Направления работы с одаренными детьми в школе
статья (1 класс) на тему

Липовская Ирина Васильевна

важно знать, какие методы и приемы необходимы при работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lipovskaya_i.v.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ С  ОДАРЕННЫМИ  ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ

Липовская И.В.,

МАОУ «СОШ №2 с УИО»

г. Губкин Белгородской области

     

          Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Учителя в своей работе с одарёнными детьми должны опираться на следующие принципы: 

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

          Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога: желание работать нестандартно; 
 поисковая активность, любознательность; знание психологии подростка и психологии одарённых детей;  готовность педагога к работе с одарёнными детьми. Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.      

          Возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление  и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов. Задачи: 

1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, творческого потенциала (на всех возрастных ступенях). 
2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения новых педагогических технологий. 
3. Внедрение новой оценочной деятельности учащихся посредством «Портфолио». 
4. Повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми. 
          Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу через систему родительских собраний и индивидуальных собеседований учителей начальных классов и психологов с будущими первоклассниками и их родителями. По результатам этих собеседований выделяется группа детей, имеющих высокие интеллектуальные возможности или проявивших в детстве специальные способности (музыка, рисование, другое). Каждый год приходит учиться 1–2 ребенка, имеющих высокие  показатели интеллектуального развития, что соответствует среднестатистическим показателям одаренности (около 3% популяции). Эти данные должны обобщаться и систематизироваться в информационной базе «Одаренные дети». Учитывая, что психическое развитие ребенка неравномерно, психодиагностический мониторинг должен проводиться постоянно и раз в год каждый ребенок проходит психодиагностическое обследование. Помимо этого дополнения в информационную базу вносятся на основе информации классных руководителей по итогам анализа участия детей в олимпиадах разного уровня, образовательных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Информация о детях, показавших высокие результаты и достижения, также систематизируется и фиксируется в базе данных «Одаренные дети».           

          Система деятельности педагога с одарёнными детьми: 
1. Выявление одарённых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. 
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности. Организация исследовательской деятельности. 
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и школьников. 
4. Поощрение и поддержка одарённых и талантливых детей.

5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.

6. Обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми. 

7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. 

8. Развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. 

          Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися;  факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах;  интеллектуальные марафоны.

          Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой  направленности:  создание для ученика ситуации успеха и уверенности; через индивидуальное обучение и воспитание;  включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;  формирование и развитие сети дополнительного образования; организация научно-исследовательской деятельности.  Организовывать участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Использовать механизмы продюсирования молодых талантов, закрепления их за опытными мастерами-наставниками, предоставлять возможность для осуществления первых шагов на пути профессионального становления после завершения обучения.

          Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.

         Методики диагностики интеллектуальных способностей детей разных возрастов подбираются, чтобы диагностировать как вербальные, так и пространственные интеллектуальные способности. Однако не следует ориентироваться только на диагностику интеллекта, поскольку тесты не измеряют природный интеллект, являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе и семье, возможно натаскивание на выполнение тестов.

Дальнейшая работа психологической службы школы с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).

          Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у детей стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

                                                      Литература:

1.  Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Просвещение,  1996.

2.  Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Статья о методах работы с одарёнными детьми в урочной  и внеклассной работе....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Выявление и работа и  с одаренными детьми в условиях современных образовательных преобразований в России. Виды развивающих мероприятий одаренных детей....

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

              Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать...