Формы работы с родителями
учебно-методический материал на тему

Манушарова Ольга Владимировна

Подробное описание видов работ с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_roditelyami.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями

Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности.

Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания, через различные классные, общешкольные и областные мероприятия.

Поэтому эффективность образования и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно они взаимодействуют. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет педагог. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие

ЗАДАЧИ:

  1. Оказание психолого-педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи в семье;
  2. Повышение престижа семьи с социально положительным потенциалом как важнейшего базового института общества и создание модели распространения положительного опыта семей;
  3. Создание предпосылок для развития социальной активности семей в воспитательном процессе в школе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ:

  1. Познавательная сфера жизни, работа с учителями предметниками;
  2. Поддержка физического здоровья учащихся;
  3. Дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала;
  4. Поддержка одарённых детей;
  5. Социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Этапы работы с родителями:

1ЭТАП.

  1. Обследование родительского контингента
  2. Социальный паспорт класса

2 ЭТАП.

  1. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  2. Трудности в адаптации
  3. Агрессивность
  4. Страхи
  5. Проблемы общения со сверстниками
  6. Не усвоение программы

3ЭТАП

Анализ полученных данных и составление данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Анкетирование, консультации, выставки, беседы, конкурсы, родительские собрания, экскурсии, совместные праздники.

Также традиционные и нетрадиционные.

I. Родительские собрания. Формы проведения родительских собраний необходимо максимально разнообразить. Можно использовать информационные технологии, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах класса, провести работу по профилактике неуспеваемости учащихся. Здесь выбираются активные методы общения и взаимодействия с родителями:

  1. лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
  2. дискуссия – "круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
  3. исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания) (приложение 2);
  4. психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие и т.д.);
  5. диагностика, рефлексия (тесты, вопросники, задания); активное участие родителей в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; осознание собственных ошибок; анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.
  1. Информационно-просветительская и развивающая работа через: проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей; психолого-педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо педагога-психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты.
  2. Индивидуальные собеседования. Собеседования планируются проводить по мере надобности. Родители заранее оповещаются о времени собеседования. Учитель тщательно готовится к собеседованию: собирает данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит рабочие, контрольные тетради. На собеседование приходят родители со своим ребёнком. Во время собеседования можно проверить ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить за успехи. В собеседовании главная роль отводится родителю, учитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования совместно с родителем и ребёнком составляется индивидуальная карта работы с учеником на год.
  3. Пресс – конференция с родителями. Эту форму работы можно провести в конце или начале учебного года. Пресс-конференция от обычного собрания отличается тем, что на неё можно пригласить учителей предметников, психолога, завучей, директора школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Это собрание проводится в форме вопросов и ответов.
  4. Привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность. Привлечение родителей к созданию позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может реализовать себя в учебной деятельности, получить консультации, рекомендации специалистов ОУ, психолога, медицинского работника.
  5. Изучение семей.

          Методы:

  1. Наблюдение.
  2. Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ОДН).
  3. Индивидуальные беседы.
  4. Тестирование.
  5. Анкетирование.
  6. Диагностика.
  7. Деловые игры.

Учим родителей справляться с агрессивностью и тревожностью детей.

  • НАУЧИТЬСЯ РАЗЛИЧАТЬ И НАЗЫВАТЬ У СЕБЯ И ДРУГИХ: РАЗДРАЖЕНИЕ – ЗЛОСТЬ – ГНЕВ – ЯРОСТЬ – БЕСПОКОЙСТВО – ИСПУГ – СТРАХ – УЖАС

Упражнение: подобрать синонимы и образные выражения:

     «сердитый» - «как лев в клетке»;

Упражнение: нарисовать самый злой рисунок – перерисовать в      «спокойный»;

   

Диагностика «Рецепт злого ребёнка»;

Ученик сам придумывает, как из хорошего ребёнка можно сделать злого. Например: поставить ему двойку, сказать, что у него большие уши, наступить ему на ногу и т.д. Таким образом педагог может определить «болевые точки» каждого ребёнка.

Упражнение «Как люди реагируют на агрессию».

Обсудить с детьми разные способы агрессии и оценить их приемлемость и неприемлемость:

Найти, где в теле и как ощущается каждое эмоциональное состояние?

Упражнение: выбрать карандаш соответствующего цвета и заштриховать на контурах тела, где и как проявляется эмоция.

Научиться расслаблять и напрягать обозначенные места.

Игра «Черепаха». Ребёнок как черепаха, лежит на ковре. Показалось солнышко, она вытянула голову, лапки из панциря. Подул ветерок – спрятала.

Игра «Морская звезда». Лёжа на ковре, дети, как морская звезда, расслабленно качаются на волнах, потом скатываются в комочек и быстро уползают незамеченными хищной рыбой. Затем опять качаются на волнах.

Освоить навыки ассертивного поведения.

«Знакомство с основными правилами этикета»

  - Как мы можем проявлять своё уважительное отношение к другому?

1 ПРАВИЛО ГЛАСИТ: БУДЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ.

2 ПРАВИЛО: УВАЖАЙ СЕБЯ, ДЕРЖИСЬ УВЕРЕННО.

3 ПРАВИЛО: УВАЖАЙ ДРУГИХ, БУДЬ К НИМ ВНИМАТЕЛЕН.

Ролевые игры

Главная идея – научить школьников разнообразным способам разрешения спорных ситуаций.

  • Кооперация вместо конфронтации (играть вместе)
  • Равноценный обмен (предложить что-то другое)
  • Договориться играть по очереди
  • Авансирование (пообещать что-то взамен)
  • Жребий
  • Тайм – аут (отвлечься)

Повышать самооценку, социальный статус.

  • Упражнение «Самоуважение»

«Трон-стул, покрытый яркой красивой тканью. Каждый ученик садится на трон и называет качества, за которые он себя может уважать и уважает».

  • Упражнение «Мне в тебе нравится…»

  • Упражнение «Уверенный ведущий»

Дети делятся и образуют «паровозики». Первый – «локомотив» - это уверенный ведущий, он должен провести свои «вагончики», преодолевая препятствия. У «локомотива» открыты глаза, у «вагончиков» закрыты.

  • Упражнение «Уверенная просьба»
  • Беседа и упражнение «Уверенное извини»

В этих упражнениях учить детей ассертивному поведению.

 

  • «Хвасталки»

Вспомнить три своих хороших поступка и нарисовать, затем рассказать другим.

- «Копилка хороших поступков»

Записать или нарисовать свои хорошие поступки.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливее.

Сухомлинский со свойственной ему восторженностью и правотой утверждал:

«Задача школы и родителей – дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа.Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

Воспитательная работа. Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...