Представление педагогического опыта.
статья на тему

Долганина Светлана Анатольевна

Обобщение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Общие сведения

ФИО

Долганина Светлана Анатольевна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

19 лет

Квалификационная категория

первая, 06.06.2010

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения.

«Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания.» А.Герцен.

« Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.» В.А. Сухомлинский.

«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.» С.Лупан.

Актуальность и перспективность опыта

     Каждый учитель, начиная работать с первоклассниками, мечтает увидеть их в будущем умными, умеющими размышлять, сопереживать, понимать других, разбираться в своих чувствах, выражать свои мысли вслух и письменно... Все эти качества можно и нужно развивать на всех уроках в начальной школе, но особую роль  необходимо отводить  урокам литературного чтения.

    Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в рамках ФГОС-2 лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель-учебник – ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник – учитель.

   В условиях личностно - ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе. При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

     В последнее время резко понизился интерес к чтению. И для этого есть причины:

  • ускорение темпа жизни;
  • развитие Интернета,
  • усиление влияния средств массовой информации;
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  • установка родителей  на то, чтобы они научили детей читать сами  до школы;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

                                                          Концептуальность.

В структуре начального образования в соответствии с Концепцией государственного стандарта общего образования второго поколения учебный курс « Литературное чтение» занимает особое место.

В примерной (базисной) программе по литературному чтению отмечается, что «Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам  начальной школы.

Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как  грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребностью к книге как средству познания мира и самопознания.

Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.

Главная концептуальная идея УМК « Школа России»: российская школа должна стать школой духовно- нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительной ценностью и значимостью.

Наличие теоретической базы опыта

Учебно-методический комплект «Школа России» для начальной школы построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий.   Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школы России».

Оптимальность и эффективность средств

       Из всего многообразия методов и средств, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении литературному чтению можно выделить следующие:

  1. Изучение пробелов и потребностей обучающегося.
  2. Обучение в сотрудничестве.
  3. Метод проектов.
  4. Разноуровневое обучение.
  5. «Портфель ученика».

Эти технологии доказали свою эффективность на практике.

    Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение успеваемости.

   В основе таких школьных трудностей обучающихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность мыслительной операции анализа. Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но для эффективного их выявления владение им специальными методиками.

   Огромную помощь мне, в работе с учащимися, испытывающими трудности при обучению литературному чтению, оказала книга Н.П.Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику». В настоящее время стало очевидным, что эффективная работа по выявлению трудностей и их устранению невозможна без выявления психологических причин неуспеваемости. При помощи психодиагностической таблицы я выявляю трудности при обучении чтению, диагностирую. Затем корректирую  свою работу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для диагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова.

Низкий уровень синтеза звуковых элементов

Задание 29

Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций

Задание 46

Недостаточное знание букв алфавита

Задания 12,14,15,40

Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение

Отработать понятия «звук» и «буква»

Побуквенное или слоговое чтение.

Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов.

Задания 29, 49, 50.

«Вычислить» согласные звуки.

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42.

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЯ

Задание 2.  Изучение процессов произвольного внимания.

А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1. АММАДАМА   РЕБЕРГЕ   АССАМАСА   ГЕСКЛАЛЛА   ЕССАНЕССАС   ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ   ЕНАДСЛАТ   ЕТАЛЬТАРРС   УСОКГАТА   ЛИММОДОРА   КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА   НОРАСОТАННА   ДЕБАРУГА   КАЛЛИХАРРА   ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА   СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ   ЕММАСЕДАТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА   ХЛОРОФОНИМАТА   ДАРРИСВАТЕНОРРА

8.ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ   ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11.МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

13.БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВАДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14.ОСТИМАРЕ

Б. Корректурная проба.

    Используются специальные бланки с несколькими рядами букв ( 55-6- букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течении 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычёркивать заданным образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачёркивать, а букву «к» подчёркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведённое время и количество допущенных ошибок ( пропуск букв и неправильно зачёркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.

Задание 12. «Запомни картинки» (непосредственная произвольная зрительная память)

Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы,  изображённые по одному на 4-5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых объектов ( картинок, букв, цифр) следует увеличивать.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети здесь учатся вместе работать, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке чтения, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это уже успехи нравственного воспитания.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Обучение в сотрудничестве чтению в большей мере предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному:

  • В группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.
  • Все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы к тексту. Ребята трудятся единой командой.
  • Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что дети готовы к нему.

Метод обучения в сотрудничестве успешно используется мною на различных этапах урока.

Заранее намечается, кто из трех-четырех учеников будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик, остальные должны быть готовы в любой момент дать соответствующие аргументы в подтверждение ответов докладчика, дополнить его выступление). Учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу. Это очень важно, так как также стимулирует группу к более серьезному отношению к совместной деятельности. Каждое дополнение членов данной группы или других групп поощряется учителем и приносит команде дополнительные очки, так же как и вопросы. Если требуется, ученики могут проиллюстрировать свои ответы рисунком, схемой, графиком, диаграммой или каким-то иным способом (это задача для оформителя). Оценка ставится одна на всю группу (например, каждому — 4). Спрашивается ученик, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу. Это особенно важно в начальных классах.

Учебный проект на уроках литературного чтения — организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Говоря о методе проектов на уроках литературного чтения, имею в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Основная проблема, сдерживающая распространение метода проектов, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее — чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.

Разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С).

Разноуровневое обучение — педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едиными для всех уровней обучения.

Концепция представляемой методики обучения базируется на нескольких основных положениях:1) разноуровневый характер обучения порождается учетом индивидуальных особенностей усвоения знаний: стилей мышления и восприятия информации, способностей, мотивации и пр.;

2) развитие мышления происходит, если подача учебного материала содержит реальную проблему, рассмотрение и исследование которой влечет за собой практическую реализацию полученных результатов; 3) модульность, а также «сжатие» учебной информации (путем обобщения, укрупнения, систематизации и генерализации знаний); 4) включение интерактивных технологий в организационные формы обучения.

Для реализации разноуровневого обучения при преподавании литературному чтению построена классификация методов обучения по трем основаниям:

  1. по источнику знаний и характеру восприятия информации (выделены пять групп методов обучения: визуальные, вербальные, тактильные, идеомоторные и полимодальные);
  2. по уровню самостоятельной активности обучающихся(репродуктивные методы, методы проблемного изложения и эвристические методы);
  3. по способу логического умозаключения (индуктивные и дедуктивные методы).

«Портфель ученика» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика…

Принципы такого метода можно сформулировать следующим образом:

  1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности…
  2. Систематичность и регулярность самомониторинга.
  3. Структуризация материалов “Портфеля”, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
  4. Аккуратность и эстетичность оформления материалов “Портфеля”.
  5. Целостность, тематическая завершенность представленных в “Портфеле” материалов.
  6. Наглядность и обоснованность презентации “Портфеля ученика”.

«Портфель ученика» - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии. Формирование позитивной самооценки актуально в дистанционном обучении, где каждый отвечает за себя и за группу, в которой он работает и выполняет общее задание.

Технология «Портфель ученика» предполагает формирование следующих умений:

  • объективная оценка достигнутые результаты деятельности;
  • объективное определение причины неуспеха,
  • способность наметить пути устранения недостатков, ошибок;
  • объективное и спокойное отношение к внешней оценке других людей.

Ученик отбирает в своё «досье»- «портфель» самостоятельно выполненные им на занятии работы, (контрольные работы, тесты, сочинения, рефераты и т.д.). Главное в такой работе – самооценка ученика в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Подходы к созданию портфеля могут быть разными, главное, что учащиеся учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей.

Пополнение «портфеля ученика» происходит по мере выполнения им заданий, творческих работ или проектов. В конце курса ученик представляет на суд учителя или независимых экспертов свой «портфель» с целью итогового контроля знаний, умений, навыков, сформированных в результате работы на основе рефлексии.

Задания для формирования и контроля знаний, умений и навыков школьников должны быть разнообразны: задания для выполнения в рамках лабораторных или практических работ, планы, сценарии и материалы для проведения игр, дискуссий и т.п. Желательно, чтобы уровень заданий варьировался.

В этом случае учитель имеет возможность предоставлять разным ученикам разные задания (в зависимости от результатов предыдущего обучения, скорости выполнения заданий школьниками, личных пожеланий и интересов учащихся и других факторов):

  • задания на самостоятельную деятельность
  • письменные творческие задания (исследовательские отчёты, доклады);
  • поиск дополнительной информации;
  • задания в рамках проектной деятельности;
  • лабораторные и практические работы;
  • презентации и др.

Использование нестандартных уроков литературного чтения иногда выходят за рамки урочного времени.

Почему был сделан такой выбор? Во – первых: интерес детей к литературе падает, духовный мир скудеет. Во –вторых: понять содержание поэтических произведений бывает очень трудно, подлинный писатель свои чувства высказывает через систему художественных образов, через тональность и построение фраз, лексику и т. д. В – третьих: уроки – портреты помогают запомнить автора произведения по личностным особенностям, присущим себе. Такая работа помогает приблизить автора и читателя, раскрыть духовный мир поэта, лучше понять, что хотел сказать автор в том или ином произведении. А ещё на таких уроках решается проблема сопереживания – не только проблема формирования личности подростка, но и вопрос о судьбе самой литературы, самого чтения. На данных уроках вижу, что художественное произведение произвело на ученика впечатление, моя задача в этом случае дать свободу проявлению чувств, поддержать их, по достоинству оценить тонкость, глубину, яркость эмоциональных реакций, поставить это в пример другим.

Я считаю, что учебный творческий проект и нестандартные уроки чтения – это новые для традиционной системы обучения виды общеучебных умений и навыков, которые позволяют развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

 Целью моей работы является усиление влияния искусства слова на ребёнка, чтобы программные произведения оставили след в сознании ученика на всю жизнь, стали нравственной опорой и затронули его душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...