Педсовет.
учебно-методический материал по теме

Учитель новой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vystuplenie_akulova_2.docx59.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Я – учитель  «нашей новой школы».

«Не  забывайте, что почва, на которой строится

 ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке,

в его отношении к знаниям и к вам, учителю.

Это — желание учиться, вдохновение, готовность

 к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте

 эту почву, без нее нет школы».

 В. А. Сухомлинский

    Уважаемые коллеги! Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к образованию. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.

          В статье №2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» отражен ряд новых понятий. Остановлюсь более подробно на таком понятии как качество образования. Оно трактуется следующим образом: качество образования – это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям и потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.

 «Образование удовлетворяет одну из важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального благополучия в будущем, повышая уровень жизни нашего поколения, и при этом содействует повышению дохода будущих поколений», т.е. образование – это инвестиции в будущее. ( В.Леонтьев, нобелевский  лауреат в области экономики).      

Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. Это непосредственно связано со стремительными переменами, происходящими как во всех областях жизни современного общества, так и в самой образовательной сфере. Повышение качества стало ключевой идеей новой философии образования. Особенно сильно стала ощущаться потребность в повышении качества, эффективности средств его достижения и управления им при нарастающем рассогласовании между условиями существования и развития общества и неспособностью системы образования быстро адаптироваться к этим изменениям. Чарльз Дарвин считал, что выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Исключительная актуальность обеспечения качества образования, по мнению экспертов из многих стран, определяется объективными причинами, сходными в наше время во всех странах.

Во–первых, ускоряется научно–технологический прогресс и усиливается зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов образования.  

Во–вторых, происходит поэтапный переход общества от индустриальной фазы в развитии экономики к экономике знаний и к фазе становления информационной цивилизации.  

В–третьих, вместе со становлением мировой информационной цивилизации развертывается процесс глобализации, составной частью которого выступает быстрое накопление научных данных и их устаревание.  

В–четвертых, в ситуации ограниченных финансовых ресурсов и быстро устаревающей материально–технической учебной базы остро ставится вопрос выживания.    

В силу этих и многих других причин вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально–политического развития нашей страны, наблюдается его переход к новому качественному уровню. В целом идет пересмотр приоритетов образования и запросов общества, смена парадигмы подготовки воспитанников,  обучающихся, в которой отражены иное содержание, иные подходы к обучению, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В современных условиях перед образовательными учреждениями, педагогами стоят задачи подготовки личности, умеющей ориентироваться в окружающей среде. Культура и уровень образования должны соответствовать условиям современной жизни и потребностям формирования нового, гуманистического, открытого и информационного общества, для чего требуется и новый тип образования: личностно ориентированный, гуманистический и информационный. Именно качественные показатели образования требуют особого внимания, так как качество образования с каждым годом в большей мере выступает важнейшим системообразующим и движущим фактором в социальном развитии и становлении личности.

В конечном счете,  качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование.

По определению Ж. Делора, человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить.  

Таким образом,  качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем.

        Тогда что такое эффективный контракт?

      Эффективный контракт – это некие договорные отношения про то, каким образом оплачивается труд работника в связи с эффективностью его действия. Его параметры прописаны в существующей новой системе оплаты труда.

Введение эффективного контракта для бюджетников обеспечит:

 - конкурентоспособный уровень зарплат для педагогических работников, и возможность продолжать региональные меры на обеспечение роста средней зарплаты педагогических работников до уровня средней зарплаты в экономике региона, что позволит удержать лучших педагогов в системе образования и стимулировать приход хороших работников в учреждения;

 - связь труда с качеством, т.е. выстраивание систем оплаты труда, ориентированных на оплату не только количества затраченного труда, но, прежде всего, количества затраченного труда определенного качества.

Что меняется в деятельности учителя? Образовательная деятельность, которую ведет учитель, он выстраивает в соответствии с теми требованиями введения новых стандартов,  в связи с этим его деятельность строится несколько иначе, чем было раньше. Он, так или иначе, занимается вопросами развития индивидуальных способностей учеников, а это означает, что оценка качества знаний, которые он формирует, может быть разной у учителей. Безусловно, это развитие инициативности у детей, их способности к инновационной деятельности, это работа с одаренными детьми, это формирование каких-то новых проектов, исследовательских программ для своих учеников, вовлечение в новую форму деятельности, выстраивание учебной деятельности в несколько ином формате; это осуществление инклюзивного образования (обучения детей с ослабленным здоровьем, инвалидов). Важно, чтобы в эффективном контракте были предусмотрены все эти параметры. Важно только, чтобы эта работа не была формальной.

Профессиональный стандарт развития педагога. Только в условиях, когда развивается педагог, рядом будет развиваться ученик. Таким образом, вопрос состоит в том, зачем на самом деле нужен профессиональный стандарт. В конце концов, есть диплом о педагогическом образовании, есть документ, подтверждающий профессиональную переподготовку или повышение квалификации, есть, в конце концов, документ о прохождении аттестации. Все это – установленные законом «Об образовании» документы и процедуры. Где здесь место профессиональному стандарту?

Одновременно снова и снова возникают в профессиональной среде споры, что же такое профессия «учитель». Одни полагают, что, как и для любой другой профессии, у профессии «учитель» должны быть строгие и измеримые параметры качества, а это значит, что должны быть и единые требования к учителю как к профессионалу. Другие полагают, что учитель – это творческая профессия, что во многом о качестве учителя можно судить исключительно на основе собственной интуиции, а не стандартных признаков.

«Я вспоминаю нашу учительницу Ирину Ивановну. Вот – настоящий учитель. Она была чрезвычайно строга с нами, на уроках была мертвая тишина. Мы пикнуть боялись. Готовились к ее урокам, как проклятые. Зато до сих пор помним все».

«Наша Ольга Петровна была просто чудным учителем. Сколько же добра было в ней. Мы все понимали, что можно что-то не знать, но стыдно ее подвести. На ее уроках могло быть шумно, но это был шум, сопровождающий настоящее живое обсуждение».

«В следующем году отдаем в школу старшего сына. Очень хотим попасть в класс к …... У нее блестящие результаты. Да, она может и линейкой по рукам дать, и кричит на детей, но зато в средней школе у ее выпускников вообще нет проблем».

Все это – живые мнения об учителях-профессионалах. Обратите внимание, что у каждого свои критерии, кто же такой настоящий учитель. Вспомните свое школьное детство, вспомните своих педагогов. Кого из них вы вспоминаете с благодарностью? А кого – с нежностью? А кого – с раздражением? Какие качества учителя-профессионала для вас наиболее ценны? А теперь представьте, что нам с вами надо разработать профессиональный стандарт, в котором были бы требования к учителю-профессионалу. Представляете, насколько же это сложно. Профессия-то творческая. И может быть много вариантов решения возникшей проблемы: либо пытаться найти консенсус, оставив только то, с чем согласны все, либо включить всё, либо вообще пойти по третьему пути и сформулировать требования исходя из дидактических принципов, прописанных в педагогических теориях.

Профессиональный стандарт – не наше изобретение. Профессиональный стандарт учителя есть во многих странах. Чаще всего этот документ разрабатывается профессиональными ассоциациями педагогов. Обратите внимание – не министерствами, не ведомствами, а самими педагогами. И не для министерств, не для ведомств, а для самих педагогов. В профессиональных стандартах для учителя в разных странах можно увидеть разные подходы, но есть общие признаки:

1. В стандартах прописан не минимальный набор единых для всех требований по принципу «чтоб не пил и не курил и цветы всегда дарил, чтоб зарплату отдавал, тещу мамой называл», а характеристик, составляющих обобщенный портрет педагога на разных этапах становления его профессионального мастерства. Это очень важно, и об этом говорит Д.В. Ливанов, отмечая, что профессиональный стандарт педагога должен стать стандартом его развития. Молодой специалист, получивший диплом, дающий ему право называться учителем, еще не есть профессионал. Это право он должен заслужить в работе с учениками. С другой стороны, есть множество опытных педагогов, которые, увы, профессионально непригодны, но при этом считают, что их педагогический стаж дает им все основания считать самих себя настоящими профессионалами.

Вот именно для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, не зачерстветь с годами, и формируют сами педагоги рамки профессии на разных этапах карьеры.

2. Профессиональный стандарт служит ориентиром, основанием для требований к подготовке учителей в высших учебных заведениях. Он определяет архитектуру образовательной программы, формируя запрос на определенные компетенции молодого специалиста.

3. Прописываемые в профессиональном стандарте характеристики относятся к деятельности учителя, а не ко всем аспектам его жизни. Согласитесь, невозможно прописать, что все учителя должны быть честными со своими учениками, что они не должны оказывать на них морального давления и т.д. Точнее, прописать это можно, но как это контролировать, как соблюдать, как оценивать? Более того, необходимо избегать любых потенциальных возможностей для манипулирования, для субъективной оценки, для недобросовестного давления на учителя.

4. Профессиональный стандарт не только определяет, каким должен быть учитель и к чему он должен стремиться, но и как можно оценить достижение учителем целей профессионального развития. Задавая характеристики учителя-профессионала, настоящий профессиональный стандарт не формирует их как неизменные глыбы, которые учитель должен, как альпинист, преодолеть все целиком. Движение к ним идет шаг за шагом, ошибки не становятся поводом для дисквалификации, а достижения – основанием считать, что это потолок. Оценивать учителя по таким профессиональным стандартам должны профессионалы, такие же учителя, и четкие механизмы такой оценки тоже закладываются в профессиональный стандарт.

5. Профессиональный стандарт должен быть написан абсолютно понятным, доступным не только для самого учителя, но и для всех остальных языком. Что толку писать непонятные формулировки, если это не становится потом практическим инструментом, полезным учителю?

6. В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.

         «Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее…» - в этом изречении заключен как социальный смысл учительского труда, так и высокие требования, которые предъявляет к учителю общество. «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...», – говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

       Новое время предъявляет свои требования к участникам рынка образовательных услуг:  где в роли потребителя выступает семья, в роли производителя, продавца услуг – государство. Какое место определено школе?

Ответ очевиден, самое сложное – промежуточное, посредническое. Родители делают заказ образовательных услуг государству, согласно конституции РФ, а государство  делегирует свои полномочия в этой сфере деятельности, школам. Поскольку посредническое, то на нас  ложится двойная ответственность: перед государством и перед семьей. В идеале все участники этой взаимозависимой цепочки должны иметь свое видение новой школы.

          Взгляд государства нашел отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». И так школа будущего – это новая школа, а какая эта новая школа?

          Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения и т.д.

Новая школа – это современная система оценки качества образования

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это  «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».

Новая школа перед  современным учителем ставит непростые задачи, но вполне выполнимые:  уметь принять ребёнка таким, каков он есть, начать с того уровня, на котором ученик находится; быть наблюдательным и учитывать физические и личные особенности детей; активно и адекватно моделировать личность ученика, определив путь его развития, создав ситуацию успеха; обладать эмпатией - способностью понять внутренний мир ребёнка, стать частью его биографии; уметь сочувствовать, сопереживать; даже, если хотите, обладать социальной перцепцией (умением читать по глазам)… При условии, если изменить своё мировоззрение на сам процесс обучения: захотеть не только увидеть, но и всмотреться, не только услышать, но и вслушаться … И дети поверят тебе, раскроются, почувствуют, прежде всего, свою самоценность. А вы вместе - с ними; не понукая, идёте рядом, указывая дорогу, направляя, поднимаясь чуть выше (всего на одну ступеньку) и протягивая руку, заставляя дотянуться, отпуская от себя и уступая дорогу, радуясь победе, потому что она и ваша тоже.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. И тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.          

Школа должна соответствовать событиям, происходящим в обществе и соответствовать целям опережающего развития. Ибо вложения в ребенка сегодня дает результат только десятилетия спустя. И в этом результате заинтересованы, прежде всего, родители вместе с детьми.

Давайте послушаем взгляд родителей на новую школу.

«Новая школа – это социум, объединение участников образовательного процесса, в который должны входить мы, родители, дети, педагоги. Специалисты вместе с администрацией должны идти рядом, в тесном сотрудничестве, активно взаимодействуя. Педагог, учитель – это главнейшее звено в этом социуме, и он должен не только давать знания, но и помочь нашим детям научиться учиться».

  Социально-экономические условия жизни изменились, и для обеспечения дальнейшего развития общества необходимо закладывать новые ценности и навыки именно на уровне школы, что требует соответствующих изменений в системе формирования педагогического профессионализма учителя.

   Сегодня учительство объединено одной проблемой — подготовкой конкурентоспособного, гибкого человека, умеющего легко адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Каждый учитель решает эту проблему через свой учебный предмет, будь то математик, химик, биолог, литератор, учитель начальных классов либо учитель технологии.

   Изменившаяся образовательная парадигма требует от нас определенного переосмысления всего положительного опыта, накопленного как русской, так и мировой педагогической наукой, его применения с учетом коренных преобразований, затрагивающих все аспекты функционирования нашей школы и других образовательных учреждений. Соответственно во главу угла мы ставим формирование нового профессионализма учителя, его педагогической культуры.

«Новой школе – новый учитель».

«Новая школа – говорится в национальной образовательной инициативе - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего».

         Сегодня еще четко представить черты новой школы достаточно сложно, поскольку происходит смена образовательной парадигмы. Предлагаются иные подходы, иное содержание, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Но какой бы она не сложилась, она должна выполнить, прежде всего, свое главное назначение – дать учащимся целостные нравственные ориентиры, выстроить духовный и нравственный стержень ученика.

    «Школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик самостоятельно проходит свой путь. Строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче, помогает учитель. Каждый день на нас смотрят глаза наших учеников. За партами сидит Будущее России. И в этом Будущем нам предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и наша тоже.

     Притча: «Молодой человек приставил к стене лестницу и стал по ней подниматься. Лестница была шаткая и много сил, положил молодой человек, чтобы все-таки взобраться по ней на стену. А когда он наконец-то взобрался наверх, то не увидел гам того, что ожидал. И такое его смятение постигло, такое отчаяние, что хоть бросайся вниз. Оказалось, что не к той стене он лестницу приставил». Я думаю, что роль учителя новой школы состоит именно в том, чтобы помочь ученику выбрать нужную стену. Дать нашим детям образование, научить их жить, помочь им стать нужными обществу, найти в нем свое место после выхода из школы - это главнейшая задача педагога. И сделать это может только высококвалифицированный педагог.

      Педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. Работа учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. Современный учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, искатель, странник, всегда находящийся в пути. Поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю, не следует бояться изменить свою точку зрения даже после многолетней работы. Я, как учитель, понимаю необходимость и значимость предстоящих изменений. Школа - это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это фундамент, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников школы - мы идем навстречу качественным изменениям. А значит, в первую очередь, должны измениться мы сами - учителя.

         Одним из направлений развития общего образования национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  является совершенствование учительского корпуса. Какой же он учитель  новой школы?

Строитель может зарабатывать деньги на возведении школьного здания, а педагогу необходимо знать, что ты строишь в умах и сердцах своих учеников! Сегодня в школах серьезное внимание уделяют формированию умений работать с информацией, гражданской позиции учащихся, толерантности, знанию своих прав и обязанностей, освоению демократических ценностей, культуры межличностных отношений применять знания в разных ситуациях и умению работать в группах. Следует выделить несколько целей, которые в современной ситуации становятся приоритетными.

          Первая цель — научить учиться. Образование стало непрерывным. Умение учиться — это умение осваивать новую информацию, умение анализировать собственный опыт.

Вторая цель — научить ориентироваться в действительности, в современном мире.

Третья цель — научить ориентироваться в мире ценностей.

Четвертая цель, реализация которой должна повысить конкурентоспособность выпускников школы, заключается в том, чтобы сформировать ключевые компетентности — умение решать проблемы, способность работать в группе, коммуникативные навыки, навыки использования современных информационных технологий… Освоение их делает человека более адаптированным к жизни.

Пятая цель — подготовка к профессиональному образованию. Эта цель заключается не только в том, чтобы подготовить к вступительным экзаменам, но и в том, чтобы подготовить к выбору профессиональной направленности, учитывая ситуацию на рынке труда. Для достижения этих целей надо сформировать соответствующий опыт школьной жизни, опыт общения.

Любая школа пока не научилась обходиться без нас, учителей.    

Стратегическая цель новой школы - запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, самореализация выпускников. Основополагающим критерием её реализации является высокий уровень профессионализма педагога.

Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.

       Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель , ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по  устаревшим программам и стандартом мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне, поэтому ФГОС нового поколения  дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века.  

Вообще, «образ педагога» обсуждался во все времена, но эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения.   И в первую очередь должен меняться учитель. В последние полтора десятилетия заявили о себе новые, отвечающие современным запросам, развивающие образовательные системы, появились качественные учебники, по которым с удовольствием учатся школьники. Но всё это напоминает новогоднюю ёлку с яркими игрушками. За полтора последних десятилетия столько появилось новых «игрушек» - учебники, образовательные системы, ЕГЭ, образовательные стандарты, реформы, а «ёлка» осталась старая. Стоит сухое дерево, всё обвешанное яркими «игрушками».  

Чтобы оживить елку,    современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Согласитесь, у каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить - насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи?.. А еще хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?

Итак, современный учитель. Каким ему быть?

Статистика:
*1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, стандарты второго поколения.
*Первыми "обновку" примерили ученики начальной школы.

*Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек.

*У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов- представительницы слабого пола - 1 миллион 99 тысяч.

*Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч - пенсионного возраста.
Профессия педагога –  одна из важнейших в современном мире, но пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной .

Но кто-то все-таки работает в школах. Кто?
*В большинстве своем - очень талантливые фанатики, чудаки, которые все-таки могут «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя заполнить все необходимые журналы, проверить все тетради.

*Женщины, с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей.

А еще есть сегодня в школе немало учителей, которые совсем не хотят идти вперёд. Тех, кто считает, что их опыт даёт им право НЕ меняться, НЕ творить, НЕ идти вперёд. Знаете, есть такая поговорка: «Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один». Молодой педагог с опытом 5 лет, если он творчески подходит к своей миссии, может дать значительно больше, чем учитель с 20-летним стажем.

Настоящий педагог болеет душой за результаты своей педагогической деятельности, размышляет о том, как помочь своим воспитанникам понять себя и выстроить свою жизнь в согласии с совестью и с пользой для окружающих. Ему хочется, чтобы его выпускники стали умными, добрыми, воспитанными, смогли находить достойный выход из любой ситуации, научились понимать и чувствовать ценностное содержание жизни.

Нельзя не согласиться с мнением Л.С. Выготского, утверждающего, что «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». Иными словами, педагог не может сделать воспитуемого ни хуже, ни лучше - он может лишь до некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким это видится педагогу.  

Но это не совсем простая задача – создать такие условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».
       Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Он не архитектор, не инженер, не начальник человеческих душ. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы  дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Но наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества». (Рузвельт)

 Знаете ли вы, что в нашей стране ежедневно в среднем кончают самоубийством 18-20 школьников? Это тысячи ребят в год! И в большинстве случаев причина, толкнувшая их на это, во многом связана со школьной жизнью, в России официально 2 миллиона детей-бомжей. А всё от того, что ни в школе, ни дома дети не находят духовной опоры, не чувствуют тепла и любви. Сухомлинский утверждал, что без духовной общности нет воспитания.

Наше современное образование сегодня сфокусировано лишь на знаниях: их объёмах, методиках преподавания, инструментах проверки. Отсюда ЕГЭ, вырванные кусочки информации, кроссвордные методы проверки, отсюда постоянно меняющиеся стандарты образования.

Из школы исчезло самое главное - воспитание. Ошибаются те, кто считает, что учителя должны только давать знания, а воспитывать - дело родителей. Те, кто придерживается такой точки зрения, выбирают самый лёгкий путь, дорогу, которая, выражаясь языком Александра Грина, ведёт в НИКУДА. Что мы получим в итоге? Ребят знающих, но невоспитанных. А это опасно. Д.И. Менделеев говорил: «Давать знания необлагороженному человеку - то же самое, что давать саблю сумасшедшему».

       Требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации, за последние годы существенно повысились. Учитель новой формации – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

        Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компетенции; предметно-ориентированные компетенции.

        Дело ученого - открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной.

        Миссия методолога - найти инструменты привнесения открытия ученого в образование.

        Миссия педагога - формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога, грамотно управляющего процессом обучения и воспитания. Синтез знания и умения - вот отличительное качество педагога новой школы.

Чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса в условиях новой школы, современный педагог должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей.

Предметно-методологическая компетентность: знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета.

Психолого-педагогическая компетентность:    теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика.

Компетентность в области здоровьесбережения образовательного процесса: умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса: практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа-образования.

Коммуникативная компетентность:  практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»

Компетентность в области управления системой «учитель-ученик»: владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса).

Исследовательская компетентность: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

Компетентность в сфере трансляции собственного опыта: умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).

Акмеологическая компетентность: способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Так кто же такой «Новый учитель» — творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый…  человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой учитель нашей новой школы? …Давайте разберемся.

Проанализируем уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы  по этому вопросу. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд, учителя:

1. Знание предмета и владение методикой.

2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.

3. Умение правильно оценивать знания учащихся.

4. Создание дисциплины.

5. Внешний вид.

Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие:

1. уравновешенность,

2. авторитет, сильная воля, 

3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно,

4. приятная наружность, понимание своих учеников,

5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

ЗАДАЧИ, которые должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. УЧИТЬ новому мышлению, методам познания и самоорганизации.

2. Уметь подвести к двери, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.

3. Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.

4. Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации /по спирали/:

Я - САМОИЗУЧЕНИЕ - САМОВОСПИТАНИЕ - САМООБУЧЕНИЕ - САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - САМОРЕГУЛЯЦИЯ - САМОРАЗВИТИЕ - САМОПОЗНАНИЕ - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

Это значит:

4.1. Показать всепроникающий принцип подобия в природе, мышлении. Научить искать подобия, аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере необходимости;

4.2. Научить участника ОП использовать все навыки и умения в процессе познания;

4.3. Помочь раскрыть полный потенциал ученика и вывести его в космос творчества. Это и есть СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР на будущее.

Ребенок - АЛМАЗ, из которого нужно сделать БРИЛЛИАНТ, сверкающий своими гранями. Это ювелирная работа.

Новая парадигма целостного динамического образования - необходимо учителю уметь работать, используя психологические методики корректирующего /трансформирующего/ типа; владеть методиками психологического моделирования и прогнозирования.

ЗНАНИЯ, которыми необходимо владеть  УЧИТЕЛЮ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. знание основ научной теории, гносеологии, методологии;

2. хорошее знание предмета специализации;

3. энергии, которая позволит показать личную убежденность учителя и стимулировать творческий процесс познания.

УМЕНИЯ, которыми должен владеть УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:

1. УМЕТЬ ЛЮБИТЬ детей - важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя, учителя; безусловно принимать мир и человека.

2. УВАЖАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - видеть в каждом личность -необходимое качество учителя.

3. ВЕРИТЬ в РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию гуманизма.

4. ЗНАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным - значит быть человековедом.

5. ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА - нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.

6. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ - каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.

7. БЕРЕЧЬ и РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА - без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.

8. СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как соучастника ОП, который должен видеть в нем друга, чувствовать поддержку и помощь.

9. Уметь целостно мыслить. Учитель новой формации должен уметь трансформировать негативные проблемы, настроения, устремления в позитивные. Это - учитель - практический психолог.

10. ОРИЕНТАЦИЯ на КУЛЬТУРУ педагогического труда - ориентация на формирование целостного мировоззрения учителя.

11. НЕ НАВРЕДИТЬ здоровью, психике, стремлению к творчеству личности.

12. Мотивировать целостное восприятие мира личностью.

13. Мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределенности.

14. Работать в биоадекватных методиках и технологиях образования.

УЧИТЕЛЬ Новой формации - это и УЧИТЕЛЬ - ЛИДЕР - современный гуманитарный этический ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость. Лидер углубляет свое понимание добра и блага.

АССЕРТИВНОСТЬ учителя - это ориентация его действий на создание условий для совершения участником ОП самостоятельного действия с изначальной ответственностью за сделанный выбор и последствия его поступка. Обладает лидерскими качествами:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

- ум и логика, рассудительность и проницательность, оригинальность и концептуальность;

знание дела и речевая развитость, любопытство и познавательность;

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА - инициативность и гибкость, созидательность и творчество; честность, смелость и личностная целостность; самоуверенность и уравновешенность, независимость и. самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность;

ПРИОБРЕТЕННЫЕ УМЕНИЯ - умение заручаться поддержкой; умение завоевывать популярность и престиж; такт и дипломатичность; умение брать на себя риск и ответственность; умение организовать и убеждать; умение менять себя и быть надежным; умение шутить и понимать юмор; умение разбираться в людях.

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ как ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ;

1. окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, мажорное лето;

2. он улыбнется - радость и праздник в душах учеников;

3. не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от предупреждений;

4. он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием и делает все хорошо. Он ничего не / забывает, ничего не путает, никогда не ошибается;

5. он сам придумывает: создает и поддерживает особые условия, особую атмосферу, стимулирует учеников в работе;

6. он поддерживает коллег, и все вместе являются единым коллективом единомышленников, выступают единым фронтом, и нет у них различий в мнениях и ценностях.

Учитель - живой пример эффективности воспитания и учения!

Учитель в новой школе умеет наравне с учениками «ориентироваться» в современном информационном поле, он прекрасно владеет навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями. Учитель новой школы должен быть сильным и интересным, прежде всего, самому себе. А для этого необходимо развиваться. Настоящим учителем является лишь тот, кто сам постоянно учится. Новый учитель шагает в ногу со временем, он энергичный, эрудированный, интеллигентный, отчаянный.

Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

         А можно ли назвать современным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится от своих учеников? Наши дети по - иному видят окружающий мир, рисуют его  яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых  своей глубиной. Современный учитель не только  должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе –признаем её ключевой. Ведь учитель – главное звено, основа и душа системы образования.

Это означает, что сегодня преподаватель, учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная цель его деятельности теперь заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Этот момент является отправной или исходной точкой в построении модели учителя новой формации. Именно это определяет содержание деятельности педагога, как менеджера и как преподавателя.

Чтобы возвести надёжное здание - необходим надёжный фундамент. Педагог, готовый «добиваться и соответствовать» – это и есть учитель новой формации – надёжный фундамент обновления образования.

 Основным условием самообразования будут выступать «три кита»: творчество, опыт, рефлексия. Развитие мастерства учителя, его профессиональной компетентности находится в руках самого учителя, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует стандарты своего поведения. Прежде всего, это происходит через осмысление своего профессионального опыта. В основе самообразования лежит разнообразный опыт учителя как динамично развивающегося профессионала, становление мастерства которого непрерывно прогрессирует от одной стадии к другой.

Чем выше уровень рефлексии учителя, тем выше его готовность и способность к изменению субъективной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым учитель может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет средством развития профессиональной компетентности учителя.

Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы. Сегодня у учителя появляются новые роли. Учитель-консультант.  Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы, но не принимает решения и не дает готовых ответов. Учитель-модератор. Модерирование – деятельность учителя, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель-модератор должен обладать педагогическим тактом, наблюдательностью и рефлексией. Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика, проводит оценку учебных потребностей учеников и предлагает им программу обучения, которая соответствует их интересам, его индивидуальным особенностям.

Сегодня  многочисленные  психологи  и  социологи  специалистам  любой  отрасли  советуют  к  своей  профессии  относиться  как  «бизнесу», рекомендуют  самому  растить  себя  и  «свой  бизнес»,  то  есть, имея  перспективу,  разумно  и  целенаправленно  «вкладываться»  в  собственное  развитие.  А  любые  вложения  неизменно  дадут  свои  благодатные  плоды.

В  связи  с  этим, в  качестве  советов    для  профессионального  совершенствования  и  личностного  роста   предлагаю     принципы  эффективного  развития:

  • Любить  свою  работу!
  • Взять  в  союзники  опыт  и  творчество!
  • Всегда  делать  больше  того, что  тебе  кажется, что  можешь  сделать!
  • Быть  заинтересованным  в  собственном  развитии: (в  различных  формах:  повышение  квалификации,  самообразование,  стажировка  и  т.д. )
  • Знать,  к  чему  стремиться: педагог  должен  проектировать  результаты  педагогической  деятельности,  своего  профессионального  и  личностного  развития.
  • Быть  ответственным  за  результаты  своей  работы.

Размышляя  на  тему  «Личность  педагога  новой  формации»    можно сделать вывод: «Любовь  к  профессии,   увлеченность  деятельностью – самое  важное  качество  педагога. Педагог,  стремившийся  к  раскрытию  и  расширению  своих  возможностей  в  профессиональной  деятельности,  получает  удовлетворение  и  удовольствие  от  собственного  труда. Ценность  педагога  в  цивилизованном  мире  исключительна.  Есть  две  главные  составляющие  педагога – мастерство  и  личность. Если  педагог  не  будет  ими  обладать,  то  нет  смысла  рассуждать  об  эффективности  его  работы.

 Настоящий  педагог  во  все  времена  старался  сохранить  неповторимость  своей  личности,  ведь  профессионализм  педагога   - это  неустанный   труд  души».                                      

Вне зависимости от того, к какому типу относится учитель, для эффективного взаимодействия с детьми ему необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:

1 Урок должен быть освобожден от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога.

2. На уроке учитель должен создавать ситуации успеха с целью формирования положительного отношения к учению.

3. Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока.

 «Каким должен быть учитель в школе будущего? Конечно, он будет сеять разумное, доброе, вечное, как это делали все предшествующие поколения учителей. Учитель – воспитатель, учитель – наставник. Учитель - это тот, кто из простых людей ваяет человека.

«Это профессионал, мастер своего дела. Новый учитель – это человек обязательно красивый во всех смыслах этого слова, способный улыбаться, интересоваться всем, что его окружает. Это человек способный самосовершенствоваться, способный сам себя критиковать. Это человек эрудированный, высококультурный. Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников»

А какими дети хотят нас видеть? (слайд). Вот какими качествами наделяют современные дети Нового учителя: понимающий, уважающий своих учеников, внимательный, готовый оказать помощь, справедливый в требованиях , образованный , красивый, добрый, обладающий чувством юмора, талантливый, интересный в общении..

Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, сегодня  новой школе нужны новые педагогические кадры, способные реализовать себя в новых условиях. И именно на это нацелена инновационная образовательная инициатива «Наша Новая школа». А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:

У — уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально  преподносить материал. 

Ч — честный, человечный, чуткий, с чувством юмора.

И — искренний,

Т — тактичный, толерантный, терпеливый.         

Е — естественный, единомышленник.     

Л — любящий детей, любящий свою работу.                 

Ь — и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
… и эта истина будет неподвластной времени.

Так каков же новый учитель новой школы – школы будущего?  Это творческая, независимая, конкурентноспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность, человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что Идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым для конкретного человека. И для каждого образ этот различен. И всё же Новый учитель – это такое существо, которое в нужный момент даёт толчок к развитию, это – то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым…

Новый учитель понимает, что никого нельзя научить, можно лишь научиться. Нельзя прожить за ученика его жизнь, а потому, доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Новый учитель пробуждает в ребёнке ученика, а потом растит из него собеседника. Этот учитель покажет ценность каждого учащегося, а значит – разовьёт в нём индивидуальные качества. При этом и каждым учителем должна быть разработана своя методика обучения, личностная морально-нравственная оценка любой жизненной ситуации. Каждый учитель - личность, он неповторим, что делает его особенным и интересным.

Важным аспектом является творчество самого учителя: он должен уметь создавать, творить, уметь учиться, так как без этого любое его учение перестанет вызывать у учеников стремление идти за ним. Талантливый ученик тянется к талантливому учителю. Только тот, кто сам желает и способен познавать новое, способен дарить новое другим, иначе всякое знание теряет для него свою новизну и становится холодным и бессердечным. А как часто в школе бесталанные учителя не замечают чутких и одарённых детей… К сожалению. И таланты гибнут, не успев блеснуть… Но с другой стороны, в жизни сотни примеров, когда талантливый учитель вовремя разглядел в своем классе «звёздочку» и смог её «зажечь»!.

Новый учитель пытается создать вокруг себя Новое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными людьми. Только вместе можно создать совместное будущее, и только тогда оно станет Новым, когда все мы посмотрим на окружающее нас «обновленным взглядом». А будущее - уже здесь.

Новый учитель должен владеть информационными технологиями, применять компьютерную  технику на уроках. Хотя ИКТ  и не заменят живого слова педагога, но они значительно оживят учебный процесс.

Обучение в старших классах сегодня немыслимо без создания проектов, так как это позволяет школьникам совершенствовать свои учебные умения, демонстрируя их в различных   конкурсах на федеральном уровне.  

Значит, прежде всего, сам учитель должен быть активным участником различных профессиональных форумов, конкурсов, должен уметь построить свой образовательный маршрут на современном уровне и создать подобные индивидуальные образовательные маршруты для своих учеников. А это  возможно только при условии ведения мониторинга, отслеживания результатов, выявления причин неуспешности ребенка.

Таким образом, Учитель «Новой школы» должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом, быть профессионалом высочайшего уровня. И, конечно, он должен быть Человеком с большой буквы. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять «доброе, разумное, вечное», как бы тяжело ни было на душе. Тогда учитель сможет зажечь своей надеждой три погаснувшие свечи, несмотря на то, что сам может сгореть дотла.

В заключение   хочу предложить несколько советов, которые, возможно,  помогут  нам  изменить себя  и добиться успеха. Вот они:

1. Верьте в себя. Как Вы мыслите, так Вам и будет.

2. Не жалейте себя! Если Вы что-то решили, нужно идти до конца – ответственно и упорно.

3. Проявляйте силу воли: Я смогу, я сделаю, я добьюсь!

4. Держите себя в форме. Здоровье – это не состояние тела, а состояние души.

5. Не затягивайте дело: Если не сейчас, то когда же?!

6. Контролируйте себя: Самоконтроль помогает лучше понять других.

7. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь…

8. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха!

Я уверена, что в Новой школе все это возможно. Более того, это нам нужно!

Завершить свое выступление хочу старой притчей. У трех людей, которые носили кирпичи, спросили: «Что вы делаете?» В ответ услышали:

−       Надрываюсь от тяжести этих проклятых камней.

−       Зарабатываю на кусок хлеба.

−       Строю красивый дворец.

         Эти люди делали одинаковую работу, но отношение к ней у них было разным.     Вот и результат работы учителя зависит от его отношения к ученикам и их родителям, к коллегам и самому себе, к своему предмету и к инновациям. И каждый из нас, каждый учитель новой школы должен стать строителем «красивого дворца», строителем новой жизни в лице наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

материалы для педсовета "Девиантное поведение"

ПрезентацияРекомендации для педагоговТекст сообщения к презентации...

Педсовет "Персональный брендинг учителя"

risunok1.jpg Педсовет – деловая игра «Персональный брендинг как инструмент профессиональной успешности учителя»  Цель: определить наиболее значимые критерии успешност...

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

Сообщение на педсовете на тему "Личностно-ориентированный урок"

Мечтой педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей учащихся, развитие его неповторимой индивидуальности....

ПЕДСОВЕТ (Формирование коммуникативных УУД).

Инновационный проект, в котором отражаются цели, методы, содержание и промежуточные результаты моей системы работы. Тема "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через...