любви к младшему школьнику. Так, у педагога может появиться иллюзия (неверная установка) «материнской любви» по отношению к младшему школьнику, когда учитель чрезмерно опекает своих подопечных, выискивает отрицательные качества (нежелание учиться, склонность нарушать дисциплину и т.п.). В результате такого отношения ребенок становится строптивым, теряет желание учиться, у него вырабатывается неприязнь и враждебность, что в итоге и рождает отвращение и нежелание получать какую-либо помощь от учителя. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т.е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

4. Доброжелательность и безоценочность, т.е. учитель идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других учеников, а пытается понять и услышать голос каждого школьника, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие или критика, что в свою очередь, может привести к закрытости.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Реализация данных условий предполагает иной взгляд на ряд школьных проблем, таких, как неуспевающие ученики, дети с девиантным поведением, трудные родители и др. Этот новый взгляд приводит к изменению позиции учителя, которая из позиции «борьбы с…» переходит в позицию «я позабочусь о тебе». Данные установки предполагают, что классный руководитель уделяет внимание не только детям, испытывающим трудности в обучении, поведении, но и психологически благополучным ученикам, которые, как правило, остаются в тени, а их проблемы обычно воспринимаются как незначительные. Например, младшие школьники внешне не проявляющие признаки эмоционального неблагополучия, могут испытывать переживания по поводу внешнего вида, первой влюбленности или боязни ситуации неуспеха.


слайд 5

Педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей, носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.
слайд 6

Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность эмоционально и психологически непросто. Учителя, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

Работа учителя с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т.д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер. При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.

Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов. Учителя не всегда знают, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми и тревожными.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогической поддержки: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной деятельности  можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать учителю поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных игра или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.

С началом учебных занятий в 1 классе выявляются дети с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. У таких детей недостаточно развита «позиция школьника». Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, учителю, специально учить его учиться; регулярно обращать на него внимание и возвращать к выполнению задания, если он отвлекся; давать специальные задания на осознание способа действия; формировать самоконтроль: учить проверять, находить собственные ошибки, поощрять любые самоисправления. Для формирования у детей самостоятельности в учебной деятельности необходимо предлагать им свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нарисуй, сочини рассказ). Не следует ругать ученика за несделанное задание, но следует обязательно похвалить его, если оно выполнено (даже недостаточно качественно).


слайд 7

Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе.

Ниже приведу их примеры.

  • Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)
    Приемы:
    Снятие страха – «Ничего страшного…»
    Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
    Авансирование – «У тебя получится…»
    Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться…»
    Усиление мотива – «Нам это нужно для…»
    Педагогическое внушение – «Приступай же!»
    Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно»
  • Техника «Минимизация внимания»

Приемы:
Игнорируйте демонстративное поведение.

Контакт глазами.

Становитесь рядом.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

  • Техника «Делайте неожиданности»

Приемы:
Выключите свет.

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Измените голос.

Временно прекратите вести урок.

  • Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с учителем и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность
    Приемы
    Принятие «Ты хороший», «Я хороший»

Внимание «Я вижу тебя», «Я что-то значу»

Уважение «Спасибо тебе за…», «Мои усилия замечены»

Одобрение «Я знаю о тебе что-то замечательное», «Я состоятелен»

  • Теплые чувства «Ты мне нравишься», «Кто-то заботится обо мне»
    Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»

Приемы:

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Отмечайте достижения

Данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности классного руководителя

Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...

Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя

В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты....

Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя

Гражданско — патриотическое воспитание — это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности ...