Структура «деятельностного» урока в соответствии с ФГОС
статья по теме

Ерофеева Светлана Петровна

 

В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.П. Ерофеева, учитель начальных классов                                                                                             МБОУ Белоярская СОШ, Алтайский район.

      Структура «ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО» урока в соответствии с ФГОС

В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

   Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

   Учителя сегодня волнуют вопросы:                                                                                                                                             Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
Какие методы и средства обучения выбрать?
Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
                               

   Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки. Он должен отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.               

   Урок является клеточкой педагогического процесса. Именно поэтому в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта важно перестроить урок.

Ключевыми должны стать идеи развивающего обучения, формирования универсальных учебных действий, системно-деятельностного подхода к построению урока.

Структура урока введения нового знания в соответствии

 с деятельностным подходом

  1. Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Для реализации этой цели необходимо:

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы обучения:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

- девиз, эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех».

- самопроверка д/з по образцу.                                                                                                              

- Рифмованное начало урока.
- Начало урока с элементами театрализации.  

-  С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.
- С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.

- Взаимоопрос

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материла, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Возникновение проблемной ситуации.

Приёмы обучения:

Видеосюжет

Диалог
Интеллектуальная разминка
Лови ошибку
Музыкальный фрагмент

Обсуждение выполнения домашнего задания
Проблемный вопрос
Ролевой сюжет
Проблемная ситуация
Театрализация

3. Постановка учебной задачи.

 Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи:

 возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы;

подводящий к теме диалог; подводящий диалог, строящийся без создания проблемной ситуации.

Приёмы обучения:

Вопрос-размышление
Группировка
Домысливание
ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)
Исключение
«Мозговой штурм»
Подводящий диалог
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Тема-вопрос

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.                                                Способы: диалог, групповая или парная работа                                                                 

Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог; подводящий без проблемы диалог.

5.  Первичное усвоение новых знаний.                                                                           Цель: зафиксировать алгоритм    выполнения, организовать усвоение  учащимися    нового материала.                                                                                                                                                           Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:                                                                                     - решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ    действия;                                                                                                                                                                             - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д                                                                                                                           Способы: фронтальная работа,  работа в парах.                                                                      Приёмы обучения:                                                                                                                                                                Вопросы к тексту
Игра «Верите ли вы, что…»
Комментированное чтение
Лови ошибку!
«Найди связь с жизнью»
Работа по инструкции                                                                                                                                                  Работа с сигнальными карточками
Своя опора
Синквейн
Подготовка презентации учащимися
Снежный ком
Удивляй!

6. Самостоятельная работа с проверкой    по эталону.                                                                                               Цель: каждый должен сделать для себя    вывод о том, что он уже умеет  (самоконтроль, самооценка)                                                                                                                                                             Для этого необходимо:                                                                                                                                                                      - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ  действия;                                                                                                                                                                              - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;                                                                                   - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;                                                                                            - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.                                                                                                                                               Приёмы обучения:                                                                                                                                                        Да-нетка
Деловая игра «Я – учитель»
Лови ошибку
Найди соответствие
Мини-исследование
Мини-проекты                                                                                                                                                      Озвучивание «немого кино»
Работа в группах
Работа с компьютером
Решение орфографических задач
Своя опора                                                                                                                                            

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.                                    Цель: выявление границ применения    нового знания, повторение учебного  содержания, необходимого для   обеспечения содержательной непрерывности.                                                                                                                   Для этого необходимо:                                                                                                                                                                  - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;                                                                                                - довести его до уровня автоматизированного навыка                                                                                                   - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса                                                                 - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.                                                                                                                                                        Приёмы обучения:                                                                                                                                                Аукцион знаний
«Верю, не верю»
Выборочный контроль
Группировка грамматического материала
Кластер
«Найди ошибку»
Обычная контрольная работа                                                                                                                                       Опрос по цепочке
Опрос-итог
Повторяем с контролем
Реклама, эссе, резюме
Решение или составление кроссворда
Свои примеры
Своя опора
Тест

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                       Цель: включить новый способ действий в   систему знаний, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации.                                        Приёмы обучения:                                                                                                                                             Особое задание
Творчество работает на будущее
Три уровня домашнего задания

9. Рефлексия деятельности (итог урока).                                                                                                                                    Цель: осознание учащимися своей  деятельности, оценка результатов  деятельности своей и всего класса.                                                                                                                                                           Для реализации этой цели:                                                                                                                                       - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;                                                                                                                                                                              -  учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;                                                                                                                                                                   - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)                                                                            Приёмы обучения:                                                                                                                           Рефлексия эмоциональная

«Дерево творчества»
«Елочка»
Закончи предложение
Интеллектуальная рефлексия
Лесенка «Моё состояние»
Метод ранжирования
«Огонек общения                                                                                                                                
Плюс-минус-интересно
Рисуем настроение
Свободный микрофон
Скажи друг другу доброе слово
Цветотехника                                                                                                                                    

Рефлексия оценочная                                                                                                                                Выборочный контроль
Обсуждаем д/з
Опрос по цепочке
Опрос-итог

                                                          Литература:

1.Бондарева И.И., Дедова О.Ю. и др. Современные технологии урока в начальной школе с учётом  

   требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. –  М., Издательство АПК и ПРО, 2006.

3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2013.

4. http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/steps-n-approaches/construction/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как построить урок в соответствии с ФГОС

Исходя из идеалогии нового Стандарта именно "деятельностный" вариант принят в качестве основного для обозначения структуры урока....

Анализы урока в соответствии с ФГОС НОО, системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения.

Этот материал полезен руководителю МО начальных классов, завучу и учителю....

"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"

Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с тр...

Структура рабочей программы в соответствии с ФГОС.

Методические рекомендации для учителя по составлению рабочей программы по предмету/курсу в соответствии с ФГОС....

Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодейств...

Доклад на тему "Особенности структуры урока в соответствии с ФГОС"

Доклад на заседание МО учителей начальных классов...

Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»

Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...