Доклад на тему: "Как сделать экологическое воспитание эффективным?"
статья на тему

Лехова Наталья Игоревна

Доклад на тему: "Как сделать экологическое воспитание эффективным?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sdelat_ekologicheskoe_vospitanie_effektivnym.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Как сделать экологическое воспитание     эффективным?                                                                  

                        

        В современных  условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будет воспитано в школьнике чувство бережного отношения к природным объектам.  Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным   результатом должно быть не только овладение детьми определенными знаниями, но и умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

        

        Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой. Чтобы научить их понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик.  Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными.

                                 

        Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей на уроке и во внеклассной работе.

        

        Экология на уроках.

        

        Экология -  связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для начального экологического образования и воспитания учащихся представляет материал многих учебных предметов : математики, русского языка, чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

        

        Русский язык.        

        

        Трудно представить себе жизнь без цветов. С весны до поздней осени на полях , в лесах, в наших садах и парках цветут разнообразные растения. Давайте прочитаем текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.

        Учащиеся читают текст.

        Первые цветы.

        

        Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год все меньше цветов распускают свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.                

        

        Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу.

Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли

губить растения из-за нескольких дней красоты?  Нет. Правильно. Ведь недаром говорится: « Поймала я бабочку- она погибла, сорвала цветок- он увял, и тогда стало   понятно- к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

        Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

        

        Изобразительное искусство.

        Беседа по теме урока: «Цветы нашей Родины».

        Урок рисования с натуры ветки цветущего растения приходится по времени на весенние месяцы: апрель и май. К этому моменту дети уже многое научились подмечать в природе, просыпающейся  после зимних холодов. На уроках окружающего мира они узнали о различных изменениях в жизни растений и животных, на экскурсиях любовались раннецветущими растениями. Кто-то наблюдал за цветением растений на дачных участках. Обобщая высказывания учащихся, учитель говорит о наступлении последнего месяца весны- мая: «В мае запестрят цветущими растениями луга, лесные поляны и сады. Недаром в народе называют май самым цветущим месяцем. В Белоруссии этот месяц называют цветень. Красоту вокруг нас создают цветы, бесчисленное множество которых (полевые, садовые, лесные, комнатные ) украшают природу и дом человека. Вспомните, какие цветы вы знаете. Какую форму и окраску они имеют?»  

        Самостоятельная работа учащихся.

        После беседы дети внимательно рассматривают стоящие в банках цветы, сравнивают их строение, окраску и свои  впечатления передают в рисунках, изображая нежные сочетания окраски анютиных глазок.

        Экологические беседы.

        Экологические связи не всегда видимы. Детям младшего школьного возраста трудно осознать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое поведение в природной среде. И здесь беседа как форма деятельности учителя и его воспитанников на уроках и экскурсиях представляет большие возможности для анализа подобных связей, наблюдений, для становления личностной позиции детей. Во многом поможет и доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого ребенка.

Тематика бесед по экологии может быть самой различной:

- Природа просит защиты;

- На страже зеленого друга;

- Учитесь жалеть;

- Земля - наш общий дом;

- Мы учимся у природы;

- О чем поют птицы;

-  Заповеди юных защитников природы.

        Ситуация « Привал в лесу».

        Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды и котелок. Рядом журчит ручеек. Хорошо бы пообедать! Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя как гостя!                                                                  

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной поляне! На траве бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом – гора засохших еловых веток, сломанных с ели, чтобы было удобно сидеть. Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева. Так отдохнул гость! Но сколько вреда он принес лесу и его обитателям! Выжег траву, где был разложен костер,  погубил насекомых в почве, обломал ели. И оставил памятку о своем отдыхе. Вырезал ножом на белоствольной коре: « Здесь был Вова». А  по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока. Гость поскорее покинул искалеченную поляну. Может быть, стыдно стало?  Или испугался, что его увидят люди и накажут? Или потому, что на лесной поляне стало неуютно и некрасиво?  

        А если тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне или на берегу реки, озера, на лугу, как бы ты организовал свой отдых?

        

        Творческая работа.

        Дети формулируют правила поведения на природе и создают книжку – малышку

« Наш дом – природа».

        Экологические  рассказы- задачи.

        

        Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. У детей рано появляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него из-за  красочного, постоянно изменяющегося мира. Предлагаемые рассказы-задачи помогают приобрести навык выявления  элементарных  

природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения  разрешать  найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных результатов. Рассказы-задачи помогают формированию у детей активной жизненной позиции, целостно-ориентированного отношения к окружающему миру.

        Рассказ-задача « Деревья в жаркую погоду».        

        Уже несколько дней стояла жаркая погода. Лето было в самом разгаре. Листья на деревьях опустились, как будто просили пить. Но все деревья не польешь. И вдруг одно дерево сбросило все листья, как осенью. Но осенью деревья сбрасывают листья постепенно, а здесь – все сразу. Соседние деревья посмотрели на это дерево и зашептали:

« Не вынесло жару. Погибло». Но дерево было живое, ему даже стало легче дышать. Теперь жара была ему не страшна. Почему? Как спасти деревья в сильную, долгую засуху, если нет возможности постоянно их поливать? Оказывается, некоторые деревья сбрасывают листья в самую жару, чтобы избежать обезвоживания. Листьев не стало – испарение воды резко сократилось.

        Дидактические игры во время экскурсии в природу.

        Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания, поэтому учебная деятельность детей младшего школьного возраста должна быть пронизана игровыми моментами, формирующими устойчивый интерес к учению и снимающими напряжение.

        Так, на урок « Природа вокруг нас» пришел сказочный герой. Его часто называют деревянным человечком, у него длинный нос и красивый колпак.  

- Дети, как зовут нашего сказочного героя? Правильно, Буратино. Он принес нам письмо от папы Карло, который просит научить его сына правильно вести себя на природе. Возьмемся обучить Буратино? Все хотят помочь своему любимцу. Каждый из них старается рассказать о том, что в лесу нельзя шуметь, нельзя разрушать муравейники, разорять птичьи гнезда, ломать ветки деревьев. Всем хочется, чтобы их похвалил наш гость.  

          Деревья и кусты.

        В начале игры дети вспоминают, как по величине можно отличить деревья и кусты (дерево высокое, а куст низкий).

Условие игры: когда называют дерево, руки поднять вверх, а когда куст – опустить вниз. Дети делятся на две команды, выбирают  ведущего,  который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все повторяют эти движения.  

Ведущий может назвать дерево, а руки опустить или назвать куст, а руки поднять. Дети, которые ошиблись, выходят из команды. Выигрывает команда, в которой после окончания игры остается больше участников.

        Экологические проекты.

        Экологический проект «Разведка осенних примет».

        Цели: провести разведку осенних примет; узнать, наступила ли осень – не по календарю, а в природе и в селе.  

Обозначить цель проекта можно, начав работу с неожиданно принесенного почтальоном письма:

Куда: школа №___ села ___.

Кому: ученикам ___ класса.

Обратный адрес: Заячья поляна.                                                                                                                                        

        Здравствуйте, дорогие ребята!

На поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам, зайцам, менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина зайцев считала, что пора, а другая говорила, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие, что небо уже серое. Одни говорили, что         осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень еще только собирается в наши края. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам. Вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить, наступила ли осень? Говорят, что идет она к нам через ваше село. Расскажите нам, далеко ли она? Когда она будет в лесу? Только собрание просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки зайцам очень непросто!                

                                        Заячье собрание.

Начинается игра.

Формируется команда знатоков природы. Команда придумывает себе название, эмблему, девиз, выбирает капитана,  намечает план проекта и подготовку к путешествию в природу с целью определения осенних примет.

Дается старт.                

  1. Отряд представляет себя.                                                                                        Отряд: Дружные ребята.                        

Девиз:

Вместе весело шагать,        

Все приметы замечать.

Руку помощи подать

И ответ зайчатам дать.

2. Конкурс стихов об осени.

3. Конкурс художников «Портрет осени».

4. Копилка народной мудрости.

5. Разведка на местности.

Путешествие отряда по намеченному маршруту с остановками, на которых выполняется определенное задание.

1). Облака.

2). Вода.

3). Урожай.

4). В гостях у пернатых.

5). Прохожие.

6). Листопад.

Подведение итогов.

Игра проводится в присутствии родителей за празднично накрытым осенним столом, с фруктами, букетами цветов, выращенными детьми.

Ответ на письмо с Заячьей поляны.                                                                

 Используемая литература: « Начальная школа» 2008 г. №8.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "«Формирование духовно-нравственного воспитания в ходе преподавания школьных предметов»

Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей...

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»...

Доклад на тему: "Роль сказки в воспитании двуязычных детей"

Самым важным, по моему мнению, является то, что рассказывая или читая сказки своему ребёнку и мама, и малыш получают огромное удовольствия от времени, проведенного вместе. Мама  находится с малыш...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Доклад на тему: «Современные проблемы патриотического воспитания»

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, па...

Презентация к докладу на тему : "Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота"

Презентация для семинара воспитателей - "Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста в контексте современных условий.Выступление на семинаре с до...

Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"

В выступлении  говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения....