Формирование читательского кругозора младших школьников
статья (1 класс) на тему

Андриенко Людмила Аркадьевна


Стать о приобщении ребенка к чтению. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andrienko_lyudmila_arkadevna.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Андриенко Людмила Аркадьевна

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

г. Сургут МБОУ СОШ № 1

        Формирование читательского кругозора младших школьников

«Книги - это корабли мысли,

 странствующие по волнам времени

и бережно несущие свой драгоценный груз

от поколения к поколению».

Фрэнсис Бэкон

             

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для того чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге. Для этого необходима помощь родителей. Они должны читать детям сказки вслух еще в дошкольном возрасте, пытаться заинтересовать ребенка с помощью игры, интонации, специальной литературы, которая позволяет привлечь внимание даже самых маленьких.

В национальной программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры. Теперь хотелось бы привести некоторые статистические данные.

Социологи считают, что   число постоянно читающих в нашей стране за последние  10 лет уменьшилось с 52% до 28%.

  Теперь я приведу данные о детском чтении.

 Любят читать-35% младших школьников и 17% старших.

Не любят читать-7% младших школьников и 15% старших.

     Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением.  

     Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети престали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.

Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Также я соглашусь с мнением Н. Ф. Виноградовой в том, что для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение в слух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.

Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.  Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Родители, как и ребёнок, учатся, читая. На одном из родительских собраний я подняла эту тему и предложила ее обсудить. При этом разработав не которые рекомендации для родителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь).

2.Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (по –переменно по 1 предложению, абзацу, странице).

3.Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

4.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

6.Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

7.Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

8.Дарите ребёнку книги.

9.Поощряйте ребёнка в чтении книг.

10.Сделайте чтение приятным времяпровождением.

11.Всегда хвалите ребёнка, если он читает.

 12.Поощряйте, поддерживайте ребёнка в его успехах, и улучшение наступит быстрее.

     Когда вы читаете со своим ребёнком, то:  

- надо найти спокойное место для чтения;

- ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу;

- если ребёнку трудно прочесть слово, то подскажите его;

- хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения;

- обсудите прочитанное;

- ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

Ни для кого не секрет, что в наше время дети мало читают. Помочь ребёнку сделать правильный выбор помогут родители и педагоги, библиотекари. Обучение детей чтению принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. Только живое, интересное, разнообразное, эмоциональное ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, что потом никогда не угасает. Но здесь поддержка родителей необходима. Родители должны посещать вместе с ребёнком библиотеки и книжные магазины, покупать им книги, помогать их выбирать. Родители читают вслух детям ежедневно 20 минут, когда дети научатся читать, то родители   читают вместе с ними попеременно, слушают чтение ребёнка вслух, обсуждают прочитанное. «Семья, где не читают книг – семья духовно неполная», утверждал П. П. Павленко.

Стимулировать чтение – это значит продвигать идею чтения в сознании детей, поддерживать его статус, убеждать каждого ребёнка в личной зависимости от чтения, удивлять уникальностью процесса, «заряжать интересом».

В одной из московских школ было проведено исследование по изучению критерия, как родители отбирают книги для совместного чтения.    

12 % отбирают книги  по  рекомендации детского библиотекаря;

 19% - литературные хрестоматии;

 большая часть родителей (57%) полагаются на вкус ребёнка и читают то, что предлагают дети;

 30% читают те книги, которые есть в домашней библиотеке;

 27% родителей склонны читать детям то, что помнят из своего детства.

         Между тем появилось много новых авторов, с произведениями которых желательно познакомиться.  Для этого сотрудники библиотек предлагают родителям сотрудничество с ними. Вместе с ребёнком часто посещать библиотеки, консультироваться, посещать факультативы по вопросам что читать, знакомиться с рекомендательными списками литературы для детей школьного возраста или начальных классов.

В своей книге Сесиль Лупан пишет, что дети требуют  не внимания – опеки, внимания – интереса, который им могут дать только родители, для детей они самые главные педагоги.

На мой взгляд, правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению   способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать в свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...