Самоанализ
материал по теме

Самоанализ для аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samnanaliz_2_m.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя начальных классов

( работающего в группе предшкольной подготовки)

МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Скоробогатовой Елены Анатольевны

        В  национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе, после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.В МБОУ «Никифоровская СОШ №1» определены цели и задачи преемственности между воспитанниками ГПП и начальной школой, выделены показатели и критерии «портрета выпускника», определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности, универсальных учебных  действий.        Целью МБОУ «Никифоровская СОШ №1» является предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование ключевых компетенций и здорового образа жизни. Исходя из этого, ставлю цели и задачи своей работы в группе предшкольной подготовки. Они предусматривают те аспекты воспитания и развития ребенка, которые являются важными именно для дошкольников:

  • выравнивание стартовых возможностей детей перед поступлением в первый класс;
  • обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования;
  • развитие умения занять себя, навыков коллективной деятельности, а также умением общаться со взрослыми и сверстниками, умением видеть мир глазами другого человека;
  • создание условий для проявления и развития индивидуальных склонностей и задатков каждого ребенка;
  • формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе;
  • формирование у ребенка чувства полноценности, самостоятельности мышления;
  • развитие творческих способностей, фантазии, воображения, развитие конвергентного и дивергентного мышления, креативности;
  • укрепление физического и психического здоровья, развитие нравственной и эмоционально-чувственной сферы.

Таким образом, цели  моей  профессиональной деятельности тесно согласуется с целями деятельности образовательного учреждения.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Эти и другие важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, но также в ведущей деятельности дошкольника – игре, дающей ребенку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, быть лично причастным к изучаемому явлению, прожить некоторое время  в «реальных» жизненных условиях.

Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его интеллектуально – творческих способностей в школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. В связи с этим передо мной возникли вопросы, требующие решения:

  • какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии?
  • Для какого состава детей следует ее применять?
  • Как увязать игру с другими способами воспитания и обучения?
  • Какую игровую технологию следует выбрать по конкретной изучаемой теме?

Работая над проблемой влияния игры наразвитиеинтеллектуально – творческих способностей в школе использовала на занятиях различные виды игр, разработанные педагогами и психологами.  Разработала и апробировала программы: «Досуг»,  «Игротека».

За 2 года работы в ГПП мне удалось достигнуть следующих результатов: дети, посещающиегруппу предшкольной подготовки, имеют достаточно высокие стартовые возможности  перед поступлением в первый класс; использование игр на занятиях и вне их способствовало психологической подготовленности к обучению в школе; сотрудничество педагога, детей и родителей, позволило обеспечить  благоприятную атмосферу для умственного, творческого развития дошкольников.

        Материалы, разработанные мной, в предаттестационный период размещены на страницах Интернет, представлены на заседаниях школьного методического объединения учителей начальной школы, районных семинарах учителей группы предшкольной подготовки.

Образовательный процесс в группе  строю на основе реализации комплекта парциальных программ «Предшкола нового поколения» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, окружающий мир).

Частично использую программу обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А. Васильевой (подготовка руки к письму, ознакомление с художественной литературой, конструирование и ручной труд, рисование, лепка и аппликация (чередование), физическое развитие).

Выбор данной программы  обусловлен тем, что  это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий, цель которых – подготовка ребенка к школе. Начальные представления ребенка о математике и родном языке, об окружающем мире и художественной культуре складываются на основе интегрированных знаний, в единой коммуникативно – игровой среде. Учиться с удовольствием ребенку помогают сквозные герои волшебной сказки – белый барсучок Кронтик и его друзья.

Новой составляющей содержания дошкольного образования является понятие «универсальные учебные действия». Данная программа способствует формированию у дошкольников личностных, познавательных,

регулятивных, коммуникативных  УУД.

Данная программа помогает  мне воспитывать школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного разрешить ту или иную проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельное решения.

При организации учебной деятельности использую элементы различных инновационных образовательных  технологий: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, личностно- ориентированные технологии, технология проблемного и развивающего обучения, ИКТ, проектная деятельность.

Главной из перечисленных технологий является игровые, так как возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста требуют использования игровой формы деятельности как основной. Использование игр, повышает  умственную активность ребенка, но хорошие результаты мы получаем только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Не менее важно применять в своей педагогической деятельности ИКТ, использую ПК на разных стадиях учебного занятия, придаю ему игровой характер, способствую активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников, но при этом применяю здоровьесберегающие технологии. Цель которых –всестороннее развитие ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Учебно – воспитательный процесс стремлюсь построить на партнерских отношениях, когда каждый ребенок должен быть уверен, что он будет услышан, понят и получит поддержку.

        Работу со старшими дошкольниками строю на основе следующих дидактических принципах:

  • психологической комфортности;
  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире.

Данные принципы позволяюторганизовать эффективное  взаимодействие с воспитанниками  в процессе учебной деятельности и в не ее.

Эффективно использовать свое время на занятиях и вне их мне помогают информационные технологии. Они позволяют добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, что ведет к положительному отношению детей  к изучаемому материалу, формирует интерес  к  учению. Таким образом  ИКТ позволяет экономить мое время и время моих воспитанников.

Дети приходят в школу с различными уровнями сформированности  учебной мотивации, показатели которой – это проявление ребенком познавательной активности, осознание им личностной и общественной значимости учения. Считаю, что уровень познавательного интереса воспитанников в процессе обучения в ГПП достаточно высокий. Это подтверждают результаты тестирования «Определение интереса воспитанников к различным видам деятельности», которое проводится 2 раза в год. Данное анкетирование показывает, что в течение обучения в группе интересы воспитанников к разным видам деятельности повышаются.

На мой взгляд, высокий познавательный интерес воспитанников к процессу обучения формируется благодаря проведению занятий в нетрадиционных формах путешествие, исследование и использованию мультимедийных средств, дидактического материала.

В своей профессиональной деятельности стремлюсь учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.В эти годы дети необычно любознательны, непосредственны, быстро впитывают в себя новое, интересное. Вся работа моя строится с учетом личности ребенка, его потенциала и возможностей. Педагогическая диагностика позволяет мне выбирать оптимальные формы и методы работы, варьировать их применительно к каждому ребенку, строить индивидуальную работу с отстающими детьми. Например, каждый год у меня есть дети, слабо усваивающие учебный материал, им уделяю особое внимание на занятиях, подбираю задания по силе, веду консультативную работу с их родителями. Также в группе есть «сильные» дети, с ними веду работу, развивающего характера, чтобы у ребят не пропал интерес к учению, привлекаю их участие в различных конкурсах. Главное в своем педагогическом почерке, я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребенке. И мои воспитанники охотно  учатся, умеют самостоятельно работать, радостны, так как процесс обучения удовлетворяет их индивидуальные потребности.

Работая  со старшими дошкольниками в группе предшкольной подготовки «Росток» я пришла к следующему выводу: огромную роль в работе учителя играет диагностика.Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого-педагогической диагностике. Считаю, что без ее использования невозможно спланировать учебно – воспитательную работу с детьми, наладить отношения с коллективом родителей. Любая информация, которую учитель может получить от родителей и детей, используя методики психолого-педагогических исследований, сможет оказать семье и ребенку неоценимую услугу.              Для того чтобы оценить результативность воспитательно-образовательной работы в ГПП «Росток», необходимо иметь четкие ориентиры, систему показателей развития детей. В своей работе  использую известные диагностические методики: «Первичные сведения о ребенке», « Выявление уровня познавательного развития детей», «Итоговая диагностика», анкета «Интерес воспитанников к различным видам деятельности», тест «Оригинальность и гибкость мышления»  и другие.

Диагностические методики позволяют реализовать важнейший гуманистический принцип – «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности и прогнозировать ее дальнейшие развитие. Проанализировав повторные диагностические исследования, становится возможным оценить эффективность педагогического процесса.  2 раза в год  оценивается готовность детей к школе и заполняется «Индивидуальной карты развития ребенка».Оценка  результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагога с детьми (анкетирование); оценку учителями начальных классов выпускников группы «Росток» по протеканию школьной адаптации.

        В группе использую безотметочную систему оценивания воспитанников: словесное описание результата работы, похвала, одобрение, различные условные знаки (смайлики, флажки и др.), цветные сигнальные карточки. Полученные результаты заношу в таблицы требований по каждому предмету. Это помогает отслеживать достижения детей, вовремя корректировать свою работу.

Основой для формирования у воспитанников правильной самооценки результатов своих действий являются навыки самопроверки такие как: проверка с помощью тетрадей на печатной основе; самопроверка с использованием ИКТ; подведение итогов занятия, где дети могут выразить отношение к занятию, что им понравилось, а что было трудным.

        Необходимым условием организации занятий со старшими дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха, общение со сверстниками необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального физиологического состояния.

Результаты проведения диагностики психологического состояния детей на занятиях проводимых ежедневно косвенно свидетельствует об эмоциональном отклике детей на события в ГПП «Росток».

        По оценке психолога школы уровень психологической атмосферы в группе благоприятный.

На повышение уровня моего профессионального мастерства немалую роль оказывает самообразование. Знакомлюсьс новыми научными изданиями, документами, читаю газеты, журналы, использую в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия, регулярно приобретаю методические новинки; пользуюсь Интернет ресурсами. Применяю опыт коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе МО учителей, посещаю районные и областные семинары.                                                                                                            Имею план самообразования. Его задачи: повышение педагогического мастерства; создание условий для формирования и развития познавательного интереса воспитанников  на занятиях и во внеурочной деятельности.

Делюсь опытом своей работы с коллегами:

  • провожу итоговые открытые занятия;
  • выступаю на школьных педагогических советах, районных семинарах, МО начальных классов и классных руководителей;
  • публикую свои работы.

Являюсь участником конкурса «Учитель года- 2011» и принимаю участие в районных спортивных соревнованиях среди педагогов общеобразовательных учреждений.

Результатом работы по теме самообразования стали:

  • программа по досуговой деятельности;
  • программа творческогообъеденения».

Программа «Досуг» в группе предшкольного обучения направлена на организацию творческих способностей ребенка и является основой формирования его общей культуры. Занятия досуговой деятельностью способствуют всестороннему развитию ребенка, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, театральным и др.

Программа «Досуг» помогает получить каждому воспитаннику возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности.

Программа творческого объединения «Игротека» в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста способствует подготовке их к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях.Кроме того, содержание программы позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время  в «реальных» жизненных условиях.Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. В результате систематического участия в играх у детей закладываются основы готовности к школе.

Методические разработки занятий, внеклассных мероприятий, презентаций представлены на мини – сайте http://nsportal.ru,  проект «Краски осени» на Ipklabdo.lanta-net.ru,здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Методические рекомендации - на сайтеhttp://www.zavuch.info.

Принимаю участие в ШМО учителей начальных классов, выступая по темам «Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников», «Система оценивания достижения планируемых результатов в освоении основной образовательной программы начального общего образования». Участвуя на районных МО учителей группы предшкольной подготовки, обобщила опыт по теме самообразования « Игра  как средство развития интеллектуально – творческих способностей старших дошкольников». Провожу открытые занятия: «Приключение Буратино»,

« Путешествие в Книгоград» и др.

Детские годы самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей.

Моя задача – раскрыть перед родителями  важные стороны психического развития ребенка порекомендовать соответствующие приемы воспитания. При формировании группы провожу родительское собрание, на котором разъясняю родителям порядок приема детей, знакомлю с программой, распорядком дня. На родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч и консультаций  выясняю потребности родителей в образовательных запросах для их детей, сообщаю им информацию об учебных достижениях, личностном развитии ребенка.

Ежегодно провожу для родителей открытые занятия, цель которых   показать родителям, как учится и живет их ребенок в группе.  На последнем  родительском собрании предлагаю анкету по выяснению уровня удовлетворенности работой ГПП.Личностные результаты обучения воспитанников оформляются в Портфолио, где находятся материалы по  готовности детей к школе, их личные  достижения, продвижения в интеллектуальном, творческом развитии. Наряду с собраниями, информационную функцию выполняет уголок «Дошкольник», созданный специально для родителей, социальная сеть «Дневник.ру».

Считаю, что взаимодействие с родителями является важным направлением моей педагогической деятельности, поскольку оказывает существенное влияние на развитие воспитанников.                                                В коллективе проявляю себя общительным, бесконфликтным, инициативным педагогом, стараюсь заслужить уважение коллег, детей и их родителей. Со всеми поддерживаю доброжелательные отношения.

В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с трудностями которые  заключаются в том, что снижается общий уровень культуры детей. У дошкольников низкий словарный запас, родители обеспокоенные экономическим состоянием семьи мало времени уделяют детям, которые зачастую предоставлены сами себе. Они  ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят у телевизоров и компьютеров в результате у дошкольниковотсутствует мотивация к учебе, падает интерес к знаниям. Все эти проблемы мне необходимо решать  в тесном сотрудничестве с родителями, привлекая различные социокультурные ресурсы. Заинтересованность детей в компьютерной технике необходимо направить на получение новой информации, на формирование положительной мотивации и познавательного интереса к учебным предметам.

В настоящее время планирую продолжить работу по совершенствованию образовательного процесса в группе предшкольной подготовки, обогащать программно-методическую базу, следить за успехами «выпускников» в начальной школе. Развитие школы невозможно без новых идей, подходов, педагогических технологий, без совместной работы педагогов. Планирую создать сообщество учителей ГПП Никифоровского района через сеть  интернет.                                

Самоанализ учителя МБОУ «Никифоровская СОШ №1» Скоробогатовой Е.А.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....

Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"

Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...

Самоанализ на 1 категорию

Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...