Главные вкладки

    диагностика формирования ууд
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Давыдова Галина Васильевна

    Материал содержит презентацию и методику проведения стартовой диагностики.

    Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

    С этой целью мы собираем материал в две папки:

    1) мониторинг сформированности УУД класса в целом,

    2) карта развития  ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_uud.rar1.04 МБ

    Предварительный просмотр:

      К1-2

     Основным направлением новых образовательных стандартов является    формирование  универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.

     В составе основных видов УУД можно выделить 4 блока:

    • личностные,
    • познавательные,
    • регулятивные,
    • коммуникативные.

    Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

    С этой целью мы собираем материал в две папки:

    1) мониторинг сформированности УУД класса в целом,

    2) карта развития  ученика.

    Карты развития имеет следующие страницы:

    • анкетирование родителей,
    • изучение особенностей развития дошкольника,
    • его готовность к обучению в школе,
    • диагностика первичной адаптации ребенка в школе,
    • диагностика сформированности УУД.

                К3 об этом поговорим подробнее

    К4

    Познавательные УУД включают

    - общеучебные универсальные действия,

    - логические универсальные действия,

    - а также постановку и решение проблемы.

    Поэтому цель диагностики Познавательных УУД

    • Выявление сформированности логических универсальных действий и сохранение дискретного множества.
    • Выявление умения различать предметную и речевую действительность.

    МЫ использовали методики:

    1) « Построение числового эквивалента».

    2) «Проба на определение слов в предложении» 

    К5

    Коммуникативные УУД обеспечивают:

    - социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по деятельности,

     - умение слушать и вступать в диалог,

    - участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

    - умение сотрудничать со сверстниками.

    Цель диагностики:

    1) Выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника.

    2) Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

    Методики:

    1) «Варежки».

    2) «Левая и правая сторона».

    К6

    Регулятивные УУД обеспечивают:

    учащихся организацию их учебной деятельности. К ним относятся

    • целеполагание
    • планирование
    • прогназирование
    • контроль
    • коррекция
    • оценка
    • саморегуляция.

    Цель диагностики:

    Выявление развития регулятивных действий:

    умение принимать и сохранять задачу;

    умение планировать свои действия и работать по плану;

    осуществлять контроль по результату и процессу;

    оценивать правильность выполнения, вносить коррективы;

    умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

    Задание:

    «Выкладывание узора из кубиков»

    К7

    Наиболее подробно мы остановимся на диагностике Личностных УУД.

    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

    - (знание моральных норм,

    - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,

    - умение выделить нравственный аспект поведения.)

    Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:

    1. самоопределение;
    2. смыслообразование;
    3. нравственно-этическая ориентация.

    Для диагностики мы выбрали 3 методики.

    К8

    1. «Беседа о школе».

    Цель:

       выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

    Оцениваемые УУД:

        действия, направленные на определение своего отношения к школе;

        действия, устанавливающие смысл учения.

     Метод оценивания: индивидуальная беседа

    В ходе индивидуальной беседы педагог задавал следующие вопросы:

    1. Тебе нравится в школе?

    2. Что тебе больше всего нравится?

    3. Представь, что встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спросит: «Кто такой хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

    4. Представь, что тебе предложили не каждый день ходить в школу, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

    5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А по расписанию каждый день математика, чтение, письмо и только иногда рисование, музыка и физкультура.

    В школе Б, наоборот каждый день физкультура, музыка, рисование и только иногда математика, чтение и письмо. Где бы ты хотел учиться?

    6. Представь себе, что ты хорошо поработал, учитель предложил тебе награду:

    шоколадку, игрушку или пятерку в журнал. Что ты выберешь?

    К9       Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

    Критерии оценивания:

    1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.
    2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.
    3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки).

    Уровни оценивания:

         0. Отрицательное отношение к школе.

    1. Положительное отношение к школе, но сохранение дошкольной ориентации.
    2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.
    3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

    Выяснили, что в основном детям нравится в школе, но у большинства еще не сформирована позиция школьника.

    Вывод: надо, учитывая особенности каждого, развивать мотивацию для формирования учебной деятельности.

    К10

    2. «Незавершенная сказка»

    Цель:

        выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

    Оцениваемые УУД:

        действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

    Метод оценивания:

        чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

    Педагог рассказывает сказку и останавливается на кульминации, ожидая реакции ребенка – заинтересованность, желание узнать продолжение.

    К11  опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности универсальных действий.

    Критерии оценивания:

    Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

    Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

    Уровни оценивания:

    Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

    Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

    Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца

    У большинства детей проявляется интерес на невербальном уровне, но инициатива в продолжении отсутствует.

    Вывод: направить методы, формы работы на развитие познавательных интересов

    К12

    3. «Моральная дилемма»
    Кто виноват? Кого наказать?

    Цель:

       выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы

        (уровня моральной децентрации).

    Оцениваемые УУД:

        действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

    Метод оценивания: индивидуальная беседа.

    Педагог читает рассказ и задает вопросы.

    Текст рассказа:

    Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.

       Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

    К13

    Вопрос №1:  Кто из детей больше виноват?

    Уровни оценивания:

    1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты.
    2. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну.
    3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.

    Вопрос №2:  Кто заслуживает наказания? Почему?

    Уровни оценивания:

    1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты.
    2. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек.
    3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания.

         Ориентация на намерение героя

    Большинство ребят не учитывают мотив, а учитывают объективные следствия поступка – количество разбитых чашек.

    Вывод: необходимо создавать учебные ситуации, учить анализировать, предложить поставить себя на место другого, задуматься и объяснить: кто виноват? Кто прав?

    К14-15-16                  Для мониторинга:

          результаты диагностики заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Следующая диагностика в конце учебного года.

    В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию УУД.

    Отвечая требованиям ФГОС, каждый учитель, составляя тематическое планирование учебной и внеурочной деятельности, планирует результаты по формированию УУД.

         Ежедневное поурочное планирование включает характеристику деятельности учащихся по формированию УУД.

       В конце 1 класса будет проведена повторная диагностика,

    будут проанализированы результаты и составлен план работы на следующий год.

    Далее диагностика будет проведена на конец 2 класса, 3 класса, и на выпуске из начальной школы, это даст возможность сравнить результаты сформированности УУД с предложенным в стандартах портретом выпускника.

    В чем мы увидели трудности.

    1) Результаты диагностики не всегда являются точными и объективными, т.к. на это влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

    2) Одному педагогу очень сложно провести индивидуальную беседу с каждым из 30 человек, уложившись во временные рамки. Стартовая диагностика затянулась на 2 месяца. Психолог нужен не один на школу, а на каждый класс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»

    Риложение к работе:   « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....

    диагностика формирования социальной компетентности

    В работе размещены материалы по формированию социальной компетентности младших школьников и ее диагностике. Работая в рамках экспериментальной площадки при институте повышения квалификации г.Сара...

    Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

    Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

    Диагностика формирования УУД.

    Диагностика формирования УУД....