Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД.
статья на тему

Байдарико Ирина Константиновна

 

Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_tehnologicheskoy_karty_uroka.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД»

Технологическая карта – трансформер - эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Этот термин пришёл в педагогику из технической сферы науки. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь таким важным преимуществом технологического подхода к организации урока, как возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Попробуем выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании  технологической карты урока:

  • В ней должен быть записан весь процесс деятельности;
  • Должны быть указаны операции, их составные части.

Мы проанализировали достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями и в итоге пришли в выводу: унифицированной , классической формы подобной карты на сегодня не существует. Проведённый нами анализ  показал , совершенно очевидны  следующие тенденции:

  • Популярность планирования уроков в форме технологических карт достаточно высока;
  • Карты отличаются по количеству и перечню выделенных разделов.

Для реализации  поставленной нами цели очень полезными оказались идеи Мороза Н.Я. Его подход отличается тем, что автор предлагает в структуре карты блоки, соответствующие  идее технологизации учебного процесса;

  • Блок целепологания(что необходимо сделать)
  • Инструментальный блок (какими средствами)
  • Блок организационно-деятельностный (структуризация: действия и операции)

Обратиться к проблеме разработке технологической карты урока, позволяющей наглядно проследить ход работы учителя по формированию УУД,  нас побудили те  существенные изменения, которые предстоит реализовать каждому из нас в ходе внедрения ФГОС начального общего образования.  Одними  из этих важнейших новаций являются:

  • Необходимость достижения трёх групп планируемых  образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
  • Новое понимание образовательных результатов  необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, как формируемые способы деятельности;
  • Понимание метапредметных результатов как сформированных на материале  основ наук универсальных учебных действий.

Очевидно, что эти изменения порождают ряд требований  не только к содержанию, но и к форме  организации образовательного процесса.

Технологическая карта  урока   позволила  учителю видеть , что он точно осуществляет педагогические действия  позволяющие достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных результатов, как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи  операций. Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода, можно определить перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапов урока); деятельность учителя деятельность учащихся.

Технологическая карта урока реализующая системно- деятельностный  подход и формирование УУД

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Одной из основных задач для нас была необходимость сломать стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем – прежде всего и преимущественно- своей деятельности, и только потом деятельности учащихся.

Такое соотношение предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимости диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции.

Исходя из ранее приведённых задач создания карты, мы определились, какие её составляющие будут носить инвариантный, а какие вариантный характер.

Под вариантностью мы понимаем возможность вычленения большего или меньшего количества модулей.

Инвариантная часть карты (деятельность учителя)

Вариативные  части  карты  (этап урока , деятельность учащихся)

Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требований ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому в графе ход урока-этап урока , предназначенной  для фиксирования учебных знаний, с помощью которых будут формироваться предметные и метапредметные  результаты, нам предстояло предусмотреть возможность явного выделения базового и повышенного уровней.

Технологическая карта урока

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М. Вариативная часть карты.

Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных знаний

(В)

Ход урока

Этап урока

Задание выполняемое                           на данном этапе урока

Деятельность

Учителя

(инв)

(В)

Деятельность  учащихся

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Следующей базовой  образовательной технологией , реализующей требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности»

             

                     Технологическая карта урока: вариативные компоненты

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.  Модуль 2

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

                   Технологическая карта урока: вариативные компоненты

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.  Модуль 3

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

                                           Технологическая карта урока: вариативные компоненты

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.    Модуль 4

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

                                 Технологическая карта урока: вариативные компоненты

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.  Модуль 5

Ход урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Поскольку  проектирование  урока  процесс индивидуальный , мы имеем возможность комбинирования  количества модулей в карте. Однако важно понимать , что реализация системно-деятельностного подхода  и сущность понятия универсальные учебные действия накладывают определённые ограничения в выборе модулей: есть риск убрать из карты те модули , без которых разрушится система метапредметных результатов.

Обратите внимание на минимально допустимый вариант карты.

                                         Технологическая карта урока

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.

3-модульная вариативная часть карты

Ход урока

Этап урока

Деяте

льность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

            Как мы видим   в 3х модульном варианте карты отсутствует графа для группы личностные результаты.  Они являются теми новообразованиями в личности , которые формируются и развиваются благодаря  работе учителя  по формированию как предметных , так и универсальных  учебных действий(познавательных, коммуникативных, регулятивных) Однако не все предметы обладают специальным содержанием на основе которого можно формировать группу личностных результатов  например технические дисциплины. А для гуманитарных дисциплин  отсутствия этого модуля будет  уже не правомерным.

                                                             Технологическая карта урока

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.

4-модульная вариативная часть карты

Ход урока

Этап урока

Деятель-ность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляе-мые

действия

Формируе-мые

способы

деятельности

Осуществляе-мые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности

Осуществляе-мые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности

По мере того как мы постепенно перейдём на двух уровневую систему  освоения учебного материала (базовый и повышенный)  умение оценить степень сложности задания педагогом станет признаком компетентности.

                                                                     Технологическая карта урока

Разработчики : Копотеева Г.Л., Логвинова И.М.

5-модульная вариативная часть карты

Ход урока

Этап урока

Деятель-ность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируе-мые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируе-мые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Предлагаем вам уважаемые коллеги самостоятельно сконструировать технологическую карту- трансформер  при помощи модулей которые мы приготовили  в конвертах.

Проверить по образцу.

Данная карта даёт возможность реализовать важные для современного педагога задачи:

  •  Сформировать  у обучающихся умение владеть различными  способами  деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;
  • Дифференцировать процесс обучения;
  • Сделать процесс формирования УУД  управляемым;
  • Проектировать уроки в разных дидактических системах, реализующих системно-деятельностный подход.

Сконструированная вами сегодня карта урока соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»

Доклад на тему:«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...

Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"

В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...

Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.

Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и  на рост  профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологичес...

Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».

Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования....

Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС."

Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"  знакомит с понятием "технологическая карта урока", задача которой – отразить так называемый ...