Выступление на МО классных руководителей «Секреты успешности классного руководителя»
методическая разработка
Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Секрет успешн классного руководителя | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования м развития «Особый ребенок» город Смоленска»
Выступление на МО классных руководителей
«Секреты успешности классного руководителя»
Классный руководитель
0Б класса
Алферова Людмила Владимировна
Смоленск 2021
Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах - это прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Всё это может сделать взрослый, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 7 до 11 лет. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и заменить родителей, помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.
Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Быть классным руководителем – не самое простое дело.
Классный руководитель - ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей - это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий. Классный руководитель - это не работа, а образ жизни.
Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:
- из психологического климата в школе,
- из самочувствия учителя в плане здоровья
- из обстановки в семье
- из взаимопонимания с детьми и их родителями
Что же способствует успешности классного руководителя?
Одним из факторов, способствующие успешной деятельности классного руководителя я считаю авторитет учителя. Авторитет учителя - это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие усваивается учениками. За работой классного руководителя за его словами и поступками следят не только ученики, но и наши родители. Они замечают всё: как одет, как он разговаривает с другими людьми, как он относится ребятам. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Сухомлинский подчёркивал, что отношение между учителем и воспитанниками и их родителями должны строиться по типу самых высоких и бескорыстных нравственных отношений. Я считаю, что это возможно, если родители видят в учителе своего друга, единомышленника, если учитель переживает вместе с ними радость побед и горечь утрат. Я глубоко уверена, что ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность отношения к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учитель. Учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать негативное отношение к себе родителей и учеников.
Воспитательную работу в классе организую через совместную деятельность учащихся и их родителей. Для изучения семей моих учащихся составляю социальный паспорт класса, благодаря которому можно отследить, сколько в классе семей многодетных, неполных, малообеспеченных. Здесь же отмечаю детей, находящихся под опекой, семьи, в которых по одному ребёнку, семьи, находящиеся в социально-опасном положении, семьи, где имеются инвалиды. Отмечаю образовательный уровень родителей. Провожу диагностику, по которой прослеживаю динамику развития классного коллектива.
Во-вторых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма, а больше человеческого общения.
В-третьих, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок, когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.
Ребенок самоценен, и нужно не формировать его как личность, а создавать условия для его развития. Не вести его, а идти рядом, и принимать его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями. Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его отношения с родителями.
Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя - это тесная связь с учителями, работающими в классе. Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.
И еще немаловажный фактор, подмеченный мною. К классным детям надо относиться так, как к своим собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, тем более проще решать возникающие проблемы.
Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать.
А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.
В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой».
Правила успеха классного руководителя.
1.Будь честным и искренним.
2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.
3.Оценивай не личность, а поступок.
4.Не будь равнодушным.
5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.
6.Будь здоровым.
7.Если не прав, умей признать свои ошибки.
8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.
9.Умей управлять своим настроением.
10.Открытость классного руководителя;
11.Способность признать собственные промахи;
12.Способность понять и поддержать ученика;
13.Отсутствие категоричности в суждениях.
Принимая детей в класс, стараюсь узнать о жизни каждого ученика, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени.
Очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано. Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Совместные праздники, поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми - это только лишь часть совместных дел, когда и дети, и взрослые - имеют прекрасную возможность проявить свои творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше сплоченнее становится классный коллектив. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.
Привлекаю родителей к подготовке совместных с детьми работ на различных конкурсах и выставках Центре.
Также организую работу по повышению психологической и педагогической культуры родителей через проведение родительских собраний, классные часы, круглые столы, совместную деятельность.
В заключение хотелось бы привести
«10 заповедей «классного» воспитателя»:
1.Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
2.Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
3.Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно.
4.Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу.
5.Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
6.Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом.
7.Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины.
8.Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
9.Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно.
10.Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.
Закончить я хочу строками Ф. И. Тютчева, которые мне очень близки.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность в человеке.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист успешности классного руководителя
Таблица для заполнения классным руководителем...
Выступление Психологические аспекты в деятельности учителя и классного руководителя
В этом выступлении обращается внимание на психологические аспекты в развити третьеклассников...
Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися
Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....
Помощь классному руковадителю "Таблицы для классного руководителя"с1-11 класс
В папку классного руководителя...
Доклад - выступление на тему: *Педагогическое общение и взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.*
Выступление на ШМО начальных классов....
РОЛЬ КЛАССНЫХ ЧАСОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
МО классных руководителей...
РОЛЬ КЛАССНЫХ ЧАСОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
МО классных руководителей...