доклад «Индивидуализация учебного процесса»
статья на тему

Чистякова Людмила Валерьевна

доклад проведён в рамках МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya_uchebnogo_protsessa.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  ООШ  с.Краснояриха

муниципального района Челно-Вершинский

Самарской области

Доклад

Тема: «Индивидуализация учебного процесса»

проведённый в рамках методического объединения учителей ГБОУ ООШ с. Краснояриха

Составила: учитель начальных классов Чистякова Л.В.

2012 год

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА -

ГАРАНТ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА

 Что такое индивидуализация обучения?

Принцип индивидуализации,  не нов. Ещё Песталоцци предостерегал педагогов от попытки «стричь всех детей под одну гребёнку». Педагогика всегда провозглашала необходимость индивидуального подхода к детям, учёта их индивидуальных особенностей, склонностей и др.

Индивидуализация – это не построение особой, исключительной для каждого ребёнка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития в конкретной ситуации.

Учитель, взаимодействуя с ребёнком, опирается не только на его знания и особенности учебных навыков, но и на его психологические особенности. Учитывается не только темп работы, характерный для ребёнка, но и такие качества личности ученика, как уверенность в себе, открытость или замкнутость. То есть, задача учителя – найти «ключик» к каждому ребёнку, создать атмосферу доброжелательности на уроке. Хоть это и кажется очевидным, достичь этого не всегда бывает просто.

Какие цели преследует индивидуализация обучения?

Одна из приоритетных задач индивидуализации обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала. Проще говоря, ученики не должны обезличиваться. Акцент ставится именно на сохранении неповторимого облика ребёнка, который проявляется и в его учебной деятельности, и в социализации личности, и в саморазвитии ученика.

Следующая цель направлена на обеспечение средствами индивидуального обучения - выполнения учеником учебной программы. Это значит, что осуществляется профилактика неуспеваемости ученика. Педагог определяет все моменты, которые необходимо доработать, он предупреждает потенциальное отставание ребёнка в учёбе.

Кроме этого, учитель должен определить зону ближайшего развития ребёнка, она и будет диктовать педагогу особенности формирования общих учебных знаний, умений и навыков.

Л.С. Выготский писал: «Развитие есть результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это действительно так. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»…

Но обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, не всегда даёт развивающий эффект.

Развитие – это сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность в выборе необходимых средств для решения учебных задач.

Нельзя, просто опираясь на память ребёнка, выдавать огромный объём материала. Академик Александр Минц отмечал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Большое количество нестандартных заданий, постоянные трудности, опережающий материал, заставляют мозг ученика мобилизовать свои возможности.

Индивидуальное развитие – это сформированное умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи.

Он должен сам добывать знания. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск события. Уроки, как правило, начинаются с проблемной ситуации. Ребёнок учится обосновывать, защищать своё мнение.

Индивидуальное развитие – это сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину ошибки, самостоятельность в оценке процесса и результат.

Начало урока – возникшая проблема, приводит к барьеру, к паузе, где учащийся стоит перед личным незнанием. Это препятствие практического действия – «я осознаю личную проблему». После изучения материала, после выполнения заданий – многочисленные тренировочные упражнения по поиску ошибок – сначала чужих, потом своих. Детям очень нравится такой вид упражнений (русский язык). Это учит так же оценивать свою деятельность.

Не забывайте и о том, что индивидуальный подход тесно связан с одним из главных аспектов обучения – сравнивать ученика только с самим собой. То есть все успехи ребёнка необходимо соотносить с его предыдущими результатами, это же касается и отрицательной динамики в учёбе. Это правило помогает ребёнку относиться к себе критически и не бояться «быть хуже кого-то». Один такой страх быть униженным перед всем классом (а многие дети именно так воспринимают критику) может на все школьные годы сформировать у ребёнка негативную установку в отношении учёбы.

      Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.
      Индивидуальный подход обеспечивает:
           * устранение трудностей в учении отдельных школьников.
           * возможность развития всех способностей учащихся.  

            * систематическое изучение каждого ученика;
           * постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
           * выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
           * фиксация и анализ полученных результатов;
           * постановка новых педагогических задач.
    Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.
    Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.
    Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива,
идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений.
        Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный и подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.
      Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

      Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика.

      Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.
Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность.
    Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся: создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности, осознающей конечную цель и конкретное задачей обучения; повышается мотивация учения, формируется новое прогрессивное педагогическое мышление, учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся, учится видеть в “бесспорных достижениях” и теневые стороны, мешающие максимальному развитию успеха, а также в явных недостатках замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.

В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка». Главной целью начального образования сегодня становится обеспечение целостного развития личности учащегося. И оно призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Как сохранить и поддержать индивидуальность ученика начальных классов в учебной деятельности? Как повысить познавательный интерес к учебе младшего школьника? Как добиться повышения результативности урока, при разных способностях учеников?

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по всем учебным программам и предполагает умелое сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.

Конструкция урока: первая часть – обучение всех, вторая часть – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учениками.

Модель урока АСО

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

В этой модели учитель часть времени работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время, используется для самостоятельной работы учащихся, при которой не только наблюдает за работой, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Как видно, главное внимание должно быть уделено полной занятости учащихся на уроке: они работают или совместно с учителем, слушая его объяснения, инструкции, наблюдают, анализируют, одновременно тренируются, или самостоятельно в парах, или обособленно (индивидуально), выполняя задания с адаптацией.

Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися класса обучать их приёмам самостоятельной работы: взаимоконтролю, взаимообучению, взаимооценке, самоконтролю и самооценке. Введение самооценки (рефлексии) обусловлено её важностью с точки зрения построения личностно – ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.

Согласно общей идеологии стандартов второго поколения реальные учебные достижения каждого отдельного ученика определяются, прежде всего, его собственным выбором, основанным на самооценке своих познавательных возможностей, способностей, интересов и потребностей, а также кадровыми, материально-техническими и другими возможностями образовательного учреждения.

В завершении можно сказать, что реалии дня сегодняшнего диктуют нам ценность индивидуальности, неповторимости личности, уникальности мышления, творчества, общения, а значит индивидуализация обучения особенно актуальна сегодня.

Какой главный вопрос должна  решить индивидуализация образовательного процесса?

  • обеспечить успешность каждого
  • раскрыть возможность каждого
  • сохранить психологическое здоровье
  • обеспечить комфортность
  • достижение результата

Индивидуализация предлагает:

  • мотивацию учения и других видов деятельности
  • организацию самодвижения к конечному результату
  • учёт интересов и способностей
  • обеспечение личностного уровня овладения базовой культурой (знание предмета, личностные результаты)

Переход от «чему учить» к «как учить» (деятельность учащихся организована специальным образом, осуществляется на основе особой организации знаний, учитель несёт функцию управления).

Критерии используемые в процессе индивидуализации:

  • общее содержание
  • общие планируемые результаты
  • коллективная форма деятельности (все общаются со всеми)
  • темп усвоения разный
  • уровень усвоения разный
  • критерии оценки одинаковые

****** Одна из приоритетных задач индивидуализации обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала. Акцент ставится именно на сохранении неповторимого облика ребёнка, который проявляется и в его учебной деятельности, и в социализации личности, и в саморазвитии ученика.

Индивидуализация обучения  осуществляет профилактику неуспеваемости ученика.

Индивидуализация обучения формирует умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность в выборе необходимых средств для решения учебных задач, умение самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Здоровьесбережение в учебном процессе"

Доклад на семинаре учителей начальных классов...

Доклад по теме "Формы организации учебного процесса".

Доклад по теме "Формы организации учебного процесса"....

Доклад на тему" Дидактическая игра как средство повышения учебного процесса"

Творческий отчет по теме самообразования.Актуальность темы обусловлена её значимостью для современной школы, поскольку дидактические игры как одна из форм работы учителя играют важную роль в процессе ...

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения учителей начальных классов....

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения начальных классов....

доклад «Организация учебного процесса при проведении курса ОРКСЭ»

Является ли курс ОРКСЭ требованием времени? Наверное, все понимают, что является. Нужен ли он детям, школе, а следовательно, и обществу в том виде, в котором предложен межведомственной комиссией? Дума...