Здоровьесберегающая деятельность учителя на уроках научно-естественного цикла в начальных классах.
статья на тему

Нестерова Татьяна Вячеславовна

Статья о здоровьесбережении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_uchitelya_na_urokakh.docx14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность учителя  на уроках

 научно-естественого цикла в начальных классах.

Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, так как на современном этапе развития человеческого оющества такие ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому что они являются «структурообразующими факторами социальности» (О.В.Сайко), с другой – нужно немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения. Если задуматься, что лежит в основе таких страшных явлений жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, подчас утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая только за то, что кто-то не хочет отдавать свой телефон, имеет не такой как у них цвет кожи, разрез глаз? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу, огромного числа среди подростков? При кажущейся разновидности этих явлений их причина одна – отсутствие какого то ни было уважения к своему и чужому здоровью, к своей и чужой жизни. Может быть, у этих выросших на компьютерных играх детей, утрачивается чувство реальности и осознания уникальности жизни, формируются иллюзии, что у человека много жизней, как и у героев их любимых компьютерных игр. Как убедить ребёнка, что он глубоко заблуждается? Начинать эту кропотливую работу надо с самого раннего детства, когда ребёнок жалеет тех, кому больно, любит растения и животных, старается заботиться о маленьких и слабых. В младшем школьном возрасте необходимо формировать у него потребность заботиться о собственном здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни. Помощь в этом окажет огромный арсенал традиционных для школы средств, которые имеют огромный здоровьеформирующий потенциал. Одним из таких средств является содержание естественно-научного образования. Именно здесь формируются понятия и принципы здорового образа жизни, происходит становление личности, создабтся здоровьесберегающие образовательные технологии.

Можно выделить два направления работы: организационное и методическое. Организационное направление включает в себя создание здоровьеформирующей образовательной среды.  Здоровьеформирующая среда школы – это совокупность условий, организуемых администрацией и педагогическим коллективом школы при обязательном участии учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Для создания такой среды необходимы условия:

*понимание всеми участниками образовательного процесса необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

*благоприятное педагогическое и психологическое воздействие каждого учителя на своих учеников;

*необходимый уровень грамотности педагогов и школьников по вопросам здоровья.

Методическое направление состоит в активации здоровьеформирующего потенциала традиционного образования в формировании здорового образа жизни, создании факультативных курсов, разработки программ внеурочной деятельности, ориентированных на здоровый образ жизни, использование специальных приёмов и методов преподавания, сочетании теории с практической деятельностью детей. Анализ образовательных стандартов, учебников показывает, что во многих УМК для начальной школы тема «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» занимает весьма скромное место. Работе над этой важной темой отводится мало учебного времени.

Так же одной из причин низкой эффективности изучения здоровьеформирующих тем в рамках этого предмета состоит в отношении к ним учителей. Традиционно этот материал считался лёгким, менее важным, чем подготовка к каким-то ни было проверочным работам. Многие учителя ошибочно считают, что процесс формирования знаний о здоровом образе жизни можно рассматривать исключая единство обучения, воспитания и развития. При обучении детей они используют информационно-ознакомительные сведения. Чем обуславливают одностороннее понимание факторов ЗОЖ.

Таким образом, педагогу необходимо пересмотреть личное отношение к этому важнейщему аспекту образования, использовать в работе современные формы и методы. Темы о здоровье человека в курсе «Окружающий мир» более тесно связать с другими предметами учебного плана: ОЖС, физической культурой, информатикой. Такая  интеграция позволит активировать предметные знания учащихся для оценки конкретных ситуаций.

Соответственно, необходимо обновлять содержание естественно-научного образования, создавать специальные условия для активации его здоровьеформирующего потенциала. Тогда мы добьёмся повышения уровня знаний детей о здоровье и здоровьесберегающих факторах. Сформируем мотивацию к ведению здорового образа жизни и детьми, и родителями, повысим уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.