Усвоение таблицы умножения (из опыта работы)
статья на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

  Каждый учитель знает, сколько усилий тре­буется, чтобы добиться усвоения таблич­ных случаев умножения и деления. И тем не менее результаты работы редко радуют. Стоит сделать даже небольшой перерыв, например каникулы, или уделить немного меньше внимания этой теме, и сразу же снова появляются ошибки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usvoenie_tablitsy_umnozheniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усвоение таблицы умножения

                                                                                                      Из опыта работы

                                                                                                      Меркурьевой И.М.,

                                                                                                      учителя начальных классов.

                                                                                                      Методическое объединение.

                                                                                                      05.11.2010.

Каждый учитель знает, сколько усилий требуется, чтобы добиться усвоения табличных случаев умножения и деления. И тем не менее результаты работы редко радуют. Стоит сделать даже небольшой перерыв, например каникулы, или уделить немного меньше внимания этой теме, и сразу же снова появляются ошибки.

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа» четвертый год.  Много лет пытаюсь использовать все, что помогает учащимся усвоить таблицы.

На подготовительном этапе при изучении в I классе сложения и вычитания в пределах 10, а во II классе сложения и вычитания в пределах 20  систематически включаю упражнения на сложение нескольких одинаковых слагаемых и вычитание нескольких одинаковых чисел, например:

  •  Сколько получится, если число 4 взять слагаемым 2 раза? 3 раза? 4 раза?
  •  Реши примеры: 12 - 4 - 4 - 4, 18  -  9 - 9 и скажи, сколько раз в 12 содержится по 4 (сколько раз по 9 содержится в 18)?

В устных упражнениях предлагаю присчитывать по 9 (8,7, 6, 5,...) и записывать ответы. Ряды чисел (табличные результаты) ученики постоянно воспринимают на слух и зрительно. Включаю упражнения, раскрывающие смысл умножения и деления, а также задания, которые необходимы для изучения табличного умножения и деления: на переместительное свойство умножения, на связь между результатами и компонентами умножения.

Учебный комплект позволяет работать на опережение, давать разноуровневые задания при изучении табличного и внетабличного умножения и деления. Например, всем учащимся предлагаю найти значения выражений 9 • 4, 8 • 4, 7 • 4, а тем, кто хочет, - вычислить произведения 90 • 4, 80 • 4, 70 • 4.

При составлении таблиц использую различные приемы нахождения результата умножения: переместительное свойство, выделяю случаи, на основании которых можно быстро найти результаты соседних случаев 3 • 5; 3 • 6 и т.д.

При заучивании таблиц  организую работу в парах с использованием двусторонних карточек (на одной стороне записан пример, на другой — ответ). Такие наборы карточек выдаются на каждую парту. В течение 5-7 минут ученики побудут и в роли учителя, и в роли ученика, а зрительное и слуховое восприятие помогает запомнить таблицы.

Табличное деление вызывает затруднения.

  • Даю тройки чисел: какого числа не хватает в тройках  О, 7, 56;    9, О, 54.
  • включать случаи деления с остатком. Сначала такие упражнения выполнялись на схематических рисунках и их решение записывалось следующим образом: 7:3 = 2 (ост. 1). Затем такие задания предлагались в качестве заданий на выбор: вычислить либо в первом, либо во втором столбике.

36 : 4                                                                                                     37 : 4

18 : 9                                                                                                     19 : 9

24 :3                                                                                                     26 : 3

  • К примерам на деление без остатка составить свои примеры на деление с остатком».
  • Умножение круглых десятков на однозначное число (60 • 7, 80 • 9, 90 • 6). Объяснение приема вычисления помогает усвоению нумерации: 6 десятков умножаю на 7, получаю 42 десятка или 420 единиц.
  • Умножение двузначного числа на 6, 7, 8, 9 (с выходом за 100) вида:

а)   17 • 6 = 60 + 42 (13 • 8, 15 • 7, 18 • 6);

б)   58 • 2 = 100 + 16 (57 • 2, 59 -2);

в)   61 • 9 = 540 + 9 (71 • 8, 81 • 7, 91 •   6).

И опять, при изучении случаев внетабличного умножения и деления предлагаю задания по выбору учащихся. Например: все решают примеры, записанные в левом столбике, а кто хочет и может, вычисляет значения выражений, записанных в правом столбике.

21• 3                                                                                                     210• 3

37• 2                                                                                                     307• 2

12• 8                                                                                                     102• 8

В конце учебника математики  есть таблицы, которые дети заполняют и дополняют сами. А затем подчеркивают те произведения, которые имеют одинаковые значения, что позволяет сравнивать и сопоставлять, а также запоминать зрительно.

Предложение: систематически работать над усвоением таблицы умножения, используя для этого различные формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике. Усвоение таблиц умножения и деления. Задачи в два действия. Нахождение неизвестного делимого.

Урок нацелен на то, чтобы, закрепить материал по теме табличное умножение и деление; учиться решать задачи в два действия; находить неизвестное делимое; совершенствовать вычислительные навыки, ф...

Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.

Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения....

Дидактические игры при работе с таблицей умножения. Из опыта работы.

Даны описания и содержания дидактических игр для заучивания и закрепления таблицы умножения....

Презентации по математике для учащихся 2 класса по теме: "Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление".

Презентации  к урокам математики   во 2 классе по теме: " Усвоение математической терминологии. Таблица умножения и деления. Решение простых задач на умножение и деление"....

Приемы коррекционно-развивающей работы по преодолению затруднений в усвоении знаний на уроках математики в начальных классах ( из опыта работы).

Процесс обучения детей с интеллектуальными нарушениями в начальных классах  в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Э...

Приёмы работы по изучению таблицы умножения. Как выучить таблицу умножения?

Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памят...