Мониторинг сформированности УУД
методическая разработка по теме

Наумова Надежда Михайловна

В статье представлены технологические карты мониторинга сформированности личностных УУД, регулятивных УУД, позновательных, УУД, коммуникативных УУД. и лист для отслеживания динамики мониторинга сформированности универсальных учебных действий ученика начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_uud_uchashchegosya_nachalnykh_klassov.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мониторинг уровня сформированности
  2.  универсальных учебных действий
  3. учащихся 1-4 классов

                                                                 

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
  2. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
  3. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД
  4. Анализ сформированности УУД обучающихся.
  5. Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.

  Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД обучающихся начальных классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия  под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изучен опыт работы пермской школы. Технологические карты находятся в стадии апробации, поэтому имеют место для корректировок и дополнений.

В картах отражены виды и основные характеристики групп УУД.  Из предлагаемых А.Г. Асмоловым типовых задач, для каждого УУД были отобраны методики, соответствующие возрастным психологическим особенностям младших школьников, а также методы и диагностики, апробированные нами ранее в рамках формирования и мониторинга ОУУН.

Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД

Технологическая карта мониторинга сформированности регулятивных УУД

Виды

УУД

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

Целеполагание

1 уровень - отсутствие цели

Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведёт себя хаотично. Может принимать простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели – требования)

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

2 уровень - принятие практической задачи

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

3 уровень - переопределение познавательной задачи в практическую

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

4 уровень - принятие познавательной цели

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; чётко выполняется требование познавательной задачи

5 уровень - переопределение практической задачи в познавательную

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

6 уровень - самостоятельная постановка учебных целей  

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Контроль

1 уровень - отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания

При выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы

6 уровень - актуальный рефлексивный контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Оценка

1 уровень - отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

2 уровень - адекватная ретроспективная

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

3 уровень - неадекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он её или нет, а не возможность изменения известных ему способов действий

4 уровень - потенциально-адекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения, учитывая изменения известных ему способов действий

5 уровень - актуально-адекватная прогностическая

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в её решении, учитывая изменения известных способов действия

Учебные действия

1 уровень - отсутствие уч. действ. как целостных единиц деятельности

Выполнение учеником лишь отдельных операций, отсутствие планирования и контроля; копирование действий учителя, подмена учебной задачи задачей буквального заучивания и воспроизведения

Наблюдение.

Методика  Г В. Репкина, Е.В. Заика

2 уровень - выполнение уч. дейст. в сотрудничестве с учителем

Ученику необходимы разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, самостоятельное выполнение действий возможно только по уже усвоенному алгоритму

3 уровень - неадекватный перенос уч. дейст  

Действует по образцу.

4 уровень - адекватный перенос уч. дейст.

Выполняет самостоятельно.

Технологическая карта мониторинга сформированности познавательных УУД

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и типовые задачи

Общеучебные

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1 уровень

Большинство умений

не сформированы

Наблюдение

2 уровень

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

3 уровень

Выполняет самостоятельно

Универсальные логические действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

1 уровень

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена

Тест на изучение развития логических операций

«Найди отличия» (сравнение картинок)

2 уровень

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков

3 уровень

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков

Постановка и решение проблемы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

1 уровень

Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Задания проблемно-поискового характера

2 уровень

Ориентируется самостоятельно, но делает  ошибки. Задает много вопросов

3 уровень

Самостоятельно ориентируется  в учебнике

Технологическая карта мониторинга сформированности  коммуникативных УУД

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровень сформированности коммуникативных УУД

Методы, методики и  типовые задачи

высокий

средний

низкий

Коммуникация как кооперация

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.

Работать  в паре.

отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству

частично отвечает на  вопросы, работает в паре  ситуативно.

не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

Наблюдение

Методика «Рукавички»

Коммуникация как интеракция

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимать речевое обращение другого человека.

тактичен, вежлив, соблюдает этикет;

понимает речевое обращение другого человека

 частично соблюдает этикет;

не всегда понимает речевое обращение другого человека

молчалив или агрессивен; не понимает речевое обращение другого человека

Наблюдение

 Методика «Левая и правая стороны»

Коммуникация как интериоризация

Слушать и понимать речь других.

слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь

 слышит, понимает; обратную связь дает ситуативно.

не слышит;  не может дать обратную связь

Наблюдение

 Методика «Узор под диктовку»

Вывод:

Данные, полученные в результате, проведённого  мониторинга формирования  УУД у учащихся  - есть основа для  внесения коррективов в построение учебного процесса и создания индивидуальных маршрутов формирования УУД в соответствии с выявленными проблемными зонами в следующем учебном году.

Лист мониторинга сформированности универсальных учебных действий

 

Ф.И. ученика        ____________________________________

Наблюдаемые   параметры

Уровень сформированности УУД

Диагностируемые сроки:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные УУД

1. Внутренняя позиция школьника

2. Самооценка

3. Учебно-познавательный интерес

4.Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные УУД

1. Целеполагание

2. Контроль

3. Оценка

4. Учебные действия

Познавательные УУД

1. Общеучебные

2.Универсальные логические действия

3. Постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД

1. Коммуникация как кооперация

2. Коммуникация как интеракция

3.Коммуникация как интериоризация

   Классный руководитель: _____________________________________________


Литература

  1. О.В. Запятая: Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. ФГОС — Учитель, 2013
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010
  3. М.В. Минова, Л.И. Иволгина, Т.М. Захарова: Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов. ФГОС — Учитель, 2014
  4. Т.М. Лаврентьева: Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 2 класс. ФГО - Учитель, 2014
  5. Т.М. Лаврентьева: Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 1 класс. ФГО - Учитель, 2015
  6. Т.М. Лаврентьева, О.А. Исакова: Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД. 3 класс. ФГО — Учитель, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Мониторинг сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

В статье сделана попытка привести в ситему мониторинг универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку в начальнойй школе. Определены актуальность и новизна методических реком...

Мониторинг сформированности УУД как основа качественного развития функциональной грамотности педагога

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий), как известно,  определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из  важнейших з...

Мониторинг сформированности ключевых компетенций в проектной деятельности учащихся.

Мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности....

Мастер-класс_Мониторинг сформированности метапредметных результатов через внеурочную деятельность

Мастер-класс, в ходе которого педагоги знакомятся, каким образом можно получить мониторинг формирования познавательных и коммуникативных способностей и способами формирования и развития данных результ...

Мониторинг сформированности УУД у первоклассников

Диагностичексий материал, стимульный материал, итоговые таблицы....