ПЕДСОВЕТ (Формирование коммуникативных УУД).
методическая разработка (3 класс) по теме

Борисова Светлана Юрьевна

   Инновационный проект, в котором отражаются цели, методы, содержание и промежуточные результаты моей системы работы. Тема "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через деятельностный подход к обучению в начальной школе".

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных

учебных действий через деятельностный подход

к обучению в начальных классах.

   На сегодняшний день Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

-  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

Поэтому  в качестве предмета исследования мною была выбрана тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через деятельностный подход к обучению в начальных классах», который лёг в основу моей системы работы.

Двадцатилетний стаж педагогической деятельности позволил мне неоднократно пересмотреть подход к проблеме формирования коммуникативных действий, которая волновала меня на протяжении всего периода работы в школе. Дети приходят в общеобразовательное учреждение не только получать образование, но и общаться с друзьями, со сверстниками, и успешность обучения во многом зависит от позитивного настроя учителя, взаимоотношений в классном коллективе.

Работая много лет воспитателем в группе продлённого дня, я всегда ставила цель: создать такие условия, такой микроклимат, чтобы ученики чувствовали себя комфортно, чтобы от общения с другими учениками они получали удовольствие, чтобы ученику снова захотелось вернуться в группу.

С 1 сентября 2011 года я вступила в должность учителя начальных классов классного коллектива 3 Б. Ученики уже имели определённый уровень развития общения, который можно назвать базовым и имеющим следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

- неприемлемое (т.е. эмоционально негативное) отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

Ученики владели элементами культуры общения (умение выражать чувства, просьбу, извинение, понимать чувства другого, частично проявляли симпатию, толерантность).

На первом классном часе мною было отмечено, что одни ученики начали спорить, а другие молча слушали или делали вид, что слушали. Было непонятно, согласны они с обсуждаемой тематикой или нет. Уже тогда выявилась проблема: недостаточная сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.

Реализацию данной проблемы я наметила через деятельностный подход к обучению в начальных классах, что легло в основу цели моей инновационной деятельности создание оптимальных условий личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию:

- общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;

- сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию.

Подход – категория, включающая в себя объемное понятие “стратегия” обучения. Таким образом, подход – основная системообразующая категория, определяющая выбор, процессуальную закономерность компонентов системы обучения.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны как обучающие, так и учащиеся. Коллективная учебная, преимущественно поисковая деятельность, способствуют формированию познавательных мотивов.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

     По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Н.Леонтьев,           А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

Действительно, наблюдения за классным коллективом 3 Б показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от  тех требований, которые выдвигает  ФГОС.

Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. Считаю, что они имеют практическое применение в образовательной среде.

В качестве параметров выступают:

- когнитивный (способность определять собственные коммуникативные проблемы);

- поведенческий (способность управлять поведением);

- эмотивный (способность владеть эмоциями).

Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности навыков общения (высокий, средний, ниже среднего, низкий уровни).

В 3 Б классе, где я преподаю, на основании психологической диагностики были выявлены соответствующие результаты  коммуникативных склонностей (Приложение 1), показывающие, что 35 % обучающихся имеют средней уровень, 42% - выше среднего, низкий уровень – 14% и ниже среднего наблюдается у  9% обучающихся. Данные показатели объясняются следующими факторами:

- частичная сформированность базовых коммуникативных компонентов;

- тенденция роста детей с вербализмом;

- основная группа учащихся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации;

- учащиеся с индивидуально-типологическими свойствами: низкой общительностью, застенчивостью, интровертированностью (генетические предпосылки и семейная характеристика).

Обозначенная проблема решалась поэтапно на уроках и во внеурочное время через использование групповой и индивидуальной работы, проектной деятельности («День матери», «Школа – территория здоровья»), коллективно-творческих дел (конкурсы поделок из природного материала, участие в конкурсах мастерства), практических занятий с психологом (Приложение 2).

В работе были применены следующие методики:

- коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения);

- коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию);

- коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) (Приложение 3).

Через 4 месяца работы по формированию коммуникативных действий была проведена промежуточная диагностика, которая выявила следующие результаты (Приложение 4), показывающие, что 45 % обучающихся имеют средней уровень, 37% - выше среднего, низкий уровень– 9%  и ниже среднего наблюдается у 9 % обучающихся. Данные показатели объясняются следующими факторами:

- правильность выбранных методик;

- системность работы;

- адекватность действий обучающихся и их родителей к предъявляемым требованиям.

По итогам проделываемой работы к концу обучения в младшем школьном звене планируются следующие результаты по формированию универсальных учебных действий.

1) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

- составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

2) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

- различать особенности диалогической и монологической речи;

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

- характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

Для достижения поставленной цели необходимо продолжить работу в данном направлении с учётом допущения корректировки задач согласно текущим результатам. Таким образом, выбранная мною система работы «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через деятельностный подход к обучению в начальных классах» является одной из приоритетных в условиях реализации ФГОС.

Список используемой литературы:

 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. /Под ред. Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

 2. Гришанова И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. – М. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

 3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

 4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

 5. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Под ред. Л. Ф.         Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.

 6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Леонтьев А. Н. – М., 1974.

8.  Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск: изд- во Пеленг, 1996.

9. http:|//www.ido.edu.ru/psychology/pedagogikal psychology/web res.html.

10. http://setilab.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Выступление на педсовете "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время".

Выступление на педсовете "Формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время"....

Выступление на педсовете «Формирование коммуникативных УУД у младших школьников»

В выступлении предлагаются методические приемы совершенствования коммуникативных действий ориентированых на становление коммуникативно - развитого читателя, умеющего слушать и вступать в диалог,...

Выступление на педсовете «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих ученикам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствовани...