Методика оценки эффективности урока.
учебно-методический материал по теме

Алексеева Ирина Викторовна
Методика оценки эффективности урока- это материал, который поможет оценить урок коллеги, сделать самооценку своему уроку или внеурочному занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_metodika_effektivnosti_uroka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Методики оценки эффективности урока.

   Каждый учитель стремится к том, чтобы урок был эффективным. Заглянем в словарь Сергея Ивановича и прочтём, что значит слово «Эффективность - дающий эффект, действенный».

    В области педагогики под эффективностью подразумевают следующее:

- конкретность поставленной цели и задач, умение её поставить и добиться её на практике;

      Существует формула, по которой можно путём подсчётов баллов определить уровень эффективности проведённого урока.

Анкета для учителей (2- да, 0 - нет)

Деятельность учителя

Организаторская:

  1. Выполнение намеченного плана урока.
  2. Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО.
  3. Реализация основных психологических и гигиенических требований.
  4.  Наличие эффективной обратной связи с учащимися.
  5. Уровень педагогического и методического мастерства.
  6. Уровень оформления документации к уроку(журнал, тетради, план урока).
  7. Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).
  8. Рациональность использования времени урока.
  9. Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя.
  10. Соблюдение правил охраны труда.

Итого:

Обучающая:

  1. Реализация принципа научности.
  2. Чёткость осуществления принципа наглядности.
  3. Реализация принципа прочности.
  4. Соблюдение принципов проблемности, прочности, осознанности, посильности.
  5. Реализация принципа проблемности. 
  6. Осуществление принципа связи теории с практикой.
  7. Правильность выбора методов и форм обучения.
  8. Оптимальность выбора и степень достижения главной цели.
  9. Контроль за ЗНУ учащихся.
  10. Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся.

Итого:

Воспитательная:

  1. Нравственная и мировоззренческая направленность
  2. Формирование общеучебных навыков.
  3. Работа над культурой речевого поведения.
  4. Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.
  5. Соблюдение физических и гигиенических требований.
  6. Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.
  7. Эстетическое воздействие урока на учащихся.
  8. Использование воспитательных возможностей оценок.
  9. Стиль руководства учениками.
  10. Воспитательное значение личности и его деятельности на уроке.

Итого:

Деятельность ученика:

  1. Уровень познавательной активности.
  2. Наличие интереса к уроку, предмету.
  3. Степень самостоятельности.
  4. Учение вычленять ведущие цели в учебном материале.
  5. Уровень аналитических умений и навыков.
  6. Развитие навыков коллективной работы.
  7. Развитие речевых, орфографический и иных навыков.
  8. Умение работать у доски, с доской.
  9. Организованность, дисциплинированность.
  10. Внешний вид ученика.

Итого:

Итого по уроку.

ЭУ = Итого по уроку . 100% : 80 = ? %

(т.к. высшее число баллов - 80)

Если эффективность урока 75-80% - урок отличный

Если эффективность урока 65-76% - урока хороший

Если эффективность урока ниже 65% - урока удовлетворительный.

(Полное выполнение  - 2 б, частичное – 1б, за невыполнение требований – 0б.)

Карта отслеживания эффективности урока (ученик и учитель)

  1. Твоё отношение к уроку.

   а) отличный, интересный, захватывающий;

   б) хороший, содержательный, заставляющий работать;

   в) нормальный, обычный;

   г) скучный, работа без интереса;

   д) бесполезный, совсем не интересный.

     2. Вспомни (как можно точнее тему урока)__________________

     3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: _________________

     4. Каков был план урока

     5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила, орфограммы ты  

          использовал на уроке

     6. Чему новому ты научился на уроке.

     7. Какова была главная мысль, идеи на уроке.

     8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.

    Методика работы с картой такова: данные карты проверяющий выдаёт учителю, ведущему урок, и учащимся по окончанию урока или через 5-6 уроков. Учитель и учащиеся заполняют карту эффективности урока. Образцом для проверки служит заполненная карта учителя.

Ученик оценивается так:

«5» - текст учащегося соответствует тексту учителя на 100-80%

«4» - текст учащегося близок к тексту учителя на 80-60%

«3» - работа выполнена скорее хорошо, чем плохо – 60-40%

«2» - что-то получается на 40-20%

«1» - получается очень мало – на 20-10%

«0» - ничего не написано.

ЭУ = Nу . 100% . Nобщ. = ?%

Nу – число успешных работ учащихся с оценкой 5,4,3

Nобщ. – общее число работ учащихся.

 Если эффективность урока 75-80% - урок отличный

Если эффективность урока 65-76% - урока хороший

Если эффективность урока ниже 65% - урока удовлетворительный.

    Исходя из вышеизложенного,  можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы  и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога  и  саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.