Методы стимулирования занимательностью
методическая разработка (2 класс) по теме

Лузина Ирина Александровна

Методы стимулирования занимательностью - один из методов эмоционального стимулирования учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_stimulirovaniya.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методы стимулирования занимательностью – один из методов эмоционального стимулирования учащихся

        Итак, существуют различные классификации методов обучения и воспитания, особое место в которых занимают методы стимулирования как средство педагогического воздействия на личность. Методы стимулирования при правильном использовании дают очень мощный эффект. В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страх перед наказанием. Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа «молодец», «очень хорошо», «замечательно» и т.п. В системе дополнительного образования, где у детей есть возможность не только получить ЗУН, но возможность реализовывать себя в какой-либо сфере деятельности, необходимы более действенные методы стимулирования, а не ограничиваться одобрительными фразами.

     Главная особенность стимула заключается в том, что он влияет на мотивационную сферу учащихся, вызывает те или иные мотивы и развивает их. Процесс мотивации можно сделать более интенсивным, если в качестве промежуточной переменной между потребностью и мотивом использовать стимулы, под влиянием которых объекты потребностей, преломляясь в сознании личности, выступают в качестве мотивов, предполагающих осознанную цель и личностное обоснование деятельности (З.И. Равкин). Таким образом, стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют.

          Методы, стимулирующие процесс обучения

   Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной работы под руководством педагога.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующие влияние наглядности, которая повышает интерес детей к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

   Ценным стимулирующим влиянием обладает проблемно-поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения.

Неизменно воодушевляет учеников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если младшие школьники обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

  Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

положительными эмоциями по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этих эмоций;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

  Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением.

   Одним из методов эмоционального стимулирования можно назвать метод стимулирования занимательностью – введение в образовательный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Часто детям поручают самостоятельно подбирать такие примеры.

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступает и метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданием эффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксального опыта, грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания детей.

    Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятия большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога. Как показывает практика, создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций, от эмоций развлекательного, побочного характера.

   Основным источником интереса к учебной деятельности является её содержание. Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике.

   Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе «игровых ситуаций». К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме.

   Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи. Вот почему многие учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений.

   На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учебе чаще всего до слез переживаются детьми.             Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Малышам важно, чтобы положительная оценка была общепринята.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

    Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. Надо искать стимул радости в самом процессе обучения. Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто.

    Стимулировать деятельность детей можно в любой сфере обучения, главное чтоб это было ярко, эмоционально, необычно и, обязательно, объективно.

 

Учитель  Лузина И.А.