Эссе "Я - учитель"
статья на тему

Квасова Вера Владимировна

Конкурсное задание заочного тура муниципального этапа "Учитель года 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kvasovoy_v.v.docx11.74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Квасова В.В.

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

«Я – учитель».

        Всё началось 25 лет назад…  Или немного раньше? Уже заканчивается 2014 год… А тогда был 1986. Тогда я со слезами на глазах доказывала маме: «Понимаешь, мама, я хочу быть так же, как Галина Николаевна (Юношева Галина Николаевна -  классный руководитель, учитель математики с 6-го по 8-й класс в СОШ № 23 г. Ставрополя) … учителем!» На что мне был дан ответ: «Один учитель у нас в семье уже есть (Лысенко Любовь Алексеевна – родная сестра матери, учитель русского языка и литературы,  директор школы в с. Татарка Шпаковского района, Заслуженный учитель России): денег нет, семьи не видит. Одна школа на уме!» И всё-таки я поступила в Минераловодское педагогическое  училище, закончила с красным дипломом. За годы учёбы  продолжилось увлечение  математикой, участвовала в олимпиадах (краевая олимпиада среди педагогических училищ, 1989 год – 2 место) и уже не думала об учительстве, да и на руках было направление в Ростовский университет на факультет «Прикладная математика».

Но … судьба распорядилась иначе. Говорят, Бог дал каждому своё предназначение.  Моё, видимо, – быть учителем.

Да, я – учитель. И горжусь этим. И мама гордится, хотя иногда приговаривает: «Денег нет, и семья из-за компьютера тебя не видит». А как без компьютера? Современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ, а когда учебный кабинет оборудован интерактивной доской, просто обязан внедрять ИКТ в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес обучающихся к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, увеличивается темп урока, появляется возможность шире реализовать свои и детские творческие возможности. Впрочем, я забежала вперёд. Всё по порядку.

Ещё дважды  судьба испытывала меня. В 1996-1997 учебном году учителям по 3-4 месяца не выплачивали заработную плату, а у меня был двухлетний ребёнок, и чтобы выжить, ночами я училась шить шубы, в выходные дни стояла с ними на рынке. Многие настоящие профессионалы в тот год покинули школу, но у меня «душа болела», школу я не оставила (современная молодёжь этого не поймёт). Мне повезло: в августе 1999 года мы переехали в село Московское и уже с 1 сентября я работала учителем начальных классов.  С 2007 по 2010 год  училась в «Северо-Кавказском»  социальном институте на факультете  «Психология», так увлеклась, что очень хотелось попробовать свои силы в новой профессии. Мне повезло:  в школе освободилась ставка педагога-психолога, и я смогла совмещать две профессии. Но, проработав 3 года, поняла, что психолог – хорошо, а учитель начальных классов – лучше! Но это уже совсем другая история.

Сегодня я – учитель. И горжусь этим. И хотя в наши дни так много всего «должен» сделать учитель в школе: составить программы, написать планы, проверить тетради, сдать отчёты, фото мероприятий, ... снова отчёты! И всё срочно, быстро, ещё быстрее! Говоришь себе: «Стоп! У тебя завтра такая интересная тема! Как провести урок, чтобы детям было интересно и радостно, чтобы им хотелось сказать: «Спасибо за урок!»?». И «загорается искра», и хочется «творить», и хочется увлекать за собой учеников! Увлекать также как  В.А. Сухомлинский и Ш.А. Амонашвили. Я убеждена: глубина и фундаментальность классиков русской  педагогики в содружестве с современными технологиями – путь к успешному учительству. Нельзя, отрекаясь от прошлого, шагнуть в будущее. Я любила экспериментировать: работая в классе коррекции (1990-1993), создавала пособия для учащихся; обучая по системе Занкова (1993-1995), составляла пособие по географии для учителя; обучая по системе «Школа России» применяла различные здоровьесберегающие методики, работала по методикам Базарного с конторками в темпе «стоя – сидя». Но всегда на книжной полке стоят «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинского, «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили, которые я время от времени перечитываю,  и каждый раз нахожу в них что-то новое. Сегодня пора экспериментов прошла,  моя активность уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества, воспитывать людей, умеющих проявлять свои эмоции и управлять ими.  

В последние годы российская школа работает под девизом «Учить учиться!». Мне хочется добавить: «Учить радости познания!» Ведь успехи дарят радость, приносят минуты восторга, вдохновляют к новому. Положительные эмоции – путь к творчеству. А отрицательные? Посмотрим на них с двух позиций.

Во-первых, «Парадокс жизни заключается в том, что именно отрицательные эмоции движут мир», - писал Сенека. Да, мы (и учителя, и ученики) чувствуем не только радость, но грусть, негодование, обиду, страх, … Учитель может справиться с ними, а ученик… Все эти сильные отрицательные эмоции вызывают протест, провоцируют на борьбу. На борьбу учителя и ученика? учителя и родителей? Такой борьбы не будет, если придерживаться нескольких правил:

- Учитель никогда не обижает.

- Учитель никогда не обижается навсегда, он умеет прощать. Но прощение раньше понимания опасно.

- У учителя не должно быть «любимых» учеников, но не любить ученика он не имеет права.

- Учитель доверяет, но имеет право на сомнение.

        Дети часто в школе испытывают отрицательные эмоции по поводу отметок и оценок.  Я учу детей со 2-го класса: «Если в тетради двойка – это не повод  расстраиваться, это сигнал – я «упустил» знания, мне надо позаниматься».  Я учу родителей: «Если в тетради двойка – это не повод  ругать и наказывать, это сигнал – надо помочь ребёнку, надо позаниматься».  Я учу детей: «Нет  плохих людей – есть плохие поступки. Проговорите, почему совершён поступок и постарайтесь больше так не поступать». Я учу родителей: «Нет  плохих детей – есть плохие поступки. Проанализируйте вместе с ребёнком, почему совершён поступок и помогите ему больше так не поступать.  Не ищите виноватого на стороне». Но люди не роботы, «убрать» отрицательные эмоции невозможно, но их интенсивность уменьшится и они не будут «отравлять» жизнь, а будут … обогащать нас жизненным опытом и двигать нас к новым знаниям.

Во-вторых, не нужно знать учение Фрейда, многократно подтверждённое современными психологами, достаточно посмотреть на современный мир: война на Украине, война в Азии – сколько отрицательных эмоций, которые несут разрушения и смерть. Где были их учителя? Какими они были? Часто задаю себе этот вопрос и понимаю: моя профессия – одна из важнейших в современном мире. Учитель в любое время - краеугольный камень, на котором держится не только процесс образования, а самое главное -  воспитания личности. Миссия учителя - воспитать  человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей. Современный учитель должен учить детей культуре проявления эмоций, воспитывать в них толерантность.  

Продолжим это рассуждение в другой раз. Обратимся к его величеству УРОКУ.

        Звенит звонок на первый урок. Вхожу в класс. Урок уже живёт у меня в голове, я всё обдумала, всё спланировала, а получится ли? Передо мной стоят мои ученики, они все такие разные. Одни широкими улыбками меня приветствуют, радостно здороваясь.  Другие сдержаны и тихо произносят в ответ: «Доброе утро!». А вот .. Александр не здоровается, смотрит исподлобья. Руслан и Настя, толкаясь, вбегают в класс. Чего от урока ждут мои ученики? Спрашиваю! Задумались, коротко записали на стикерах и … к Дереву ожиданий.  Готовы к работе! Спрашивать? Рассказывать? Вести диалог! Настоящий учитель ведёт диалог со своим учеником, в котором важнее выслушать, чем наставлять. Мысли и рассуждения учеников ценнее  уже известных аксиом, пусть учатся самостоятельно думать и принимать решения. Именно диалоги дают простор для развития ребёнка, позволяют формировать умение вдумываться, догадываться, доказывать, рассуждать и понимать. Не с каждым можно вступить в диалог, поэтому перехожу к организации познавательной деятельности в группах (чаще малых до 4 человек, чтобы все имели возможность высказаться) или парах. Кто решил проблему - подняли руки, крепко держа друг друга за руки: «Мы  - команда». Команда Александра  громко спорит. (Анализируя  стихотворение И.З. Сурикова «Детство»  на вопрос: «Если бы вы были на месте героя, что бы вы запомнили  на всю жизнь?» он ответил: «Как мальчишки надо мной смеялись!») Вот и открылось, что на душе «лежит».  Надо поговорить на перемене! А урок продолжается… Каждый имеет право на своё мнение. И вот уже мои дети обсудили различия между шалостью и злостью, сделали вывод: нельзя в сердце таить обиду и стремление к мести – это приводит к дракам,  увидели семейные ценности (вся семья вместе, но каждый занят своим делом), и …

        И так из урока в урок:

- перехожу с позиции носителя знаний на организатора познавательной деятельности;

- использую самостоятельную и творческую деятельность, применяя технологии развития критического мышления;

- организую коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности;

- вовлекаю обучающихся в работу с различными источниками информации, применяя ИКТ;

- создаю ситуацию успеха; не акцентирую внимание на неудачах (предпочитаю индивидуальные беседы);

- развиваю индивидуальные особенности обучающихся, в первую очередь мыслительные приёмы и логические операции;

- и … углубляя эмоциональное восприятие изучаемого материала, воспитываю культуру проявления эмоций. 

Радуюсь, когда урок получается провести, так, как планировала. Радуюсь, кода дети умеют объяснить результаты наблюдений, решить задачу, выразительно прочитать стихотворение, высказать своё мнение и т.п.. Радуюсь, когда им хочется узнать ещё и ёщё по теме урока. Конечно, не у всех всё получается сразу. Не всем учение даётся легко. Но с помощью настойчивости, целеустремлённости и трудолюбия горизонты науки становятся ближе.

        А теперь вернёмся к Дереву ожиданий и проверим: что мы ждали от урока и что получилось или … . А вам как кажется?

        «Урок окончен» - говорю я, - «Спасибо за урок!». И часто слышу в ответ: «Спасибо за урок!». Каждый из нас знает, что урок будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. И пусть у моих детей будет счастливая дорога в жизни. А я к этому приложу все усилия. Ещё А.С. Макаренко в «Лекции о воспитании детей» говорил: «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Я подарю тебе любовь,
Я поведу тебя в мир знаний. 
Добьемся вместе мы с тобой побед
И исполнения желаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...