Выступление на РМО учителей иностранных языков Ровенского района.
материал на тему

Джандарова Гульнара Надоровна

 

«Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребенка»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация42.63 КБ
Файл slaid.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО  учителей иностранных языков Ровенского района.

по теме:

«Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребенка»

подготовила: Джандарова Г.Н.

учитель английского языка

дата выступления: 20.01. 2015 г.

        Проблема интеллектуального развития обучающихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни т.к. наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни, поэтому тема  «Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребенка в процессе обучения  иностранного языка» приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность обучающихся, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников на конкретном жизненном материале.

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

- необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;

- наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб.

- наличие благоприятного психологического микроклимата в школе;

занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей;

- процесс формирования творческих и  интеллектуальных способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

- педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям обучающихся;

- использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы;

- формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка.

Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок обучающихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу .Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.

Как можно развивать интеллектуальные способности обучающихся:

  • использование активных форм работы на уроке;
  • применение  ИКТ;
  • защита рефератов и проектов;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • участие в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных марафонах, играх-конкурсах;
  • посещение факультативных занятий;
  • посещение дополнительных индивидуальных и групповых занятий;
  • участие в предметных неделях.

Проявление творческих и интеллектуальных  способностей личности обучающихся можно пронаблюдать на уроках английского языка в организации работы на примере работы с текстом.

На уроках английского языка можно использовать методику чтения целым словом (Look and say) – «Чтеине Солв, Ткестов с Прыгающими Буквами», что также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

На самом начальном этапе, пока ещё дети не знают алфавита и только учат буквы, параллельно с работой над буквами, используется только метод чтения целым словом. Перечислим преимущества этого метода. В английском языке очень большое количество исключений из правил, и большая часть этих слов относится к часто употребляемой лексике, которую так или иначе приходится запоминать методом целого слова.

Особенности обучения чтению целым словом.

1) Важно, чтобы предъявление письменной формы слова происходило позже, чем устной (не одновременно), дети должны знать значение слова до чтения и соотносить слова с картинкой;

2) Слово предъявляется обучающимся вместе с картинкой, которая выполняет функцию визуальной опоры;

3) Визуальная опора постепенно убирается;

4) Должно быть большое количество игр-упражнений с сигнальными карточками, картинками в учебнике и опорой на аудио запись для того, чтобы обеспечить многократное предъявление письменной формы слова в разном порядке и с разными опорами;

Разберем этот метод на примере. Предлагаю вам прочесть текст: «По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.»

Но все ли слова с перепутанными буквами мы с легкостью можем прочесть? Давайте сравним первый текст с текстом под заголовком «Дортавеирн». Попробуем прочитать его «Дортавеирн (1-(3,4-диэтксиобнезилиедн)-6,7-диэтокси-1,2,3,4-тертагирдоиозхинолин (в виде гирдохлоирда)) — лкеартсвенное сердство, олбадащюее сапзмотилическим, миотропным, ссоудорсаширящюим, гипотензивным дйествием. Миотронпый спзамолиитк. По хмиической сртуткуре и фрамаколоигческим свойствам билзок к папаверину, но олбадеат блоее сильным и прдоолижтелньым дйесвтием.»

(Дротаверин (1-(3,4-диэтоксибензилиден)-6,7-диэтокси-1,2,3,4-тетрагидроизохинолин (в виде гидрохлорида)) — лекарственное средство, обладающее спазмолитическим, миотропным, сосудорасширяющим, гипотензивным действием. Миотропный спазмолитик. По химической структуре и фармакологическим свойствам близок к папаверину, но обладает более сильным и продолжительным действием.)

Хотя некоторые варианты предложений с переставленными буквами довольно просты для чтения и восприятия, к иным вариантам это не относится, и что, в общем, всегда необходимо приложить определенные усилия для чтения текста, содержащего слова с переставленными буквами. Трудности возникают именно с редко употребляемыми и незнакомыми словами, как мы это увидели в примере с текстом №2.

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения.

Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности, который осуществляет интеллектуальное развитие учащихся.

            Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. Эффективное усвоение знаний я обеспечиваю организацией исследовательской деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.

       Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. Работа в классе строиться по принципу: «Я знаю? Я знаю. Я знаю!».

Виды исследовательской деятельности:

1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.

2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. Как составить правильно вопрос на английском языке? Порядок слов в английском предложении.

3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.

         В своей работе я использую  метод проектов на уроках английского языка. Выбор этого метода в моей работе с обучающимися, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет обучающимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного предмета. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям учащихся. Эта особенность иностранного языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер.                                                                                                            В структуре современных УМК, в частности УМК М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием», предложены достаточно интересные проектные работы. Но при выборе проектной работы в каждом конкретном классе учителю следует, прежде всего, исходить из интересов детей, учитывать уровень их языковой подготовки.                                                                                             Из всего многообразия видов проектов, на уроках иностранного языка в начальной школе наиболее актуальны проекты творческие. К ним можно отнести сценарии праздников, стенные газеты, альбомы, самодельные книги, журналы. Например, окончив изучение английского алфавита (по УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетовой, 2 класс) мы с детьми работаем над созданием книги – алфавита: обсуждаем, как она должна выглядеть, ее оформление, тематика (на каждую букву подбираем короткое стихотворение на выбранную тему: «Игрушки», «Животные» и т.п.). Затем распределяем странички для оформления. Презентация готового продукта происходит, как правило, на Празднике Алфавита, где дети показывают свои знания букв, звуков, речевые умения. В конце 2 класса обучающиеся будут работать над проектом «Книга о друге».

В 3 классе изучив тему «Продукты» мы выполняем проектную работу «Меню». На этапе презентации и оценивания проекта дети отдают предпочтение тому варианту меню, в котором представлены полезные для здоровья блюда.    Многие проектные работы носят социокультурную направленность, нацелены на знакомство школьников со страной изучаемого языка. Например, к празднику Рождества учащиеся 3 класса создают праздничные открытки-поздравления с пожеланиями на английском языке (проект «Рождественская открытка»). Дети в группах обсуждают и самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки, часть группы занимается поиском поздравлений-пожеланий в указанных педагогом интернет-ресурсах, предварительно тщательно отобранных. Презентация происходит на школьном празднике «Рождество в Британии».                                                                                                   Особую активность и интерес вызывает, как правило, работа над проектом «Погода» в 4 классе.(УМК М.З. Биболетовой). Учащимся предлагается попробовать себя в роли ведущего на ТВ, представляющего прогноз погоды. Дети в группах выбирают город, а также ответственного за сбор информации о погоде в данном городе, оформителя и ведущего. В данном проекте учащиеся не только закрепляют изученный языковой материал, но и учатся работать с географической картой, актуализируя знания по предмету Окружающий мир, что способствует интеграции учебных предметов.                           Обучающиеся 5 класса с удовольствием создали веб-сайт нашей школы. Дети разделились на группы. Каждый участник группы выполнял определенную работу (составлял расписание уроков, рисовал школу, описывал внеурочную деятельность в школе и т.д.)                                                                                    В проектной деятельности невозможно обойтись без использования современных компьютерных технологий. Так, при работе над проектом «Достопримечательности Лондона» (6 класс УМК М.З. Биболетовой) обучающиеся пробуют себя в создании компьютерных презентаций и создают виртуальные экскурсии по выбранной группой достопримечательности.                                    Таким образом, применяя метод проектов, мы гармонично дополняем традиционную классно-урочную систему, стимулируя учеников самостоятельно познавать мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.                                                                        А главное, на мой взгляд, – проектная деятельность предоставляет возможность учения с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения.

Так же в своей педагогической практике я использую на обычных уроках игры, загадки, пословицы, кроссворды  и упражнения для развития интеллекта обучающихся. Приведу несколько примеров: «Домино»,  «Ошибающийся учитель», « Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Самый умный» и т.д.                        На развитие критического мышления использую на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

В УМК автора М.З. Биболетовой “Enjoy English” для 2–4-х классов достаточно аналогичных заданий, поэтому стараюсь использовать что–  то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue –
2. Yellow, grey, green –
3. Purple, orange, black –

a) Where have you been?
b) To London down and back.
c) How do you do?

(По теме “Цвета радуги”)

Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

1. I’ve got a dog,
5. I take him out
12. He loves me, too!
4. His nose is black.

8. We run and play.
11. I love my dog!
9. Such clever tricks
7. Such fun we have!

2. His name is Jack.
6. Every day,
3. His head is white,
10. My dog can do.

(Тема “Мой домашний любимчик”)

Я считаю, что нестандартные формы  уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Перечислю типы нетрадиционных уроков, которые я использую в своей деятельности: уроки соревнования, КВН, уроки-игры, ролевые игры, праздники, урок–интервью.                                                                                                               Большое влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает их участие в предметных олимпиадах, которые дают возможность развития своих способностей и позволяют расширить кругозор и знания. Известно, что олимпиадные задания – это всегда задания повышенного уровня, которые нелегко выполнить со стандартным запасом школьных знаний. Поэтому к любой олимпиаде детей надо готовить. Обучающиеся нашей школы с 5 по 6 классы в этом году приняли  активное участие во Всероссийской предметной олимпиаде. Обучающиеся 4 класса приняли участие во Всероссийской дистанционной предметной олимпиаде . Ученики 3 класса примут участие в олимпиаде по английскому языку «Умники и умницы». В ноябре в школе проводилась неделя гуманитарных наук. Английский язык относится к ним. Обучающиеся 2 класса  рассказывали стихотворения, 3 класса сочиняли загадки,  4кл инсценировали пьесу « Красная Шапочка», между учениками 5-6 классов была проведена викторина.                                                                                      Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.

•        Первый этап — начальный уровень обучения ( 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя
роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.

Второй этап — средний уровень обучения (5—8-й классы). Учащиеся на данном этапе уже достигли определенного уровня владения иностранным языком. Внеурочная работа в 5—8-м классах может быть представлена всевозможными соревновательными мероприятиями типа КВНа, «Звездного часа», игры «Самый умный», а также постановками сказок и других произведений зарубежных писателей. Данный этап характеризуется имитационными способностями учащихся, их любознательностью и потребностью в познании нового, необычного. Познание ребенком окружающего мира через иностранный язык, через его культуру помогает на этом этапе сформировать положительную мотивацию к освоению иностранного языка и создать хорошую базу для дальнейшего овладения умениями общения на этом языке.

  • Третий этап — продвинутый уровень обучения (9—11-й классы). Данный этап имеет огромное воспитательное значение. Совместная работа над подготовкой школьных сценических постановок — это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его работать в команде, уважительно и толерантно относиться к мнению одноклассников. Данный этап предполагает проведение научно-практических конференций, олимпиад, творческих вечеров, постановок спектаклей и фестивалей. Учащиеся данного уровня обучения могут быть организаторами общешкольных мероприятий, таких как Рождество или День Святого Валентина.

На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На все внеклассные мероприятия ребята приглашают своих родителей, учителей. Присутствие учащихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.

Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.                                 Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая , интеллектуально развитая личность.

Одним из эффективных средств решения задачи развития творческих способностей является проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она представляет такую форму организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Итогом работы ученика над проектом могут  быть как сформированные знания, так и  творческий отчет. Для учащихся II ступени это могут быть несложные проекты по изучаемой тематике, написание открыток, писем, сценариев. Для более старших детей обычно это мультимедийные презентации, альбом, туристический проспект по изучаемому страноведческому материалу, рекламный проспект, написание сочинений, эссе. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Творческие работы детей носят исследовательский характер и позволяют им приобрести первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Урок и внеурочная работа в организации интеллектуального развития ребенка» подготовила: Джандарова Г.Н. учитель английского языка

Слайд 2

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия: - необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя; - наличие высокой материально-технической базы школы и хорошее взаимодействие методической и социально-педагогической служб. - наличие благоприятного психологического микроклимата в школе; занятия проводятся систематически, и осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей; - процесс формирования творческих и интеллектуальных способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью; - педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям обучающихся; - использование системы личностно - и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности; отказ от административно-командных форм и методов работы; - формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка.

Слайд 3

Как можно развивать интеллектуальные способности обучающихся: использование активных форм работы на уроке; применение ИКТ; защита рефератов и проектов; участие в научно-практических конференциях; участие в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных марафонах, играх-конкурсах; посещение факультативных занятий; посещение дополнительных индивидуальных и групповых занятий; участие в предметных неделях.

Слайд 4

Методика чтения текста целым словом ( Look and say ) Разберем этот метод на примере. Предлагаю вам прочесть текст: «По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета , не иеемт занчнеия , в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве . Галвоне , чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете . Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке , все-рвано ткест чтаитсея без побрелм . Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси , а все солво цликеом .»

Слайд 6

Игры, пословицы,загадки .

Слайд 8

Пьеса « A Little Red Riding Hood »

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО иностранных языков "Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах"

Процесс общения на иностранном языке на начальном этапе подразумевает развитие и важного компонента коммуникативной компетенции – лингвистическую компетенцию, представляющую собой готовность использов...

Материалы выступления на итоговом мероприятии недели иностранных языков в начальной школе, посвященной летним олимпийским видам спорта.

Данное выступление было разработано в рамках проведения недели иностранных языков в начальной школе, посвященной летним олимпийским видам спорта. Выступление состоит из двух частей. В первой части уча...

Отчёт по теме самообразования учителя иностранного языка "Внеклассная работа по иностранному языку для учащихся первого класса как подготовка к новому учебному предмету"

Данная работа будет полезна  молодым учителям в качестве примерного материала для оформления отчётной документации , а также тем, кто работает над успешной адаптацией учащихся начальной школы к н...

Представление педагогического опыта в рамках Единого районного методического дня учителей иностранного языка

Представление педагогического опыта по теме: Изучение иностранных языков в раннем возрасте.Задачи мастер – класса: представить методы и формы работы по изучению немецкого языка в рамках работы м...

Иностранному языку нельзя научить, иностранному языку можно научиться!

Статья об образовательно-культурном  проекте «Мир другим языком»Cannot connect to Ginger Check your internet connectionor reload the browserDisable in this text fieldRephraseRephrase ...