Формирование образовательно-познавательной среды в начальной школе
методическая разработка на тему

Матросова Лидия Викторовна

Статья раскрывает главную задачу начальной школы – обеспечение развития личности ребенка, его творческих способностей. Проблема развития способностей достаточно актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_obrazovatelnoy_sredy.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Центр Образования имени М.И.Цветаевой

Формирование

образовательно-познавательной среды

в начальной школе

Учитель: Матросова Л.В.

Москва, 2011г.

Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми .

  В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является  п р о е к т н а я и исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников является перспективным фактором развития образования, который отвечает целям и задачам модернизации образования. Педагогическая идея  этой деятельности  состоит в  создании  образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребенка – исследователя.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка, его творческих способностей. Проблема развития способностей достаточно актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Главная цель педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, интересы и склонности, реализовать свои способности.

В “Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Вот почему важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности, которая реализуется в организации и проведении проекто-исследовательской деятельности.

Что приобретают учащиеся при работе над проектами? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов в начальной школе чаще всего бывает групповой, такая организация подразумевает распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, творчески оформить свою работу, презентовать ее.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, чточрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности:

Умение формулировать тему проектно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.

Умение составлять индивидуальный план работы.

Умение выделять предмет и объект исследования.

Умение определять цель и задачи исследования.

Умение формулировать гипотезу исследования.

Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.

Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.

Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Возможность максимальной реализации способностей детей заложена в самой концепции метода проектно-исследовательской деятельности. Её решение связано с развитием как интеллектуального, так и творческого потенциала учащихся. Наконец, следует отметить, что в рамках проектной деятельности создаются также важные предпосылки для формирования у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера, которые в рамках традиционного обучения активизируются лишь в незначительной степени.

      Определю цели и задачи, стоящие перед учителем.

      Цели  – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией, повышение общего образовательного уровня младших школьников путем использования  современных методов обучения.

    Задачи – построить систему образования на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать  и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

   Предмет исследования является процесс формирования исследовательского поведения учащихся с помощью поэтапного введения проектной деятельности.

   Объект исследования – обучение младших школьников приемам исследовательской деятельности.

    Субъект исследования – ученик.

      Результативность проектной деятельности: повышение познавательной и творческой активности учащихся, целенаправленное развитие способностей и задатков обучающихся, популяризация научных знаний.

   Весь объем работы можно разделить на 3 большие этапа деятельности:

  1. Организационно – подготовительный
  2. Функционирующий
  3. Аналитический.

  1. Организационно – подготовительный этап  начинаю с подготовительной работы, в которой выявляю мотивированных детей и знакомлю их с проектной деятельностью. В ходе работы определяются: тема,  цели и темы проекта; подготавливается общий план деятельности по разработке основных разделов  проекта, т.е. идет планирование работы по созданию проекта.

 

 Планирование  включает в себя  следующие этапы деятельности :

  • определение объекта и темы исследования;
  • формулировка темы и проблемы, ее обоснование и актуальность;
  • выдвижение гипотезы;
  • изучение научной литературы и уточнение темы, составление «банка данных» по теме;
  • формулирование целей и задач исследования;
  • определение методов исследования и составление рабочего плана.

        Подходы к выбору темы исследовательской работы могут быть разными. Можно начать с определения предметной области. Это может быть любимый учебный предмет или область увлечений ребенка. Тему могут подсказать и родители учащегося. При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на мой взгляд, правил.

Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

    2. Далее начинается исследовательская работа. Этапы исследования можно представить в виде теоретической части, ее практического обоснования и собственно исследования, доступные учащимся.

Этапы исследований:

  • теоретическая часть – формирование понятийного аппарата и основ исследовательской деятельности;
  • обоснование практической части;
  • исследовательская часть - опросы, наблюдения, эксперименты, анализ, описание.

   После проведения исследований можно начинать  анализ собранной информации, обобщение данных и их анализ, оформление и рецензирование результатов исследования, т.е провести оформительский этап. 

 

Теперь подошла очередь представления проекта  и оценки  результатов работы.

    Формы представления  результатов:

  •  письменный проект,
  • фото и видеодокументы,
  • статистическая и графическая информация,
  • результаты социологических исследований,
  •  мультимедийные презентации.

3.Заключительный этап. Анализ выступлений на школьном туре.

Участники проекта:

    Реализация каждого проекта возможна при четкой организации взаимодействия сплоченной команды:

  • учителя, классного руководителя;
  • творчества учащихся и их родителей.

    Очевидно: роль учителя  велика . И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах  выступаю как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

консультирует; 

мотивирует;

помогает. 

   

Результаты:

  • Повышение уровня информационной и коммуникативной культуры участников проекта.
  • Приобретение опыта проектной деятельности для представления самостоятельных путей решения данной или иной интересующей проблемы.
  • «Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим.

 Коллективные проекты  моих учеников,созданные на уроках:

- Спорт и здоровье

- Космос

- Вредные привычки

- Режим дня

- Наша школа

- Если хочешь быть здоров

- Школа будущего

Исследовательские  проекты учащихся и их результативность:

 - Мир растений -1место, окружной тур, 2008г.

 - Экономия электроэнергии- 2место, окружной тур, 2008г.

- Фразеологизмы--1место, окружной тур, 2009г.

- Экономия тепла-2место, окружной тур, 2009г.

-Чистая вода-2место, окружной тур, 2009г.

- Путешествие на Сатурн-2место, окружной тур, 2010г.

- Окаменелости-2 место, окружной тур, 2010г.

- Город Петра-1место, окружной тур, 2010г.

- Пчелы и их роль в жизни человека-3место, окружной тур, 2010г.

- Арбат-душа Москвы- 1 место, окружной тур, 2011г.

     В заключении хочу привести слова, которые написаны в  «Законе об образовании»:

        

«Каждая школа должна стать вторым домом для детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку»
                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды начальной школы.

Материал для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....

Развивающая среда начальной школы. Программа курса Лего - конструирование.

Развивающая среда начальной школы.Программа курсаЛего - конструирование.Ни для кого не секрет, что использование конструктора лего дает прекрасный развивающий эффект для общего психического развития р...

Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы (творческая группа классных руководителей Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.)

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

«Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы ШПОУ начальных классов «Развивающая воспитательно-образовательная среда начальной школы как условие успешной реализации ФГОС»...