Сетевое воспитательное пространство - выступление на ШМО классных руководителей
статья на тему

Храмцова Лариса Сергеевна

Каково соотношение понятий «воспитательное пространство» и «сетевое воспитательное пространство»? Чем  определяется специфика и на каких принципах строится сетевое воспитательное пространство? Каковы взаимоотношения между субъектами сетевого воспитательного пространства?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл setevoe_vospitatelnoe.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение  Б-Терсенская  СОШ   Уренского муниципального района  Нижегородской области

Сетевое воспитательное пространство: принципы организации

Подготовила

Храмцова Л.С.

Сетевое воспитательное пространство: принципы организации

    Реалии информационного общества,развитие информационно-коммуникационных технологий,социальных сервисов Интернета оказывают все возрастающее влияние на образовательную сферу,формируя в сети Интернет воспитывающую среду,которую можно было бы назвать сетевым воспитательным пространством. В связи с этим перед современной педагогикой встают некоторые вопросы, требующие своего научного рассмотрения. Каково соотношение понятий «воспитательное пространство» и «сетевое воспитательное пространство»? Чем  определяется специфика и на каких принципах строится сетевое воспитательное пространство? Каковы взаимоотношения между субъектами сетевого воспитательного пространства?

     Словарь-справочник по теории воспитательных систем определяет воспитательное пространство как среду , «механизмом реализации которой является педагогическое со-бытие детей и взрослых…» Воспитательное пространство может реализовываться на уровнях образовательног учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном.

     Согласно Л.И.Новиковой, под воспитательным пространством понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей(класса, школы, дома; двора,микрорайона, села, малого или большого города, области).

     Протяженность воспитательного пространства ограничивается наличием следующих показателей:

-компактность проживания населения, позволяющая большинству людей вступать в непосредственные и опосредованные контакты по поводу процесса воспитания;

-локальность территории, позволяющая осуществлять данные контакты в режиме реального времени;

-общность менталитета, позволяющая принять общие ценностные ориентиры воспитания;

-социально-экономическая целостность территории;

-наличие общей исторической памяти и субкультуры.

     При этом воспитательное пространство включает в себя различные подпространства: образовательное, витальное, социальной защиты и др., в том числе коммуникационное пространство виртуального общения и взаимодействия. В свою очередь в нем создается пространство сетевого общения, которое может иметь воспитательную направленность.

     Таким образом, сетевое воспитательное пространство, являясь по своей сути подпространством воспитательного пространства,также представляет собой хронотропную среду совместного виртуального бытия взрослых и детей. Механизм организации этого пространства определяется спецификой интернет-взаимодействия и под влиянием медиакультуры подвергается значительным изменениям. Отметим некоторые из них:

  1. Виртуальное воспитательное пространство, подобно реальному, может реализовываться на различных уровнях: образовательного учреждения(на базе школьного сайта, например),муниципальном, городском,районном, региональном. Однако эти границы условны и прозрачны, поскольку сетевое образовательное пространство способно расширять свои границы за счет включения новых участников.
  2. Следовательно, компактность проживания населения, позволяющая большинству людей вступать в непосредственные и опосредованные контакты по поводу процесса воспитания, уже не является определяющим показателем для сетевого воспитательного пространства: сетевые коммуникации и социальные сервисы интернета позволяют создать общность людей, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.
  3. Подобно предыдущему показателю, локальность территории, позволяющая осуществлять данные контакты в режиме реального времени, как и социально-экономическая целостность территории, для сетевого воспитательного пространства теряют свое значение, поскольку общение и совместная деятельность в сети интернет могут эффективно осуществляться как в режиме реального времени, так и в режиме отсроченных сообщений.
  4. Претерпевает изменения и такой показатель, как общность менталитета. Расширение географических границ воспитательного пространства в сетевом педагогическом сообществе создает условия для вовлечения в деятельность сообщества представителей  различных ментальных картин мира.
  5. Следует отметить, что такой важный показатель воспитательного пространства, как наличие общей исторической памяти и субкультуры, также имеет свою специфику в сетевом образовательном пространстве. Исследования ученых дают основания говорить о наметившемся разрыве между поколениями в части сетевого общения. Существует сетевой мир общения подростков и юношества, выстроенный в игровой форме, и сетевой мир общения взрослых людей со своими правилами, особенностями речи и опытом. И те, и другие выступают в сети каждый со своими представлениями  о культуре вообще в соответствии с возрастными и ценностными ориентациями. Активное вовлечение взрослых в мир сетевого общения с учащимися в рамках педагогического сообщества позволит выработать то «общее», что сделает сетевую культуру общей для всех.

     Средой для организации сетевоговоспитательного пространства являются сетевые сообщества( педагогические, профессиональные,методические), которые стали уже обычным явлением современной образовательной действительности.

     Принципы, на которых строится деятельность участников сетевого воспитательного пространства:

  1. Принцип другодоминантности (поделись своими наработками, задумками, идеями)
  2. Принцип обеспечения равноправности и равнозначности субъектов взаимодействия.
  3. Принцип перевода обсуждения в плоскость онтологических проблем(возможность узнать и адекватно оценить себя, свой профессиональный уровень)
  4. Принцип бескорыстия(отсутствие непосредственной материальной и моральной выгоды)

     Таким образом, под сетевым воспитательным пространством понимается динамическая хронотропная среда совместного бытия субъектов педагогического процесса, функционирующая в сетевом образовательном пространстве  в сложном сопряжении процессов самоорганизации и организации на основе принципов диалогового взаимодействия( другодоминантности, равнозначности и равноправности субъектов, решения онтологичеких проблем, бескорыстия). Создание и развитие сетевого воспитательного пространства на принципах диалогового взаимодействия позволяет обеспечить как «неограниченные возможности для саморазвития», так и «меру самоограничения для сохранения своей целостности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».

laquo;Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древниемыслители. Эта мудрость бесспорна, ...

Выступление на МО классных руководителей «Секреты успешности классного руководителя»

Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Э...

Выступление на МО классных руководителей «Современные воспитательные технологии в формировании потребности ведения здорового образа жизни»

laquo;Современные воспитательные технологии в формировании       потребности ведения здорового образа жизни»...

Выступление на МО классных руководителей : «Педагогический инструментарий современных воспитательных технологий».

Воспитательная технология представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитате...