Из опыта работы
опыты и эксперименты на тему

Масюкевич Светлана Николаевна

Использование развивающих игр в учебном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей п. Медногорский»

Из опыта работы

учителя начальных классов

МОУ «Лицей п. Медногорский»

Масюкевич С.Н.

Тема:

        В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих способностей и возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

        Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются : воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и сравнивать явления, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцировать интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда на пользу людям.

        Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения – является одной из важнейших задач школы.

        Цель занятий по развитию творческих способностей – воспитание творческой личности. Эти занятия способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Ценность этих занятий в том, чтобы выполнить задания, которые подбирает учитель, ученик  должен не только и не столько хорошо знать программный материал, но, и главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. На занятиях по развитию творческих способностей каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку.

        На протяжении нескольких лет я работала над темой «Игры и игровые моменты при организации устного счёта на уроках математики». Тема для меня была и остаётся интересной, потому что прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Такой интерес вызывает игра. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, делает их более собранными.

        Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игра проектирует человеческую личность.

        Развивающие игры – игры нового типа, моделирующий  сам творческий процесс и создающие свой  микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом ума.

        Приведу описание некоторых развивающих игр, которые я применяю для развития этих качеств.

        Игра «Сложи узор»

        Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета ( передняя грань – белая, задняя – жёлтая, правая – синяя, левая – кранная, верхняя грань – жёлто-синяя, нижняя грань – красно-белая). Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4 – цветные узоры в громадном количестве вариантов.

        В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям.

Игра «Внимание» - направлена на развитие у ребёнка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, чёткий контур или условный знак. А потом его прячут, ребёнок должен нарисовать его, как можно точнее. Надо «схватить» и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, а иногда и угол между ними.  

        Фигуры-задания, которые предлагают ребёнку, разделены на серии по 6 фигур, причём сложность фигур возрастает от первых номеров к последующим. Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребёнка.

        Вторая часть игры «Внимание – Угадайка» имеет большую степень сложности. На каждой полоске по 4 фигуры, но в них заложена какая-то закономерность измерения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребёнок.

Пространственно – ориентационные задания

Графический диктант.

Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может предъявляться как в виде изображения на доске, так и в форме аудиальной инструкции.

Штриховка.

Заштрихуйте необходимую фигуру.

        


правый нижний                            левый верхний

Развитие визуальной памяти

Точки.

Детям кратковременно предлагается клеточное поле той или иной конфигурации, в котором, в определённым образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их, отметив на предварительно заготовленных карточках с незаполненными полями.

Зрительный диктант.

Детям поочерёдно предъявляется несколько картинок ( от 3 до 7 ), которые они затем воспроизводят по памяти в тетрадях.

«Внимательный художник»

Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, предметы увиденной картинки.

«Найди отличия»

Учащимся предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут быть также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.

«Найди сходство»

Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим признакам.

               

Логические задачи и упражнения

В младшем школьном возрасте с целью развития мышления детей

используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Назначение логических задач и упражнений состоит в том, чтобы активизировать умственную деятельность ребят, оживить процесс обучения. Логические упражнения являются своего рода «умственной гимнастикой».

В работе с детьми 6-7 летнего возраста используются простые логические упражнения с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность.( правило), по которой составлена первая часть задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи. Решающему понадобиться не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций способствующих лучшему усвоению программного материала.

Продолжи числовой ряд.

  1. 6, 9, 12, 15, …                 4) 2, 4, 6, …                        7) …, 15, 20, 25, …
  2. 9, 1, 7, 1, 5, 1, …                5) 1, 0, 2, 0, 3, 0, …        8) …,27, 24, 21,…
  3. 16, 12, 15, 11, 14, 10,…        6) 2, 1, 4, 3, 6, 5, …        и т.д.                                            

Продолжи закономерность.

Найди лишнюю фигуру.

Поиск недостающих фигур

Поиск фигуры  осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали по вертикали. Даны три ряда изображений самолётов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов. Путём анализа и сопоставления приходим к решению. Недостающая фигура 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...