Проблемная ситуация на уроках
презентация к уроку на тему

Щукина Светлана Валерьевна

Это выступление на педсовете. в нём представлен краткий обзор создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе. в своём выступлении я использовала материалы Мельниковой Е.Л.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое использование проблемных ситуаций на уроках 06.02.2015

Слайд 2

Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

Слайд 3

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций; провести сравнение, обобщить; сформулировать выводы из ситуации; сопоставить факты; сформулировать самим конкретные вопросы.

Слайд 4

Урока русского языка Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Метод: Побуждающий диалог На чужой сторонушк е рад своей воронушк е . Какое возникло затруднение? Почему возникла трудность в выборе буквы? Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? Определите тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.) Какие цели поставим? (Вывести правило, уметь применять его на практике.)

Слайд 5

Демонстрируем прямоугольник, разделенный на квадратные сантиметры, который заранее начерчен на доске и закрываем часть прямоугольника листом бумаги. Прямой подсчет клеток становится невозможным. Как же в этом случае вычислить площадь прямоугольника? Урок математики Тема «Площадь прямоугольника». Метод: Побуждающий диалог

Слайд 6

Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку) Взвешивание на весах (предъявление факта) (Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) Что вы сказали сначала? ( Ответы детей) А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы) ( Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)) Урок математики Тема «Масса» Метод: « Побуждение к осознанию противоречия»

Слайд 7

Учитель Ученики Спишите из упражнения слова «забег, поход, подкоп - записывают слова, Поставьте ударение. ставят ударение Подчеркните безударные гласные подчеркивают безударные Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?- О безударной гласной в корне В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке Значит, какая сегодня тема урока? Безударные гласные в приставках Урок русского языкаТема «Безударные гласные в приставках» Метод «Подводящий диалог»

Слайд 8

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" Русский язык Школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Слайд 9

Окружающий мир 1 ученик: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. 2 ученик: Грибы не зеленые, значит, они животные. Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

Слайд 10

Математика Тема: Порядок действий в выражениях со скобками. Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Слайд 11

Русский язык Тема: Правописание суффиксов -чик- и -щик- . От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик- (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока? Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.

Слайд 12

Математика Тема: Решение примеров на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Решите примеры. 367 - 143,534 - 216,328-174 Решите следующий пример 400 - 172 Какие получились ответы? (Побуждение к осознанию противоречия.) Я вам предложила решить одинаковый пример? А ответы получились какие? Почему? Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Слайд 13

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

Слайд 14

Математика Тема: Деление трёхзначного числа на однозначное Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

Слайд 15

Русский язык Тема: Существительные с суффиксом -ник- Образуйте существительные с помощью суффикса -ник- от слов: пожар, сапог, чай, соус. (Выполнимое задание) Образуйте существительные с помощью суффикса -ник- от слов: шкаф, пол, портрет. (Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение? Какой возникает вопрос? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)

Слайд 16

Математика Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. . (Выполнимое задание) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

Слайд 17

Метод «Яркое пятно» Сообщение темы с мотивирующим приемом. В качестве «яркого пятна» русская народная сказка «Колобок».

Слайд 18

Решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть? Какие цели поставим для работы на уроке? Урок математики

Слайд 19

Урок русского языка. Какую тему можем изучать? (Безударные гласные в корне слова) этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец")

Слайд 20

Урок окружающего мира Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 21

Литература: 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 1998 г. 2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1977 3. Мельникова, Кузнецова: Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе (3-4 классы) 4. Мельникова Е.Л.«Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя М., 2013. 138 с. 5. Мельникова Е.Л.Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.М., 2002. 168 с.



Предварительный просмотр:

.

Выступление на педсовете

Слайд 1

Тема: Практическое использование проблемных ситуаций на уроках

Автор этой методики, она занимается ею более чем 20 лет.

Мельникова
Елена Леонидовна
 

Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,

доцент кафедры начального и дошкольного
образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

Слайд 2

Типичные задания проблемного обучения:

  • рассмотреть явление с различных позиций;
  •  провести сравнение, обобщить;
  •  сформулировать выводы из ситуации;
  •  сопоставить факты;
  •  сформулировать самим конкретные вопросы.

Приведу несколько примеров использования «Проблемной ситуации» на уроках в начальной школе.

Слайд 3

Урока русского языка 

Тема урока:

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Метод: Побуждающий диалог

На доске записана пословица. Учитель задаёт ряд вопросов на основании, которых дети сами определяют тему урока и ставят цели.

Слайд 4

Урок математики
Тема «Площадь прямоугольника».
Метод: Побуждающий диалог

Ученики выдвигают разные гипотезы, пока не находят верную.

Слайд 5

Урок математики

Тема «Масса»

Метод: «Побуждение к осознанию противоречия»

  • Перед  вами   математическая  гиря и  пуховая подушка.
  • Что  тяжелее?  (вопрос  на ошибку)
  • Взвешивание на весах (предъявление факта)

(Испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

  • Что  вы  сказали сначала?  ( Ответы детей)
  • А как оказалось  на самом деле?  Побуждение к осознанию противоречия
  •  Какой же  будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

( Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия))

Слайд 6

Урок русского языкаТема «Безударные гласные в приставках»

Метод «Подводящий диалог»

Учитель задаёт ряд вопросов на основании, которых дети сами определяют тему урока и ставят цели.

Слайд 7

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Русский язык
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Слайд 8

Окружающий мир

1. Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
2.  Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

Слайд 9

Математика Тема: Порядок действий в выражениях со скобками.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
* Сквозные герои - дети или сказочные персонажи - активно используются в учебниках «УМК ПНШ» и помогают ученику усваивать учебный материал.  

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Слайд 10 

Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

Русский язык Тема: Правописание суффиксов -чик- и -щик-


 Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.

Слайд 11

Математика Тема: Решение примеров на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.


Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143,534 - 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Слайд 12

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

Слайд 13

Математика Тема: Деление трёхзначного числа на однозначное

Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.

Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока

Слайд 14

 Русский язык Тема: Существительные с суффиксом -ник-
Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание). Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.)

В чем затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)
Слайд 15
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Математика Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.
Учитель:
На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Слайд 16

Метод «Яркое  пятно»
 Сообщение темы с мотивирующим приемом.

В качестве «яркого пятна»  русская народная сказка «Колобок».


Слайд 17

Урок математики Тема: Масса

Решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.    

  • А какая тема урока может быть?
  • Какие цели поставим для работы на уроке?


Слайд 18

Урок русского языка

  • Какую тему  можем изучать?

(Безударные гласные в корне слова)

 этимология слова КОЛОБОК.

Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец")


Слайд 19
Урок окружающего мира

  • Кто встретился по дороге Колобку?
  •  Чем питаются эти звери?

Кто реально опасен для Колобка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.

Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....

Использование проблемных ситуаций на уроках

Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе пр...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...