Формирование УУД в урочной деятельности
статья на тему

Селемет Светлана Викторовна
доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Тема: Формирование УУД в  урочной деятельности

          Каждый человек в течение своей жизни, в определенные ее моменты, задает себе вопрос: счастлив ли я?  Ответ  зависит  от многих причин и от того, что для него значит счастье. У каждого счастье свое. И у каждого из моих учеников свое счастье. Вот оно:

        Счастье заключается в том, что ты живешь на свете.

        Счастье – это когда рядом есть тот, кого ты любишь: семья, близкие люди.

        Счастье – это когда  тебя поддерживают в трудную минуту.

        Счастье – это когда тебя любят и уважают.

        Счастье – это достижение цели, когда все получается  и у тебя успех. 

        И что  нужно делать, чтобы ребенок был счастлив? 

        Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е.  государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника самому строить свое счастье. Кто призван реализовать эту цель в современной школе? Без сомнения, учитель, так же, как и в школе традиционной. Но цель может быть успешно реализована только в том случае, если она имеет личностный смысл. В традиционной школе, при  «знаниевом» подходе,  были определены  те критерии, по которым можно было оценить сформировавшуюся личность? Учителю приходилось действовать по принципу «принеси то, не знаю что», а, следовательно, «не знаю, как».

    Четкость и конкретность поставленной цели в современной, новой школе позволяют задуматься о способах ее реализации. Разработать механизм реализации ФГОС начального общего образования,  опробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного, нового учителя. Это есть его педагогический опыт. 

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают
саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Работая по УМК «Школа России»,  главной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы обучающихся является для меня особой педагогической задачей. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все обучающиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у обучающихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока обучающихся стараюсь включить в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД)  К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, обучающиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

         При повторении изученного материала ставлю перед обучающимися новую  проблему (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, например,  о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений обучающихся начинается совместное открытие нового.

Почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций.

Например, рассмотрим урок русского языка, на котором  прослеживались связи с уроками музыки – давайте послушаем, как идёт дождь.

- Как называется дождь, который льёт как из ведра?

- Какой дождь называется ситничек?

- Что за дождь косохлёст?

- Какой дождь мы называем грибной?

На доску прикрепляю название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?

К слову дождь подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

 Перед детьми возникает новая проблема:

- Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

- Откуда появляется ветер?

- Почему он дует?

Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов.  

- Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух. Свой вывод обучающиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило задание:  Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

        Очень эффективно при формировании УУД использование учебного диалога.  Учебный диалог – субъект – субъектное взаимодействие учителя и обучающихся, а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное сотрудничество в ходе внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

        Учебный диалог возникает только в процессе учебной деятельности, которую направляет и побуждает потребность в самоизменении действующего субъекта. Эта потребность реализуется в решении учебных задач, когда происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т. п.). Решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями.

        Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

        Таким образом, учебный диалог имеет обширный образовательный потенциал, так как способствует формированию УУД. Предлагаю рассмотреть стенограмму урока русского языка во 2-ом классе по теме «Нахождение подлежащего и сказуемого», в ходе которого можно проследить, на каком этапе и в каких заданиях урока, выстроенного в форме учебного диалога, происходит становление УУД обучающихся.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:

  1. проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
  2. организация учебного сотрудничества;
  3. работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
  4. проектно-исследовательская деятельность;
  5. использование интерактивных возможностей ИКТ;

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, школе позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Всем нам следует перейти « от стихийности – к целенаправленному  и планомерному формированию  универсальных учебных действий».  В связи с этим встают вопросы:

- Чему учить (обновление содержания)?

- Ради чего учить (ценности образования)?

- Как учить (обновление средств обучения)?

Здесь на помощь учителю придут новые программы разработанные издательством «Просвещение»,  а так же методические пособия:

«  Универсальные учебные действия» , «Планируемые результаты начального общего образования », «Оценка достижений планируемых результатов», «Проектные задачи в начальной школе» под ред.  А.Г. Асмолова.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?
        Они:
        - обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
        - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать  со  взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
        - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

                Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. 

На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем. Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности  организации своей деятельности? 

      Первое  условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

   Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и  оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами:  быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования,  быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. 

Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, я делаю процесс учения привлекательным для своих учеников:  

         -  не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а   организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- соблюдаю преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;

-  выбираю средства обучения, формирующие  у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

-  создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

-  формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

-  создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

      СПОСОБЫ, какими я реализую данное условие, следующие:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА (по Е. Л. Мельниковой), которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного  усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики  в ходе специально организованного учителем диалога.

 Применение  ИКТ  позволяет сделать процесс обучения  для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира. Применяя свои знания, полученные на уроках информатики и ИКТ, они учатся использовать компьютер в обучающих целях, учатся общению, пытаются представить результат деятельности в виде  цифрового продукта. Средства ИКТ позволяют учителю применять на уроках интерактивные методы обучения.   

 В настоящее время ВЫБОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА  представляет собой ощутимую проблему. Ведь содержание УМК должно быть доступным, образцовым и современным.

Третье  условие для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка.

      Наш с ребятами девиз в этом направлении: «Много знать – престижно, помогать товарищу – нормально, жить без творчества и активности – скучно».  Поэтому способом выполнения данного условия является организация сетевого взаимодействия.

Четвертое условие для успешного формирования УУД – диагностика.

      На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов нами была определена модель выпускника начальной школы. В ней как раз и заложена сформированность всех четырех видов УУД. В своем классе я, начиная со  первого года обучения, провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД. Развитие УУД данного вида происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности; о высоком уровне сформированности учебной деятельности можно говорить в случае осознанного и самостоятельного осуществления школьником ее компонентов: мотивационного, целевого, исполнительского  и контрольно-оценочного. Результаты диагностики составляют часть портфолио обучающихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост.

    Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе. Уверена, что моему ученику  будет  интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Он обязательно будет успешен, а, значит, счастлив.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной читательской деятельности в начальной школе

Как помочь детям полюбить уроки чтения, читать с удовольствием?...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся и система формирования навыков самостоятельной деятельности.

Доклад на методическом совещании «Организация  самостоятельной деятельности» (из опыта работы)....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности

Обобщение опыта реализации  программы  внеурочной деятельности  «Час развития» по формированию проектно-исследовательской  деятельности младших школьников»в ...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...