Использование ИКТ в образовательном процессе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Корягина Марина Валерьевна

Организационные формы и методические приёмы использования информационных технологий в образовательном процессе в контексте положений ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационные формы и методические приёмы использования информационных технологий в образовательном процессе в контексте положений ФГОС НОО

Подготовила: Корягина М.В.

Ноябрь, 2012

Информатизация как внедрение новых информационных технологий

Выделяет следующие направления внедрения ИКТ в систему образования:

  1. Использование ИКТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся с целью формирования пользовательских ИКТ-компетенций.
  1. Использование ИКТ в качестве средства представления знаний и средства обучения.
  2. Использование ИКТ в качестве систематизации и распространения передовых педагогических технологий.
  3. Автоматизация процесса обработки, накопления данных.

Среди методов и стратегий организации учебного процесса с использованием ИКТ, рассмотрим те, которые представляют особый интерес. Эти стратегии обучения рассчитаны на применение широко распространенных компьютерных программ. Такие программы предназначены для обработки текстов и работы с базами данных, анализа данных с помощью электронных таблиц, поиска информации в Интернете и др.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Офисные технологии

Возможности офисных технологий таковы, что при умелом подборе заданий, создании на уроках атмосферы творчества, использование этих программ помогает развивать у учащихся воображение, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность учащихся.

Так, современные текстовые редакторы представляют собой совершенные технологические инструменты, сочетающие простоту и предсказуемость простейших операций с многообразием возможностей. Использование текстовых редакторов на уроках стимулирует работу по выполнению различных письменных заданий: рефератов, эссе, лабораторных отчетов, тестов, кроссвордов и др.

Широкие возможности предоставляют табличные процессоры, позволяющие работать с электронными таблицами:

  • знакомство с различными формами представления данных;
  • исследование законов и формул;
  • построение графиков и диаграмм с помощью "Мастера диаграмм";
  • проведение  практических работ.

Применение электронных таблиц благодаря строгости представления исходных данных и формул, необходимых для получения результата, способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного системного подхода к представлению информации и решению стоящей проблемы.

Презентационные программы позволяют учителю стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета. Прежде всего, это создание компьютерной лекции. Компьютерная лекция - тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача: объяснение нового материала.

Компьютерная лекция - новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Преподавание предмета становится более эффективным.

Основные этапы создания компьютерной лекции:

  • Формулировка темы.
  • Определение количества слайдов и их содержание.
  • Выбор дизайна презентации.
  • Создание слайдов.
  • Переходы между слайдами.
  • Демонстрация презентации.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Мультимедийные презентации.

Мультимедиа объединяет разнородные информационные объекты – такие как текст, графика, видео, анимация и звук. При подготовке презентаций учащиеся приобретают новые знания и умения в процессе планирования, проектирования и создания мультимедийного продукта. Кроме того, учащиеся готовят устные доклады, сопровождающие показ готовых презентаций.

Если учащиеся получают возможность с помощью технологий представлять результаты интересного проекта или учебной деятельности, то достигается высокий уровень мотивации к обучению.

Создание мультимедийного продукта реализуется через учебный план: сотрудничество → общение → непрерывность → выбор → схематизация → композиция.

Сотрудничество вовлекает учащихся в совместную работу, которая помогает обменяться идеями и развить вопросы.

Общение - важная стратегия для построения нового понимания и это основа сотрудничества. Обсуждение, беседа помогают обдумать идеи, перефразировать, суммировать, позволяют артикулировать мысли.

Непрерывность - предполагает понимание того, что учение - это процесс, который требует времени. Учение через эту стратегию означает чтение, размышление, постановку новых вопросов.

Выбор - это стратегия, которая дает школьникам чувство контроля над их собственным процессом учения. Процесс выбора - формирование навыков принятия решений, умений принимать ответственность.

Схематизация (графическая организация) - стратегия облечения идей в форму рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Возможности графического изображения предлагают альтернативу письменному слову для представления идей. Умение представить свои мысли в виде схемы, таблицы или графика помогает структурировать знание, оно расширяет письменную коммуникацию иллюстрированием, суммированием и разработкой идей, помогает раскрыть связи между ними.

Композиция (компоновка) - это формулирование мыслей в письменной форме.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Уроки с опорой на Интернет.

Данная форма организации учебного процесса построена на основе модели поиска в Интернете, в результате которого учащиеся получают основную часть необходимой им информации, работая с сетевыми ресурсами. При этом они учатся эффективному расходованию времени при поиске; основное внимание уделяется обработке информации, а не самому процессу поиска; развивается исследовательское мышление (умение анализировать, синтезировать, критически оценивать результаты).

Урок с опорой на Интернет

Формат урока, построенного с опорой на Интернет

Вводная часть – учитель рассказывает учащимся о предстоящей работе, стараясь создать атмосферу заинтересованности.

Задание – учитель объясняет, что учащиеся должны получить в результате проведенной работы.

Процесс – учитель описывает шаги, необходимые для выполнения задания.

Ресурсы – учащимся предоставляется перечень выбранных преподавателем Интернет - сайтов, которые помогут им работать над заданием.

Оценка – преподаватель определяет общие правила оценки результатов работы учащихся.

Выводы – учащимся предлагается обдумать полученные результаты, сделать выводы и обобщения.

Учитель выступает на уроке в роли эксперта и консультанта, направляющего учебный процесс. Центром самостоятельного процесса учения становится ученик, который развивает навыки информационной грамотности через формальную и неформальную практику с задачами, требующими поиска и отбора информации из максимально возможного массива ресурсов. Это позволяет учитывать разнообразие способностей и интересов учащихся, учитывать различные индивидуальные особенности и стили учения.

Постоянное использование информационных ресурсов формирует и навыки самостоятельной работы, и навыки информационного поиска.
Этот подход можно определить как основание, или платформу, на которой реализуются программы формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности.

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Сетевые телекоммуникационные проекты

Организация современной школой сетевых проектов дает возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Эта модель предполагает организацию через каналы Интернета проектной учебной деятельности в такой форме, как совместная работа учащихся и учителей одной школы с учащимися и учителями других школ. В процессе такой работы они могут обмениваться:

  • опытом;
  • мнениями;
  • данными;
  • информацией;
  • методами решения проблемы;
  • результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой проектной деятельности включают в себя электронную почту, списки рассылки, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, а также социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Выйдя за рамки своего урока, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесет много интересного и продуктивного на его урок. Сетевой проект, организованный школой, позволяет повышать профессиональный уровень педагога.

Выделяют следующие этапы организации сетевого проекта:

  1. Определение темы сетевого проекта.
  1. Выделение проблемы внутри темы.
  2. Определение типа проекта.
  3. Определение целей и задач проекта.
  4. Создание структуры проекта.
  5. Определение сроков проведения проекта.
  6. Определение вида итогового продукта.
  7. Организация компьютерной поддержки проекта.
  8. Материальное обеспечение проекта.
  9. Объявление конкурса в сети.
  10. Проведение проекта.
  11. Подведение итогов и объявление их в сети.
  12. Анализ методической и организационной сторон проведенного проекта.

На сайте Летописи.ру (http://letopisi.ru) можно познакомиться с сетевыми проектами, основанными на данной модели.

Краткие выводы

Ключевые моменты

  • Современные информационные и коммуникационные технологии являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, изменения парадигмы образования, отвечающей условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
  • Обладание навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является требованием современного общества.
  • Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться не количеством компьютеров поставленных в школу или доступом в Интернет, а качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс, эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организационные формы и методические приёмы использования информационных технологий в образовательном процессе в контексте положений ФГОС НОО» Ноябрь, 2012 год

Слайд 2

Вопросы для обсуждения: О методической поддержке учителя: конструктор урока; 2. О требованиях ФГОС НОО к формированию умения работать с информацией.

Слайд 3

Информатизация как внедрение новых информационных технологий Использование ИКТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся с целью формирования пользовательских ИКТ-компетенций Использование ИКТ в качестве средства представления знаний и средства обучения Использование ИКТ в качестве систематизации и распространения передовых педагогических технологий Автоматизация процесса обработки, накопления данных

Слайд 4

Стратегии включения ИКТ в учебный процесс. Текстовые редакторы Электронные таблицы Презентационные программы Офисные технологии

Слайд 5

Основные этапы создания компьютерной лекции: Формулировка темы Определение количества слайдов и их содержание Выбор дизайна презентации Создание слайдов Переходы между слайдами Демонстрация презентации Компьютерная лекция – тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу.

Слайд 6

Мультимедийные презентации сотрудничество → общение → непрерывность → выбор → схематизация → композиция

Слайд 7

Уроки с опорой на Интернет Вводная часть Задание Процесс Ресурсы Оценка Выводы

Слайд 8

Сетевые телекоммуникационные проекты Средства организации такой проектной деятельности включают в себя: электронную почту, списки рассылки, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы Летописи.ру ( http://letopisi.ru )

Слайд 9

О методической поддержке учителя: конструктор урока

Слайд 10

Алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор” Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами. Изучение разных приёмов и их комбинаций Структурирование всех приёмов в “Конструкторе” Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор” Создание собственного “Конструктора” уроков

Слайд 13

Интеллектуальная разминка “ Да - нетка” Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Идеальный опрос Игра в случайность Пресс-конференция Графический диктант. Практичность теории. Лови ошибку! Вопросы – суждения к тексту Конкурс загадок Игра-тренинг Опрос-итог “ Сочинялка” Три уровня домашнего задания Необычная обычность Идеальное задание Творчество работает на будущее

Слайд 14

Значительно возрастает многообразие уроков Происходит систематизация методических приемов Снижается время на подготовку уроков При подготовке к урокам уделяется большее внимание организации начала и конца урока, объяснению домашнего задания Повышается интерес учащихся к предмету и качество обучения Возрастает творческий потенциал учителя Преимущества применения современной педагогической техники “Конструктор” :

Слайд 15

О требованиях ФГОС НОО к формированию умения работать с информацией

Слайд 16

- Современные ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения; - Обладание навыками использования средств ИКТ, основами информационной и коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является требованием современного общества; Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться качественными показателями эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Презентация - форма использования ИКТ в образовательном процессе

Использование презентаций на уроке в начальной школе - это одна из наиболее удачных форм ИКТ. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимая эмоциональную и психологическ...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.     Основной целью работы учител...

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Использование ИКТ в образовательном процессе

Использование ИКТ в образовательном процессе...

Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы

В данной работе раскрывается практическая значимость ИКТ в образовательном процессе, приведены яркие примеры использования....

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...